Олимпийский чемпион Алексей Ягудин в ноябре прошлого года провел во время фестиваля зимних видов спорта Winter Fest мастер-класс юным свободненским спортсменам.
В Амурской области компания прорабатывает проект строительства рядом со Свободным Амурского газохимического комплекса — крупнейшего производства полиэтилена и полипропилена из компонентов природного газа. Именно поэтому город президентского внимания и Благовещенск с самого начала были включены в «Формулу». Поддержка спорта, развитие образования, организация крупных культурных событий, волонтерские инициативы, охрана окружающей среды — это лишь некоторые направления социальных инвестиций СИБУРа в Приамурье. Чем программа отличается от традиционной благотворительности, как социальные инвестиции влияют на качество жизни людей и можно ли измерить их эффективность — в интервью «Амурской правде» рассказал директор по обеспечению поддержки бизнеса в регионах присутствия СИБУРа Станислав Каспаров, в чью зону ответственности входит в том числе и реализация «Формулы хороших дел».
От благотворительности — к инвестициям
— Станислав Сергеевич, почему «Формула хороших дел» — это не благотворительный проект, а программа социальных инвестиций? Ведь, по сути, вы занимаетесь реализаций благотворительных мероприятий?
— Давайте разберемся, и станет понятно, что это уже давно не благотворительность. Деятельность компании в социальной сфере последовательно эволюционировала, опираясь на лучшие мировые практики. Первый этап — когда программы как структурированного, пронизанного едиными целями и сквозной логикой продукта еще не существовало, и все социально значимые инициативы, реализуемые в регионах деятельности СИБУРа, мы называли благотворительными проектами. Со временем портфель таких проектов увеличился, выросло и количество благополучателей на региональном уровне, при этом стало очевидно: эта деятельность хоть и имела доброе начало, но не была частью системной политики, редко коррелировала с основной стратегической философией СИБУРа и не стимулировала местные сообщества к активному участию в развитии своих городов.
Диапазон тем и содержания проектов был чрезвычайно широк и не позволял выделить ключевые направления и фокусы внутри этих направлений. Где-то поддерживали, условно говоря, детские больницы, а где-то — профессиональный спорт. Мы пришли к выводу, что для того чтобы добиваться системных изменений, устранять причины, а не следствия, и в итоге повышать качество жизни людей, нам нужно сфокусироваться на ключевых направлениях. И это должны быть направления, в которых, во-первых, у нас есть достаточный опыт и экспертиза, компетенции для решения поставленных задач и четкое представление ожидаемых результатов. А во-вторых, это должны быть направления, безусловно актуальные и значимые для наших городов. Так были определены шесть направлений: развитие городов, образование и наука, спорт и здоровый образ жизни, охрана окружающей среды, культура, волонтерство.
В первые два года приоритетной задачей стал плавный и безболезненный для всех заинтересованных сторон — от Корпоративного Центра СИБУРа до благополучателей в каждом городе — переход от периодических благотворительных траншей к осмысленному, запланированному, с постановкой четких целей и задач, социальному инвестированию.
Футбольный матч с участием российских актеров, музыкантов и певцов прошел в Свободном в день 107-летия города
— Почему такую модель вы назвали «социальными инвестициями»?
— Вероятно потому, что, инвестируя средства, инвестируя свои организационные и интеллектуальные ресурсы, мы хотим получить определенные дивиденды. Только выражаться они будут не в денежном эквиваленте (вложил рубль — получил Х рублей возврата), а в социальных эффектах, значимых не только для компании, но и для всего общества. Мы очень четко представляем позитивные изменения, которые должны произойти благодаря нашим вложениям в то или иное направление. А в целом, реализуя программу «Формула хороших дел», мы хотим внести свой вклад в устойчивое развитие нашей страны.
«Эффективный проект долго живет»
— Имеются ли количественные параметры, которые измеряют эффективность социальных инвестиций в регионе?
— Это очень актуальный вопрос, ответ на который ищут многие крупные компании, авторитетные эксперты и отраслевые объединения. Существует несколько подходов к оценке эффективности социальных инвестиций. Самый простой и понятный — посчитать какие-то понятные параметры: например, количество созданных инфраструктурных объектов, их потенциальную вместимость или проходимость и так далее. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, результаты будут в определенной степени лукавы. Например, построено 15 площадок для воркаута — казалось бы, отличный результат. Но если 14 из них пустуют или находятся в одном районе, а в других районах таких площадок нет, то не стоит гордиться цифрой 15. В данном случае она свидетельствует не о масштабе и эффективности, а о том, что мы, не изучив ситуацию, потратили чистую прибыль компании впустую. Наши задачи — изучить социологию, оценить актуальность для жителей и потенциальную востребованность проекта, сформировать сообщество, которое будет готово дальше этот проект двигать, и только потом приступать к реализации.
Мастер-классы для тренеров по баскетболу в зале в городе Свободном, отремонтированном по стандартам NBA
Я бы сказал, что для нас главным критерием эффективности является показатель устойчивости проекта — как долго он «живет», расширяет ли со временем свою аудиторию, наполняется ли новыми смыслами, начинает ли через какое-то время привлекать дополнительные ресурсы в свой город или содействует развитию в городе новых компетенций и навыков.
Отличный пример такого проекта — фестивали «Я люблю науку», которые мы организуем совместно с Агентством социального маркетинга, нашим федеральным партнером. На старте проекта аудитория каждого фестиваля была около 2 000 школьников, но с каждым годом она растет, а фестиваль, со своей стороны, постоянно адаптирует программу под самые свежие тренды естественно-научного образования.
