«И Павлика жалко, и парней жалко»: как живет амурское село, прославившееся убийством тигра
ОбществоНазвание крошечного амурского села Новостепановка в конце сентября прогремело на всю Россию — именно у этого населенного пункта нашли убитого тигра Павлика. Новость облетела все СМИ, в село тут же съехались следователи и охотоведы, начались допросы и обыски. По подозрению в браконьерстве задержали двух деревенских парней. Журналисты «Амурской правды» побывали в Новостепановке, чтобы узнать, как живет маленькое село, наделавшее много шума, и почему стала возможна эта зверино-человеческая трагедия.
«Живем, как в тайге»
Село Новостепановка Свободненского района — это всего три улицы, раскинувшиеся среди тайги. От районного центра Свободного — почти 93 километра по гравийной дороге мимо деревень Сукромли, Семёновка и Климоуцы. Дорога заканчивается в Новостепановке, дальше только река Амур и граница с Китаем.
Редакционная машина въезжает в село и тут же упирается в Дом культуры — центр местной жизни. Здесь же и библиотека, и кабинет специалиста сельсовета, через дорогу ФАП. Недалеко единственный магазин и почта. Сам сельсовет в 24 километрах отсюда — в Климоуцах. Туда же местные дети ездят в школу.
— Напишите, что у нас связи нет, ничего нет — живем, как в тайге! — обращается кто-то из местных жителей, услышав, что мы журналисты областной газеты.
— Это вам специалист администрации нужен, сейчас я за ней сбегаю, — встречает нас директор Дома культуры Светлана Краянова. — Позвонить ей не могу. Телефоны не работают вообще либо работают в одну сторону. Сотовой связи нет и не было никогда. Вон, видите, остановка — вот там только и ловим сигнал, а больше нигде его нет.
В Новостепановке идет подготовка к пожароопасному сезону. Специалист администрации Елена Евдокимова с местными мужиками опахивала окраину села, чтобы огонь от лесных пожаров не угрожал жилым домам.
В селе около 70 дворов. «Часть из них брошены. Прописаны в селе, но не живут 47 человек. А реальное население — 147 человек, — описывает местную демографическую ситуацию Елена Евгеньевна. — Пенсионеров мало у нас — 32. Молодежь после учебы старается в город перебраться. На вахтах шесть человек работают. Остальные подсобным хозяйством живут, по 5—6 коров на семью держат. Молоко сдают».
Полиция зашла почти в каждый дом
Недавняя история, потрясшая всю Россию, здесь, кажется, уже забылась. Прежняя размеренная жизнь, немного вильнув, снова вернулась в свою колею.
— Про тигра, конечно, слышали, — отвечает на расспросы директор клуба Светлана Краянова. — Но все узнали, только когда сюда приехала полиция. В первую ночь слышу, мимо нас машины гудят и гудят. Я еще говорю: что за шумиха? А утром мне позвонили из города, говорят: что у вас там молодежь разгулялась, аж тигра убили? Я думала, шутят. Потом на работу пришла, услышала разговоры. Дня два точно у нас был наплыв машин. Шли обыски, подворовый обход, они почти в каждый дом зашли. Я была на работе, они мимо проходили, я говорю: идите, ребята, хоть чаю попейте. Потом сказали, что наши парни тигра убили.
Утром мне позвонили из города, говорят: что у вас там молодежь разгулялась, аж тигра убили? Я думала, шутят.
Подозрение пало на двоюродных братьев 23-летнего Сергея и 25-летнего Николая. Оба местные, работают на вахтах. У Сергея четырехлетняя дочь и неофициальный брак — жена инвалид по зрению. Николай женат, семья ждет прибавление — через несколько месяцев у них родится первый ребенок. Родители парней живут здесь же, в деревне. О родителях Николая новостепановцы отзываются только хорошо — активно участвуют в общественной жизни, на своей технике опахивают село. Сергей меньше года назад похоронил мать, отец трудится на вахте. По словам сельчан, летом парень оформил разрешение на оружие.
— Вы знаете, каждый по-разному эту ситуацию воспринял. Не знаю, как другие, я скрывать не буду: мне их жалко. 23 и 25 лет! Если их сейчас закроют… это же жизнь перечеркнуть. Жалко по-человечески. Одно дело — выплатить штраф, другое — реальный срок… И тигра жалко! Очень жалко! — говорит Светлана Краянова. — Сгоряча, сделали сгоряча…
— Я возмущена, я этого вообще не понимаю. Мне мышей жалко! А вы про тигра спрашиваете. Тем более, зачем его убивать? Его не съешь. Кошка! Красивое животное. По разговорам услышала, что ему голову отрезали — садизм настоящий! — высказала свою точку зрения другая жительница села Наталья. — Я не просто Сережу и Колю знаю, я хорошо с ними общаюсь. Я не знаю, что с ними случилось. Дураки, малолетки. Глупые ужасно. Не хвалю я их за их поступок. Ради развлечения… Я скажу так: думать надо было об этом с самого начала. Они прекрасно знали, что тигры занесены в Красную книгу. Зачем трогать животное, если его не едят? Козу добыть еще понимаю, и то если тебе действительно жрать нечего.
— Сергея жалко, — поделился мнением одноклассник одного из подозреваемых. — И Колю жалковато. Сначала не поверил — откуда у нас тут тигры? Никто нас не оповещал. Думаю, такого не случилось бы, если бы люди знали, что тигр бродит.
Тигр вышел к селу
Дикими зверями в окрестностях села здесь никого не удивишь. «Летом в километре от деревни на помойке медведицу с медвежатами видели», — рассказывают местные. Другие подхватывают: «Иногда козы через село бегают», кто-то припомнил, что слышал вой волков.
— Да какая тут охота! — всплеснула руками Елена Евдокимова на мой вопрос. — Честно сказать, уже плохая охота. И пожары, и много посторонних приезжает. Много заезжих, особенно зимой в сезон охоты. Много техники едет, а село у нас конечное, то есть не в гости кто-то мимо проехал. Зато грибов и ягод у нас много!
— Мы ходим в лес за земляникой, за грибами. Я часто хожу, но стала в последнее время бояться. А все равно бегу: хочется порвать и земляники, и грибов. И страшно. Далеко не хожу, тут рядом, — рассказала пенсионерка, которую мы повстречали по дороге.
«Летом в километре от деревни на помойке медведицу с медвежатами видели, — рассказывают местные. — Иногда козы через село бегают».
Если к рассказам о медведях новостепановцы уже привыкли, то новость об объявившемся тигре все восприняли с недоверием.
— В июле парень из Благовещенска ехал, в 15-ти километрах от села вышел из машины, увидел тигра. Господи, что это такое? Не может быть! Думал, рысь, но хвост длинный. Приехал — рассказывает. Все посмеялись: да ну, тебе померещилось со страху! А потом уже почитали по новостям, что бродит тут в нашем районе тигр, — вспомнила историю специалист сельсовета.
— Выходит, парни знали, что в окрестностях бродит тигр? — спрашиваю я.
— А вы думаете, они телевизоры смотрят? Ничего они не знают. В телефонах в свободное время сидят! — махнула рукой Елена Евгеньевна.
«Помогаю, но я не вечная»
Мы отправились по селу поговорить с жителями. «Вы слышали что-нибудь про убитого тигра?» — спрашиваю у первой встретившейся женщины с маленькой девочкой. «Конечно. Я мама Маши, которая живет с Сергеем, а это их дочь, — представилась Ирина Владимировна, держа за руку улыбчивую малышку. — Дочь уехала в город к окулистам, у нее зрение падает. А я пошла к ним печку топить».
— Я ее мама и ничего об этом не знала. 23 сентября, когда приехали с обыском, я и узнала. Говорят, Сережа стрелял. Тигра ранил, а на следующий день он начал во дворе помпу бить, поэтому на второй день он в лес не уезжал. Это я вам точно скажу, — начала рассказ женщина. — Конечно, их жалко. По глупости! И Сергея жалко, и тигра жалко. Мама у Сергея умерла, отец на вахте работает. Хороший у него папа. Да и вообще они неплохие. Что ж случилось? Черт дернул. Сережа Маше говорит: я пойду на егеря учиться. Отучился на егеря… Дурные пацаны. В газете писали, что голова и когти у тигра на месте. Нету когтей и головы — так говорят в селе. Шкура целая, а голову отпилили и на трех лапах когти отпилили. Сережа испугался и в лес на другой день не поехал. Может, Коля сказал кому. И туда кто-то еще съездил. Не знаю, что теперь будет. Посадят? Посадят… На всю Россию прославился. Зачем они его тронули, зачем добивали? Шел бы он своей дорогой, не тронул бы он их. Можно же было вызвать кого, спасти тигра.
Я хожу, помогаю. Но я же тоже не вечная. Тоже болячек много. Я могу с внучкой сидеть, но не всегда же я буду помогать. Не знаю, что с нашим папой будет…
«Нам приходится верить»
— Нам сказали, что это они убили тигра. Нам приходится верить. Конечно, это был шок, — признается Светлана Краянова.
— Так за Павликом сколько следили по телевизору! И Павлика жалко, и мальчишек жалко, — подхватывает Елена Евдокимова. — Сейчас бы все вернуть назад. Ребята, как говорится, нагребли на свой хребет. Жалко.
— Мы уже шутим: каждый хвалит свое село по-своему, а мы вот такими поступками, — грустно замечает директор Дома культуры. — Это очень обидно.
«Зачем они это сделали?» — самый частый вопрос, который звучит в Новостепановке. Вопрос не риторический, поскольку не то чтобы не требует ответа — он его не имеет. Убийство тигра — преступление настолько же бессмысленное, насколько и жестокое. Суд поставит точку в этом деле и определит степень вины каждого фигуранта. Впрочем, народный суд Новостепановки свой вердикт давно вынес.
Жителей было в три раза больше
В советское время в Новостепановке был колхоз, рассказывают жители. В лучшие времена — в 1983 году — здесь насчитывали 511 человек. «Была большая столовая, контора, мастерские, ферма — выращивали свиней и коров. Посевные площади большие были. Школа большая — 87 человек. Садик в 1992 году закрыли», — вспоминает директор Дома культуры Светлана Краянова.
В советские времена от Свободного к деревням начали класть асфальт. «Пять километров от города проложили и все. Здесь асфальта мы никогда не видели. И освещение. Климоуцы, Семеновка, Сукомли — проезжие деревни, там освещение поставили, а мы тупиковая — у нас не будет. Семь фонарей на все село. Горит один», — описывают благоустройство сельчане.
— Многие говорят: была бы работа, ни за что бы из деревни не уехали, — говорит Елена Евдокимова. — А народ у нас добрый. Вот наводнение было, или пожары — вся деревня поднимается. От ребятишек до взрослых — все помогают.
Хроника трагедии
8 сентября пропал сигнал с ошейника тигра Павлика. На место последней локации выехала оперативная группа управления по охране животного мира Амурской области.
22 сентября инспекторы охотнадзора получили от местных жителей информацию о том, что тигра застрелили браконьеры. Люди указали примерное место убийства животного. Охотоведы нашли останки тигра в четырех километрах от последней локации Павлика — около села Новостепановка. Полиция начала расследование.
29 сентября областное управление МВД сообщило, что подозреваемые задержаны. Ими оказались двое жителей Новостепановки.
Павлик и Елена после выпуска в дикую природу. Фото: Центр «Амурский тигр».
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Андрей Ильинский
Амурская правда
от 12.10.2020
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
5
16 октября в 05:12
https://www.ampravda.ru/2020/10/12/099379.html
— Амурская правда4
16 октября в 05:11
По ссылке
— Амурская правда3
12 октября в 14:17
Все открывается
— Валентина Мусихина(Ларина)2
12 октября в 13:35
А где полная версия? Не открывается
— Люба Коновалова1
12 октября в 13:35
#u9b439ad49b#128:128s# Сообщение содержит прикрепленные файлы (смотрите в полной версии сайта)
— Люба Коновалова
Добавить комментарий
Комментарии
https://www.ampravda.ru/2020/10/12/099379.html
— Амурская правдаПо ссылке
— Амурская правдаВсе открывается
— Валентина Мусихина(Ларина)А где полная версия? Не открывается
— Люба Коновалова#u9b439ad49b#128:128s# Сообщение содержит прикрепленные файлы (смотрите в полной версии сайта)
— Люба Коновалова