Школьник-изобретатель
— Как ни странно, в дорожную сферу меня привела любовь к электронике. Я с детства любил разбирать механизмы, выяснять, как они устроены. Родители увлечение поощряли, подкидывая мне для ремонта неисправную технику: от механического будильника до лампового телевизора. Что-то получалось восстановить, что-то нет, — вспоминает школьные годы Геннадий Катрань. — Вместе с соседом-ровесником мы с 12 лет уже делали платы, а в 14 — в первый раз собрали игровую приставку.
Правда, в школе к изобретателям относились без восторга. Подростки любили устраивать шалости в виде дистанционно управляемых пищащих, визжащих и движущихся механизмов. В итоге в десятый класс Геннадия зачислять наотрез отказались. Пришлось в срочном порядке поступать в среднее учебное заведение — по счастливой случайности удалось попасть в Благовещенский сельхозтехникум, на отделение механизации. Это событие стало переломным в жизни молодого парня: он дал себе слово учиться.
Параллельно с занятиями в техникуме вчерашний школьник готовился к вступительным экзаменам в АмГУ. И смог поступить на очное отделение инженерно-физического факультета, на специальность «Машины и технологии высокоэффективных процессов». Тогда же начались подработки, которые в итоге и привели в «Асфальт».
«Ты нам нужен»
— Студенчество пришлось на девяностые, тогда у многих были трудности с деньгами, в нашей семье из четырех человек к тому моменту зарабатывал только отец, — делится историей специалист. — Я начал подрабатывать ремонтом разного электромеханического оборудования, включая автомобили. И в 1998 году познакомился с гениальным, на мой взгляд, предпринимателем — Александром Васильевичем Дрынчиным. Он на тот момент руководил ЗАО «Асфальт». Посмотрел на мою работу и, несмотря на то что я учился только на третьем курсе АмГУ, пригласил в свою компанию на полставки.
Молодого студента взяли инженером-электронщиком в управление промстройматериалов. Геннадий занимался ремонтом техники на предприятии, причем вполне успешно, но ему хотелось творить и создавать.
— У нас на балансе было несколько автомобильных электронных весов, они регулярно ломались. И вот потребовались новые, а стоимость у них серьезная. Я и предложил — давайте сам соберу, — рассказывает Геннадий Юрьевич.
Весы получились, но на достигнутом молодой специалист решил не останавливаться: пригласил знакомого программиста, тоже студента АмГУ, и они решили совместить компьютер и весы. Это были первые автоматизированные автомобильные весы на производстве «Асфальта». Затем молодые активисты создали базу автомобилей, а потом Геннадий с коллегами продолжил автоматизацию производства. В частности, они переделывали асфальтобетонные заводы: вместо рычагов здесь появились датчики, а информация выводилась на компьютеры. Таким образом удалось увеличить производительность и качество продукции.
Питерцы и москвичи приезжали перенимать опыт
С каждым годом задачи усложнялись. В 2004-м руководство предложило будущему начальнику управления битумных технологий создать установку, которая будет выпускать органоминеральную смесь — один из материалов для строительства дороги.
— Сложность была в том, что тендер на строительство участка дороги уже был выигран, срок запуска установки запланирован. Сорвем работу — могут запретить в дальнейшем участвовать в тендерах, — объясняет начальник управления битумных технологий. — Но в нашей стране такие установки начали выпускать с 2012 года. Подсмотреть было негде, спросить, по сути, не у кого. Пришлось разрабатывать все с нуля.
Несмотря на то что миссия казалась невыполнимой, завод по выпуску смеси создали, работу, согласно тендеру, выполнили. Более того, выпущенный материал использовали при строительстве объездных трасс Биробиджана и Уссурийска, участка дороги Циолковский — Шимановск и даже части набережной.
После первого завода последовало создание второго, затем еще одного. В «Асфальт», чтобы перенять опыт, приезжали специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, западных городов России. Неудивительно, что неоднократно предприятие входило в топ-10 лучших компаний России по качеству построенных дорог.
Битуму вернули качество
Около десяти лет назад дорожные предприятия в России стали испытывать проблемы с битумом.
— Некоторым нефтеперерабатывающим заводам стало выгоднее перерабатывать нефть на топливо или мазут, который пользуется спросом в Китае, — говорит Геннадий Катрань. — Кроме того, битум часто становился все хуже по качеству: а это влияло на качество наших дорог. В итоге к 2013 году было принято решение взять этот вопрос в свои руки. Руководство создало новое управление, мне предложили его возглавить, и я согласился. Подразделение Геннадия Катраня занимается модификацией битума. Пригласив на работу инженера-химика, компании совместно с западными коллегами удалось вернуть качество этому материалу.
— У предприятия была установка по изготовлению битумной эмульсии. Мы изучили ее, учли недостатки и построили несколько своих установок. Наша гордость — эмульсионная установка в селе Красноярово Мазановского района, — по праву гордится Геннадий Юрьевич.
Требовательность к качеству битума в компании понятна: долговечность дорожного покрытия из асфальтобетона на 90 процентов зависит именно от него.
— Инертные составляющие верхней одежды дорожного полотна — гравий, песок — мы можем измерить в лабораториях. Протестировать прочность материалов, их размер, — объясняет начальник управления. — Но битум — тягучая липкая жидкость. И спрогнозировать, как он покажет себя на дорогах через несколько лет, гораздо сложнее. А ведь гарантийные сроки дорог сегодня достигают 12 лет.
Впрочем, сложности не испугали, а только подстегнули Геннадия Юрьевича и его коллег. Сегодня у «Асфальта» — одно из самых больших производств битумных эмульсий на Дальнем Востоке, качество которых оценивается на высоком уровне. «Я очень горжусь своей профессией: приятно, когда результат твоих трудов долгие годы служит на благо людям, — подводит итог Геннадий Катрань. — Но эффективность работы предприятия зависит от работы всей команды. У нас, я уверен, собрались лучшие представители своих профессий, и я горд, что мы все вместе делаем важное дело — строим качественные дороги для амурчан и жителей других регионов».
Специалисты разрабатывают цветной асфальт
Разметка, выделенные велосипедные дорожки, знаки — сегодня для всех необходимых обозначений на полотне дорожники используют специальную краску, которая регулярно стирается шинами и требует постоянного обновления. Решением может стать цветное асфальтовое покрытие. Выпуск цветного асфальта в России пока явление редкое. Однако амурская компания уже строит такие планы. «С приходом в наше подразделение в 2019 году специалиста Натальи Купка началась разработка цветных асфальтобетонов. В этом случае в качестве вяжущего используется не битум, а прозрачный материал, который и разрабатывает Наталья, — объясняет Геннадий Юрьевич. — Надеюсь, в будущем у амурчан будет возможность увидеть результат наших трудов. Помимо цветного асфальта Наталья Купка занимается разработкой мастик холодного производства — это высокий показатель знаний специалиста. Причем, уже с 2020 года начался выпуск некоторых видов таких мастик».
На правах рекламы
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии