Пандемия не убивает любовь к искусству
— Игорь Матвеевич, вы начали фестиваль в этом году после пандемии у нас. Какое впечатление сложилось от гастролей в Благовещенске?
— Это очень мощное впечатление — и то, что мы начали с Благовещенска, такого замечательного края, на меня, как президента «Золотой маски», и вообще на всех, произвело огромное впечатление. Мы бесконечно благодарны зрителям, которые, несмотря на все сложности, нашли в себе желание и силы прийти в театр. После этих гастролей у меня лишний раз появилось ощущение, как необходим театр в России, как он нужен людям. Театр — это нечто большее, это было всегда и сохраняется. Несмотря на коронавирус, на все напасти, люди хотят видеть на сцене живое общение человека с человеком, узнавать о жизни, о важных вещах, которые необходимы каждому.
Театр всегда призывает к миру. Как мне кажется, он должен давать некую надежду, причем необязательно через какое-то умиротворяющее, позитивное чувство. Чаще бывает как раз наоборот — методом провокации, которая заставляет людей задуматься, всколыхнуться. Театр нужен, чтобы люди отрывались от быта, обращали взоры к звездам и смотрели внутрь себя. И я очень благодарен и благовещенскому зрителю, и Амурской области — принимали нас фантастически. Как тепло и с какой благодарностью приветствовал нас зал после спектакля — это дорогого стоит. Понимаешь, что мы все не зря занимаемся этой, как сказал один человек, «веселой каторгой». Венцом всего этого стали молодожены на балконе, которые пришли на спектакль со свадебной церемонии, — это потрясающе.
— У нас вы как бы в двойной роли: и президент премии, и участник. А раньше удавалось побывать сразу в двух ипостасях?
«Венцом стали молодожены на балконе, которые пришли на спектакль со свадебной церемонии, — это потрясающе».
— Конечно. Я очень много езжу по городам страны. В рамках фестиваля «Золотая маска» бывал как участник — у нас есть такой спектакль «Таланты и поклонники», который был номинирован на «Золотую маску», гастролировал с ним. И мы сейчас поедем в рамках фестиваля с этой постановкой в Смоленск.
— Несмотря на пандемию, региональная программа стартовала с Благовещенска и продолжится в других городах?
— У нас очень большая программа, мы только начинаем наши гастроли, и дальше у нас Казань, Череповец, Карелия, Иркутск, Братск, Смоленск. И гастроли состоятся вопреки всему. Конечно, сложности были очень большие — мы организовывали туры, а потом пришлось все отодвигать, переносить. Конечно, несли финансовые потери. Пришлось отменить зарубежные гастроли, но тем не менее программа фестиваля выполняется. И эксперты ездят, смотрят спектакли, в октябре мы проведем церемонию награждения лучших премией «Золотая маска».
Регионы рвутся в номинацию
— Как вы считаете, за три года, что вы руководите премией, что-то изменилось?
— Для меня самое главное — это связь фестиваля со всей театральной страной, с регионами, и постоянный поиск и открытие новых театров и имен талантливых режиссеров, актеров, художников. Мы за это время узнали замечательных творческих людей в самых разных городах. Удивительно, когда город, в котором живут 37 тысяч человек, привозит спектакль, конкурирует наравне с большими спектаклями Санкт-Петербурга и Москвы и получает «Золотую маску»! На мой взгляд, это очень и очень важно. Мы все время расширяем географию. И не примите как хвастовство, но этот фестиваль действительно уникален — ни в одной стране мира такого фестиваля нет. Иностранцы, когда приезжают, очень удивляются. Главное — регионы сами стремятся попасть в номинацию, войти даже в лонг-лист фестиваля — это большая честь.
— Что нужно региональному театру, чтобы стать участником «Золотой маски»?
— Каждый театр может стать участником — для этого нужно подать заявку на конкурс. После этого экспертный совет музыкального или драматического театра приезжает смотреть спектакль. В течение сезона эксперты ездят по всей стране и отсматривают до тысячи спектаклей, обсуждают, голосуют. Потом выбранные спектакли мы привозим в Москву, и их уже оценивает жюри. Причем и экспертные советы, и жюри каждый год ротируются. Главное — все они настоящие профессионалы в своей области: в экспертном совете работают критики, в жюри — практики, режиссеры, актеры, художники, хореографы, драматурги. Кроме того, у нас есть специальная премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Мы уже несколько лет традиционно проводим церемонию вручения этой премии в Большом театре. В этом году мы тоже планируем это сделать.
