Фото: Архив Администрации Курганского сельсоветаФото: Архив Администрации Курганского сельсовета

Биографию односельчан, этих девчонок и мальчишек из сороковых, в администрации Курганского сельсовета знают наизусть. «Это наша гордость, наш золотой фонд! — говорит глава сельсовета Ольга Гончарова. — Эти люди не только ковали победу каждый на своем месте. Они знают войну в лицо. Их свидетельства, их воспоминания — это священные крупицы исторической правды».

К юбилею Победы в Курганском сельсовете начали готовиться в прошлом году. Что особенно ценно — все мемориальные проекты выполнены не только при активном участии жителей, но и по их инициативе, подчеркивает глава сельсовета. 

Односельчане голосуют за память

— Ольга Владимировна, что еще было сделано во время подготовки к празднику? 

— В сентябре прошлого года вместе с жителями села Голубое выполнили косметический ремонт памятника погибшим односельчанам. А вот в Глухарях до недавнего времени не было ни одного мемориала, куда люди могли бы прийти почтить память погибших родственников, положить цветы. Жителей на День Победы мы возили в село Голубое. И мы, и сельчане посчитали, что это несправедливо. Поэтому решили эту несправедливость исправить: установить памятный постамент защитникам. Депутаты оперативно приняли решение о выделении финансирования из местного бюджета. Жители очень активно помогали. И взрослые, и ребятишки очистили площадку, подготовили место для установки. Теперь и в селе Глухари есть свое памятное место.

— У этого монумента будет продолжение?

— Да. Постамент станет началом большого проекта в селе Глухари — сквера Памяти. Поскольку у нас уже есть опыт участия в проекте «Инициативное бюджетирование», мы решили продолжить эту полезную традицию. Реализация проекта будет проходить в этом году, мы вошли в число сельских поселений, которым из областного бюджета выделен один миллион рублей на проект, поддержанный жителями.

«Бессмертный полк» пройдет в каждой семье

— В этом году такой большой и значимый юбилей Победы приходится отмечать при особых обстоятельствах. Самая любимая во всем мире акция «Бессмертный полк» проходит в формате онлайн. Вы уже подключились?

— Конечно. Эту акцию мы никому не отдадим! К ней уже подключились все сельсоветы Свободненского района, мы в том числе. На видеороликах будут все фотографии нашего Бессмертного полка. Стартовала и акция «Георгиевская ленточка». Хочу сказать особые слова благодарности нашему Совету ветеранов, волонтерам — у нас они тоже есть, они активно подключились к подготовке всех памятных мероприятий в режиме онлайн. Пользуясь возможностью, хочу от души поздравить односельчан и всех жителей Приамурья с праздником Победы. Здоровья вам, дорогие, счастья, оптимизма и силы духа. Любите и поддерживайте друг друга.

Две Победы пулеметчика Клюшниченко

Михаил Клюшниченко ушел на фронт по призыву в 1943 году, приписав себе один год.

— Парень он был крепкий. Выглядел старше своих семнадцати, — рассказывает сын Михаила Васильевича Сергей Клюшниченко. — Когда стали  комплектовать подразделение для отправки на Запад, на фронте произошли перемены. Тогда как раз закончилась Курская битва, которая стала коренным переломом в войне в пользу Красной армии. Зато зашевелилась Япония, и подразделение отца было решено оставить здесь, на Дальнем Востоке. 97‑й стрелковый полк, в котором служил Михаил Васильевич, дислоцировался в Приморье, неподалеку от Котельниковой погранзаставы. Отец был пулеметчиком, служба его проходила на боевом дежурстве в дзоте — в секрете. Задача перед «секретчиками» стояла жизненно важная: отслеживать все телодвижения противника, пресекать любые попытки самураев проникнуть на нашу территорию.

9 мая 1945‑го Михаил Клюшниченко встретил на боевом посту, в секрете.

— Отец рассказывал: стояла ночь, тишина, и вдруг — крики, стрельба, переполох, ракеты взлетают… Поначалу не понял, что происходит, решил — стычка с японцами. Позвонил своим, чтобы уточнить обстановку, а ему кричат: «Победа!» Тогда, говорит, и я начал стрелять от радости в воздух.

После небольшой передышки подразделение Михаила Клюшниченко направили на войну с Японией. Ушли первым эшелоном, в ночь с 8 на 9 августа, воевали в первой линии наступающих, освобождали Китай и Корею. Именной медалью «За отвагу» Михаил Васильевич был награжден за то, что лишил врага стратегически важной точки — подорвал дзот, из которого японцы вели прицельный огонь по позициям наших стрелков, и таким образом обеспечил прорыв обороны противника и наступление нашей пехоты. Чтобы заставить огневую точку замолчать, Клюшниченко пришлось подползти к ней на опасно близкое расстояние. Не зря, выходит, в секрете сидел, шутил потом Михаил Васильевич, пригодился опыт скрытно передвигаться.

Окончание войны с Японией Михаил Васильевич встретил в госпитале.

— Японцы тогда травили химией водоемы. Видимо, отец где‑то прихватил. Долгое время еще были проблемы с желудком, потом ничего, прошло…

После войны Михаила Клюшниченко направили на службу в милицию. По тем временам — дело обычное: сотрудников не хватало, многие милиционеры не вернулись с фронта. Служил в транспортной милиции, сопровождал поезда с грузами, а еще занимался беспризорниками. Снимал потерявшихся во взрослой жизни маленьких бродяжек с поездов и отправлял в приемник-распределитель. Возможно, тем самым спас не одну мальчишечью жизнь.

— Позже отец работал в колхозе в селе Голубое ¬— он назывался «Переселенец»; одно время возил топливо на севера на прииски. С тех пор так с матерью, Марией Федоровной, и живут вместе в Голубом. Недавно отметили 65‑летие совместной жизни. И детей у них, как в сказке, — улыбается, — два сына. Я вот город бросил, с ними живу, помогаю чем могу, поддерживаю. Отцу в этом году исполнится 94, память иной раз подводит. Но ничего,  крепенькие еще дорогие мои старики…

И у тыла есть свой фронт…

Мария Федоровна Клюшниченко, Надежда Трофимовна Шаталова, Нина Романовна Нестеренко… Им было совсем немного лет — молодые девчонки, школьницы. Но война не делает скидки на возраст.

— Все лето работали в поле, овощи пололи, сено сгребали, на зерновом дворе зерно в мешки грузили. Тогда не было такой техники, возили его мешками на лошадях, — вспоминает жительница Голубого Надежда Трофимова Шаталова. — Все делали. Куда пошлют, туда и идешь. А одежонки, обувки‑то особой не было, так мы все время босиком, а взрослые нам говорят: смотрите, поосторожнее, тяпки острые. Отдыхали только когда дожди шли.

Возрастная категория материалов: 18+