— В Амурской области осенью 2019 года фестиваль «Я люблю науку» и Фестиваль актуального научного кино собрали около пяти тысяч школьников в Благовещенске и Свободном.
— Думаю, это говорит о том, что проект развивается в правильном направлении. Детям интересно, они испытывают огромный восторг от процесса получения новых знаний, просыпается желание заниматься наукой. Родители вовлекаются в процесс прямо на фестивале, а педагоги могут лично пообщаться с ведущими экспертами и преподавателями лучших московских школ для обмена опытом. Выигрывают все — дети расширяют кругозор и представление о возможных карьерных траекториях, педагоги узнают о новшествах в подходах к преподаванию естественно-научных дисциплин, компания формирует базу для будущего кадрового резерва и заодно решает проблему качественного досуга, что особенно важно для жителей малых и удаленных городов.
Честный отбор
— Можно сказать, что СИБУР вкладывает в нематериальное и побуждает других вкладывать в развитие этих направлений?
— Совершенно верно. По данным нашего исследования, многие грантополучатели и партнеры «Формулы хороших дел» в последние два года стали активно привлекать внешнее финансирование на дальнейшее развитие и масштабирование проектов, которые когда-то были запущены при поддержке СИБУРа. И это стало возможным благодаря тому, что на протяжении всех четырех лет мы не только оказывали финансовую и организационную поддержку, но и обучали основам социального проектирования и подготовки конкурсных заявок. То есть занимались умным инвестированием в образование людей. Первые результаты уже видны, продолжаем двигаться дальше в этом направлении.
Открытие IT-cube в Свободном
— Программа «Формулы хороших дел» состоит из ряда элементов: есть конкурс грантов, конкурс волонтерских проектов для сотрудников, конкурс грантов для студентов и большой блок межрегиональных проектов. Как вы выбираете эти проекты?
— У нас сложная многоэтапная система отбора, но при этом очень прозрачная. В процессе оценки мы ориентируемся на несколько критериев. Во-первых, безусловно смотрим на федеральную повестку, приоритеты государства в социальной сфере, которые зафиксированы в национальных проектах. Такой подход помогает нам выстраивать продуктивный диалог с органами власти на местах, поскольку векторы нашего движения совпадают.
Во-вторых, стараемся беспристрастно оценить ситуацию в каждом городе и регионе на основе социологии и собственной экспертизы. Какие вопросы волнуют жителей (и в том числе — наших сотрудников), какие проекты важны для организаций социальной сферы, чем занимаются ведущие городские и региональные НКО и так далее.
И, в-третьих, обязательно обращаемся к генеральным директорам и сотрудникам наших предприятий на местах. В нашем понимании, именно они знают свои регионы как никто другой. После сбора мнений обязательно проводим обсуждение с учетом всех указанных факторов, по итогам которого уже выходим на финальный перечень проектов для поддержки. Так что это честный отбор с участием широкого круга специалистов.
Экоуроки в школах Свободного
«Хотим участвовать в социальной повестке Приамурья»
— СИБУР еще прорабатывает инвестиционные решения по проекту Амурского газохимического комплекса, но проекты «Формулы хороших дел» реализуются в Амурской области с 2016 года. Почему компания заранее начала программу социальных инвестиций в регионе?
— СИБУР в лице НИПИГАЗа, который управляет строительством Амурского ГПЗ «Газпрома», де-факто присутствует в Амурской области уже довольно давно. Поэтому мы посещаем, изучаем эту территорию, наблюдаем, строим планы. Есть наше собственное желание участвовать в социальной повестке региона. Есть запросы со стороны региона, наших сотрудников, жителей — и мы эти запросы, разумеется, учитываем. Наконец, есть планы по развитию, связанные с Амурской областью и имеющие долгосрочную перспективу. Хороший пример совпадения запросов и потребностей всех сторон — детский технопарк Кванториум. Этот проект соответствует задачам направления «Образование и наука» программы «Формула хороших дел», реализуется в рамках национального проекта «Образование» и отвечает потребностям жителей области, поскольку создает новые возможности для детей и подростков. Соответственно, логичным шагом для компании было поддержать открытие Кванториума в Амурской области.
Бронзовый призер Олимпиады-2012 Евгений Воронов летом прошлого года принял участие в открытии Центра уличного баскетбола в Благовещенске
— Можно ли сделать вывод о том, что когда будет принято окончательное инвестиционное решение по проекту Амурского ГХК, то и проектов «Формулы хороших дел» в регионе станет больше?
— Я думаю, что такой вывод справедлив. Если финальное решение по конфигурации проекта АГХК будет принято в первой половине 2020 года, то мы сможем включить Амурскую область в географию всех конкурсных отборов проектов на 2021 год, поскольку конкурсы проходят осенью.
— Программа работает уже четыре года, планируется ли ее как-то менять, развивать? Появятся ли новые направления или какие-то прорывные новые проекты?
— Безусловно, весь предыдущий опыт развития «Формулы хороших дел», о котором я говорил ранее, свидетельствует о том, что мы постоянно работаем над ее развитием, не даем ей застояться. Не забываем, что это самая географически распределенная программа социальных инвестиций в России: мы реализуем «Формулу хороших дел» в 23 городах, демонстрируя отличную динамику, примерно одинаковую в каждом регионе деятельности компании. Мы точно не планируем останавливаться на достигнутом. Нам интересно быть в авангарде — такая философия позволяет привлекать перспективных партнеров и открывать новые возможности для наших городов и их жителей.
Партнерский материал
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии