Фото: ПАО "ДЭК"Фото: ПАО "ДЭК"

— Александр Николаевич, сейчас много внимания уделено эффективности дальневосточных компаний и активов РусГидро на Дальнем Востоке, ДЭК оправдывает экономические ожидания?

— По итогам 2019 года Дальневосточная энергетическая компания обеспечила хороший результат, это явилось следствием реализации программ повышения операционной эффективности за счет целого ряда мероприятий, как в рамках основной деятельности, так и за счет активного развития различных видов услуг. Например, приема функций сбыта энергии, оказания комплексных услуг по ведению расчетов ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам по вывозу ТКО, фонду капремонта и управляющим компаниям на базе Единых расчетных центров. Кроме того, за счет мероприятий в рамках программ повышения эффективности и оптимизации основных бизнес-процессов. Все это позволило компании в ушедшем году выйти на чистую прибыль, превышающую на 40% плановые показатели.

387 тысяч жителей и 11,4 тысячи юридических лиц обслуживает  ДЭК в Амурской области

Удалось повысить и платежную дисциплину. Увеличение уровня оплаты позволило оптимизировать кредитный портфель (на 28% от уровня 2018 года) и стоимость его обслуживания. По итогам 2019 года ПАО «ДЭК» обеспечены расчеты со всеми контрагентами в соответствии с условиями заключенных договоров, выполнены обязательства на оптовом рынке.

География растет

— Компания расширила зону своей деятельности на Дальнем Востоке за каких-то пару лет. Не сулит ли это жителям ростом стоимости услуг: один монополист — за сколько хочу, за столько продаю?

— ПАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком на территориях Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, ЕАО. А с приемом функций сбыта энергии в рамках заключенных агентских договоров с ДГК, «Сахалинэнерго», «Якутскэнерго» по Нерюнгринскому району Якутии и «Камчатскэнерго» география деятельности действительно расширилась с четырех до семи субъектов РФ. Расширение зоны деятельности обусловлено стратегией развития РусГидро в части повышения эффективности и унификации видов деятельности.

Сбытовая деятельность — основное профильное направление нашей компании. Мы понимаем основные бизнес-процессы, методологию сбытовой деятельности, а сейчас уже и требования стандартов обслуживания клиентов. Вместе с тем прием функций сбыта на новых территориях, безусловно, был очень важным и ответственным шагом для нашей компании. От уровня сборов за поставленные ресурсы зависит возможность обеспечить необходимые расчеты за топливо, ремонты, по заработной плате и налогам. Без постоянной работы по сбору денег с конечных потребителей невозможна реализация масштабных инвестиционных программ нашими коллегами — ДГК, Сахалинэнерго, Якутскэнерго и Камчатскэнерго. Кроме того, перед нами стояла задача не просто обеспечить существующий на каждой конкретной территории функционал сбытовых подразделений и уровень расчетов, но и реализовать единые подходы РусГидро в качестве обслуживания. Важно отметить, что стоимость услуг ДЭК по заключенным агентским договорам не превышает уровень собственных затрат, утвержденных региональным органом власти до передачи функций, а по большей части договоров снижена в первый же год принятия функций. Мы работаем исключительно в рамках утверждаемых тарифов на территориях нашего присутствия. И исполняем все взятые на себя договорные обязательства.

— Спрос на электроэнергию обычно говорит о развитии территорий. Как вы оцениваете в этом плане «самочувствие» регионов? Повлияет ли приход ДЭК на новые территории на макроэкономические показатели?

— Безусловно, большая энергетика не живет в отрыве от экономического развития страны. Спрос на энергорынке — понятие субъективное, к примеру, в 2019 году он был ниже на 1,3%, чем в 2018-м. Но это в большей степени продиктовано высокими температурами в течение года. А вот хорошим примером может служить уровень оплаты, ведь платежная дисциплина напрямую связана с качеством жизни, уровень оплаты по обществу составил 99,4%.

Александр Юров: «Платежная дисциплина напрямую связана с качеством жизни»

Любые, даже самые незначительные на первый взгляд изменения в нашей отрасли будут влиять так или иначе на жизнь дальневосточников. Развитая инфраструктура ЖКХ является одним из важных критериев инвестиционной привлекательности, а также оценкой уровня жизни регионов. ДЭК активно реализует программы по повышению качества обслуживания клиентов путем открытия высокотехнологичных офисов, создания и развития интерактивных способов работы с клиентами, развития биллинговых комплексов и т. д. Мы должны стать неким мостом, который предоставит возможность в режиме «одного окна» комфортно и быстро решить все вопросы, касающиеся сферы ЖКХ, начиная от присоединения к электрическим сетям, получения договоров, оплат до решения вопросов в одном удобном офисе или онлайн.

«Единое окно» повышает собираемость платежей

— Вы упомянули «единое окно». ДЭК сейчас открывает центры, куда можно обращаться по всем вопросам. Идея красивая, но как с реализацией?

— Помимо экономической эффективности, прием функций сбыта на новых территориях дает возможность улучшать обслуживание граждан за счет обновления клиентских офисов, реализации единых стандартов работы с потребителями, внедрения более современных и технологичных способов сервисов. Это инвестиции, которые делает РусГидро в экономику региона.

Услуги «единого окна» у нас оказываются в Единых расчетно-информационных центрах уже в девяти городах Дальнего Востока, 14 февраля высокотехнологичный ЕРИЦ открылся в микрорайоне Благовещенска. В следующем году запустим еще четыре. Свою эффективность проект доказал в нескольких энергосбытовых компаниях страны. Он предполагает оплату всех услуг по единой квитанции. ДЭК выступает в роли агента для ресурсоснабжающих и управляющих компаний, выставляя квитанции населению и собирая платежи. Эта система позволяет компаниям сэкономить на операционных расходах, а также увеличить процент сбора денежных средств. Вот уже третий год в Райчихинске ЕРИЦ показывает свою эффективность — уровень оплат за услуги достиг 94%. До того как ДЭК взяла на себя функции по сбору платежей в интересах местных коммунальных предприятий, сбор составлял не более 70%. Еще большую эффективность проект показал в Холмске Сахалинской области: за год уровень оплат приблизился к 100%.

Здесь крайне важно согласие всех сторон — от областных властей и муниципалитетов до предприятий-контрагентов. Например, нас активно поддержали Александр Козлов, на тот момент губернатор Амурской области, несколько предприятий ЖКХ и управляющих компаний, поэтому есть большой успех, все стороны довольны.

— С увеличением зоны обслуживания компания расширила и спектр услуг, все это за очень короткие сроки. Но переходный период в любой отрасли — вещь тяжелая, и в погоне за количеством порой страдает качество…

— Конечно, есть и внутренние проблемы, которые замедляют процесс. Например, очень остро стоит вопрос интеллектуальных технологий и расчетной базы. По сути, наша компания — это огромный центр по хранению и обработке колоссального количества расчетных данных. И если еще три года назад мы считали только электрическую энергию, то сегодня количество услуг достигло 18. То есть колоссальные объемы из нескольких расчетных баз нам нужно объединить в одну. Пока нашим специалистам приходится работать сразу в нескольких расчетных комплексах — а это нагрузка и на персонал, и невозможность пока внедрения единого личного кабинета. Но мы к этому идем и, думаю, к концу года вопрос решим. Все наши клиенты смогут работать в одном личном кабинете, управлять своими данными и передавать показания всех приборов учета в одном месте. Кроме того, в планах на текущий год — создание единого кол-центра для всех территорий.

Еще + 10 электрозаправок

В конце ноября в Благовещенске открылась первая электрозаправка. Это действительно долгосрочный проект?

— Да, группа РусГидро прорабатывает детальную программу по беспрепятственному передвижению владельцев электрокаров по всему Дальнему Востоку. Востребованность существующих 10 ЭЗС в Приморском крае и Благовещенске, а также отзывы владельцев электромобилей подтверждают высокий спрос на услугу. Суммарно на ДФО приходится более двух тысяч зарегистрированных электромобилей, и их количество неуклонно растет, особенно в связи с ростом цен на бензин и дизельное топливо. Наличие зарядной инфраструктуры является дополнительным стимулом перехода на электрокары.

Программа на данном этапе рассчитана до 2022 года. Первый этап нами уже реализуется — ведется эксплуатация станций, которые были установлены в 2019 году, в ближайшее время планируется открытие еще 10 ЭЗС в Амурской области, Приморье и Хабаровском крае. В перспективе — соединение трех регионов для возможности межрегиональных поездок, а также пилотные зарядные станции в Камчатском крае и Сахалинской области.

Александр Юров, исполнительный директор ПАО «ДЭК»:

— Наши планы на ближайшие годы — это продолжение работы в направлении повышения качества обслуживания. Будем доводить до логического завершения процессы расчетов, внедрим единую платформу для обслуживания частных клиентов. Летом планируется открытие Личного кабинета для юридических лиц, что позволит корпоративным клиентам обмениваться с нами данными о расходах, подавать заявки, получать отчетные документы без посещения офиса. Отдельным этапом станет перевод наших частных клиентов на электронные квитанции. В планах компании максимально отказаться от доставки бумажных счетов и оставить эту услугу только для отдельных категорий граждан. Уже сейчас любой клиент может отказаться от бумажного счета на сайте компании или оставив заявку в офисе. Также в этом году будут открыты новые офисы ЕРИЦ в Тынде, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске.

Возрастная категория материалов: 18+