— Вы сами не входите в экспертный совет. Но смотрите постановки номинантов, региональных театров?
— Чем устраивает меня должность президента — я не вхожу ни в экспертный совет, ни в жюри. Я могу прийти, послушать и что-то сказать, но никакого права голоса не имею. Конечно, смотрю спектакли на фестивале, и есть среди них замечательные. Поразил театр «Поиск» из Лесосибирска — на сцене три человека сыграли все «Мёртвые души». И они в 2019 году получили несколько номинаций на «Золотую маску».
— Признаюсь, для нас «Золотая маска» — это большое событие. Ведь побывать на постановках ведущих театров благовещенцам, живущим на другом конце страны, сложно. Можно надеяться, что региональная программа будет продолжена?
— Конечно. Есть города, в которые мы ездим много лет. И тут нужно отметить — мы привозим лучшие постановки. Конечно, есть разные условия — технические, например. Мы готовы возить разные замечательные, выдающиеся спектакли, которые имеют «Золотую маску», но не все площадки могут их принять. В некоторых городах нет театра. И многое зависит от зрителя — есть города, где публика бывает в театре крайне редко, и мы должны понимать, что какие-то сложные спектакли могут оказаться непонятыми. Но у вас потрясающий зритель. Это такая теплая, доброжелательная атмосфера. Нет ощущения, что вы как-то отдалены — абсолютно современный, живой город. Я смотрю — столько замечательных молодых лиц, людей среднего возраста. Несколько лет назад я сюда приезжал, и разница как-то чувствовалась. Сейчас ее вообще нет — граница между столицей и провинцией стирается. И я хотел бы поблагодарить губернатора Амурской области. Я уже убедился: без поддержки ничего не делается. В городе есть театр, если руководство интересуется этим. Поверьте, я много езжу, мне есть с чем сравнить. И здесь я действительно вижу, что люди любят театр. И хочется выразить благодарность организаторам «Золотой маски» — это высочайшие профессионалы, люди, преданные театру, без которых этого ничего бы не было. И конечно, генеральному директору проекта Марии Ревякиной.
Любовь с театром
— Вы играете в театре имени Маяковского почти 50 лет. Это любовь с первого взгляда?
— Я сам в это не верю — для меня это тоже что-то невозможное и необычное. Да, были тяжелые 90-е годы, нужно было выживать. Я уезжал за границу, играл в Норвегии, Швейцарии, играл на другом языке. Но потом возвращался. Мне повезло — я застал и Лидию Сухаревскую, и Марию Бабанову, и Евгения Самойлова. Я на сцену выходил с Арменом Джигарханяном, с Сашей Лазаревым, со Светой Немоляевой, с которой дружим и сейчас, с Натальей Гундаревой и многими другими. Это люди, с которыми прошла жизнь. Да, были предложения от других театров, но — нет. Нас так воспитывал наш педагог Андрей Александрович Гончаров: театр — это все-таки некая миссия. Для меня режиссеры делятся на две половины — одни делают настоящие хорошие спектакли, а другие — чтобы понравиться зрителю. Так же актеры — мне повезло, я работал с такими, которые выходили, вкладывали свою жизнь и делали свое дело. Сейчас, конечно, изменилось время, молодым артистам стало сложнее. В то время, когда я начинал, существовало два канала — если ты снялся, о тебе знал весь Советский Союз. Но винить надо всегда себя — что зрителю предлагаешь, то он и «ест». Если ты играешь сложную роль и зритель даже чего-то недопонял, он тебя по крайней мере будет уважать за то, что ты разговариваешь с ним на одном языке. Это главное.
Президент фестиваля «Амурская осень» Сергей Новожилов вручил спецприз президенту национальной̆ премии и фестиваля «Золотая маска» Игорю Костолевскому после спектакля «Пигмалион» театра имени Маяковского — заключительного на фестивале в Благовещенске.
Справка АП
Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ. Вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. Отбор спектаклей — участников фестиваля и претендентов на премию «Золотая маска» осуществляют экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. В 2020 году фестиваль «Золотая маска» проводится в 26-й раз. За время проведения программы в ней приняло участие более 60 театральных коллективов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии