• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

— Успели на крышу переселить семь козочек и восемь козлят, — подсчитала Лидия Тихоновна. — Стоят теперь там, бекают. А еще собаки на крыше и дед. Ждем, когда сын с моторной лодкой приедет и будет всех вывозить. Еще утром не собирались переезжать. Думали, шутит вода. А она: на тебе!

 Фото: Владимир Воропаев

Тихая сельская улица, где пенсионерка прожила больше сорока лет, за считаные часы превратилась в бурную реку. Лодку со спасенными пришлось буквально ловить руками, чтобы ее не унесло течением в Томь.

Рухнет или нет?

С безопасного расстояния — из-за моста, въезд на который запретили, за разгулявшейся стихией наблюдали несколько горожан.

— Не часто такой масштаб увидишь, — поделился эмоциями Юрий Лузан, который почти 70 лет живет в Белогорске. — Томь каждый год поднимается, но до такого уровня — впервые. Вода подошла к самому мосту — просвета не осталось. Если сейчас что-то будет плыть по речке типа бревна, то его может снести. А вообще я не понимаю, зачем там разрешают дачи строить: это пойма реки, ее постоянно будет топить. Люди хотели дачу у берега реки — хлебайте теперь.

С тоской смотрит на ту сторону и местная жительница Галина — за рекой ее любимая дача.

— За десять лет нас седьмой раз топит, — рассказала женщина. — Каждый год собираемся бросать эту дачу и надеемся, авось пронесет. Работаем там все лето — садим, пропалываем, окучиваем, а урожай собрать не можем. Картошка, помидоры, цветы — все пропало. Три дня поплакала, с давлением полежала — вроде успокоилась немного.

Для безопасности дорожники перегородили мост через Томь двумя бетонными блоками. «Вероятность, что мост может рухнуть, есть. Хотя он с виду крепкий — военные строили», — не стали отрицать дежурившие сотрудники МЧС. Пока же если не проехать, то пройти пешком до затопленных дач можно.

До последней секунды с Босиком

Своего жилья, пусть и неофициального, за несколько часов лишился и Владимир Дроботов. Мужчина в середине июня вышел из тюрьмы в Возжаевке и поселился прямо тут, под мостом через Томь. С утра ловил рыбу, варил уху на костре, даже щенка бездомного пожалел — взял к себе и назвал Босиком.

—  Ничего не жалко, а вот Босика затащило под мост — выбраться не может, — не отходя от места, где произошла трагедия, рассказал мужчина. — Я хотел уже раздеваться и нырять за ним, но спасатели не разрешили. Сказали, что опасно для жизни. А щенок там сидит и выбраться не может — скулит только. Я отсюда не уйду, буду с ним разговаривать, пока он там живой. Только долго ли еще продержится?

А вода в Томи между тем продолжает расти. Несколько собак попытались прорваться по воде к своим затопленным домам, но их отогнали спасатели — путь отрезан.

— Много живности осталось на дачном поселке. Некоторые хозяева отцепили своих собак, а другие даже с привязи не спустили, — поделился наблюдениями спасатель Валерий Турлов. — С утра ходили — отвязывали всех. Недавно кроликов вывезли с крыши. Людей всех эвакуировали, вот за последними лодку отправили. 

В дом местного жителя Александра, который живет 20 лет в Междуречье, Томь еще не зашла — его дом на возвышенности, хотя подвал уже в воде. «Если будет подниматься и дальше, то на крышу полезем. Сейчас,  пока есть возможность, в город за продуктами поеду — хлебушка и воды надо купить. Даже в 2013 году такого не было!» — засобирался мужчина.

Спасатели, которые приехали на помощь жителям Белогорска из Свободного, с десяти утра чуть ли не каждый час обходят затопленную территорию и с тревогой смотрят, как Томь растет с каждой минутой. Да и внезапный ливень только добавляет тревоги.

— Животных жалко, — устало вздохнул начальник караула шестой пожарно-спасательной части города Свободный Никита Хорошайлов. — Хорошие хозяева забрали своих питомцев, а некоторые даже с цепи не спустили. С утра ходили — отвязывали собак, выпускали кошек. Слышим, что где-то куры кукарекуют, но найти их пока не можем. Надеемся, что хозяева их повыше подняли. 

Животных ждут на стадионе

Спасенную живность — коров, свиней, коз — готовы принять и с комфортом разместить на стадионе «Локомотив». Место для пастбища уже определили.

— Нас предупредили, что сегодня-завтра могут привезти животных, — рассказал местный охранник Влад. — Я сам здесь всего два месяца работаю, но рассказывали, что в 2019-м, когда тоже топило, коров сюда привозили. Место для живности подготовили, вода есть.

Между тем уровень воды в Томи к 16:00 5 августа достиг 483 сантиметров. Максимум 2019-го превышен на 39 см. По обновленным прогнозам, в предстоящие три дня — с 5 по 8 августа — Томь может подняться до 550 см. 

Возрастная категория материалов: 18+