Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №41 (28983) от 21 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
22 октября 2021,
пятница

Им бы в небо: летчики-наблюдатели ищут лесные пожары и отправляют друзей в пекло

Общество

«У меня же обычная, рутинная работа», — говорит Петр Светличный, представитель одной из самых редких профессий в России. Он — летчик-наблюдатель Свободненского авиаотделения Амурской авиабазы. На всю страну — от Москвы до Владивостока — всего 300 летнабов. В Приамурье их девять, и сейчас авиабаза готова обучить и трудоустроить еще трех кандидатов. Каково это: каждый день подниматься в небо, отвечать за тысячи гектаров леса и быть готовым в любой момент отправить своих друзей в самое пекло пожара — узнал корреспондент АП.  

  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

Цена ошибки

О работе в небе Петр Светличный никогда не мечтал, просто с детства жил в мире, где такая профессия — обычное дело.

— Я просто вырос здесь рядом, среди самолетов. Я мальчишкой видел летчиков, полеты, прыжки с парашютом — все это было привычным. И отец, и мама работали в авиации, правда на земле. Мама всю жизнь была радиооператором в аэропорту, а отец сначала работал инженером по радиосвязи, а потом — диспетчером, — рассказывает летчик-наблюдатель. — На авиабазе я работаю уже 21 год. Сначала был парашютистом-пожарным — помогла служба в военно-воздушных войсках, последние 17 лет я — летчик-наблюдатель.

Работы всегда хватает. Общая площадь охраняемой территории Амурской области — около 30 миллионов гектаров. Летчики-наблюдатели выполняют авиапатрулирование лесов на самолете Ан-2, обнаруживают пожары, решают, как их тушить и где безопасно высадить парашютистов-пожарных, и руководят тушением с воздуха.

Профессия эта мужская, на всю страну есть только одна женщина-летчик-наблюдатель — Марина Гончар. Более двадцати лет она охраняет леса Сибири, работая на Ханты-Мансийской базе авиационной и наземной охраны лесов.

Летчики-наблюдатели патрулируют леса не каждый день. Поднимутся ли они сегодня в небо, зависит от класса пожарной опасности в лесу. При первом классе горимость отсутствует — значит авиапатрулирование не нужно. При втором — летают через день. При третьем классе — раз в день, при четвертом — дважды в день, а при пятом — летнабы весь день в воздухе. 

2 000 000 рублей стоит государству полугодовое обучение одного летнаба, для кандидата оно бесплатно.

В Благовещенске находится региональная диспетчерская служба, куда приходят данные со спутников о термоточках — тех местах в лесу, где температура выше, чем в окружающей среде. Они могут быть ложными, на земле бывают не связанные с пожаром термические аномалии. Если термоточек не видно, то летнаб полетит на авиапатрулирование по одному из утвержденных заранее маршрутов. Если обнаруживают термоточку, то самолет сходит с маршрута для ее проверки.  

Один полет авиапатрулирования занимает обычно 4—5 часов. За это время воздушное судно преодолевает расстояние в 800—900 километров и расходует до тонны бензина.

Во время работы на борту Ан-2 обычно 7—8 человек. Командир воздушного судна управляет самолетом, второй пилот с планшетом, картой и навигационной линейкой рассчитывает маршрут, чтобы в случае отказа навигационных систем точно знать, куда лететь дальше, летчик-наблюдатель высматривает пожар, а парашютисты-пожарные ждут команды.

— При обнаружении дыма делается сход на него, осматривается пожар, определяется его площадь, направление движения огня. Дальше принимается решение, как тушить и где высадить парашютистов-пожарных, — рассказывает Петр Светличный (на фото выше). — Эта работа связана с очень большим риском для жизни, поэтому на летчике-наблюдателе лежит огромная ответственность.

Парашютисты-пожарные выходят из самолета на высоте 900 метров. Они одеты в специальные костюмы и шлем с сетчатым забралом. Вслед за ними на двух грузовых парашютах сбрасывают 150—200 килограммов груза: оборудование для тушения и запас еды на 5 дней.

Работа летнаба требует учета множества факторов. Например, пожарных нужно скинуть не слишком близко к огню, чтобы их не снесло в очаг пожара. Но нельзя и слишком далеко — у парашютистов с собой тяжелый груз, тащить его придется на себе. Цена ошибки — жизнь парашютиста.

Если для тушения пожара сил парашютистов недостаточно, летнаб организует подвоз людей. А если нужна тяжелая техника — бульдозеры и вездеходы, запрашивает помощь у наземных лесхозов.

Пожароопасный сезон в Амурской области длится 7—8 месяцев: с апреля до конца октября. Самое горячее время для летнабов — весна: снег сошел, вода ушла, остались сухие деревья без листвы и сухая трава. Особенно опасно это время сильными ветрами до 25 метров в секунду. Если что-то загорится, то огонь будет распространяться с такой же скоростью.

Хлебная карточка

Получить редкую профессию летчика-наблюдателя гораздо проще, чем может показаться. Требований не так много: быть старше 18 лет, иметь за плечами армию с  категорией годности «А» и среднеспециальное или высшее образование любого профиля. Летное образование кандидату не нужно. Единственная сложность может возникнуть на этапе медкомиссии, которую нужно пройти в Хабаровске. По словам летнабов, на первой медкомиссии нужно быть здоровым, как младенец.

— В этом году к нам пришел молодой парень, начал проходить медкомиссию, но не прошел — кажется, у него нашли камень в желчном. Но он решительно настроен, сказал, я буду лечиться и приду еще раз, хочу работать, — улыбается заместитель начальника по летной службе Роман Павлов. — Хотя иногда, кажется, что те, кому сейчас 20 лет, больше хотят стать блогерами, чем летать.

Допуск к работе после медкомиссии летнабы в шутку называют «хлебная карточка». С прошедшими медкомиссию кандидатами заключают контракт и отправляют учиться. Единственным в России местом подготовки летчиков-наблюдателей является Авиационный учебный центр Федеральной авиалесоохраны, расположенный в подмосковном Пушкино. Обучение длится всего 7 месяцев, и для кандидата оно полностью бесплатно, хотя для государства — весьма дорогостояще. Подготовка одного такого специалиста вместе с проживанием стоит примерно два миллиона рублей. После обучения выпускникам гарантировано по контракту трудоустройство на ближайшие пять лет.

От 40 000 до 150 000 рублей в месяц — зарплата летчика-наблюдателя.

Теоретическая часть подготовки длится примерно 4—5 месяцев. За это время будущие летчики-наблюдатели изучают самолетовождение, воздушную навигацию, метеорологию, радиодинамику, авиационную охрану лесов и отрабатывают тушение пожаров и прыжки с парашютом на виртуальных симуляторах. После этого — практика полетов на разных воздушных судах.

Кирилл Крюков — начальник Свободненского авиаотделения Амурской авиабазы и старший летчик-наблюдатель. В профессию его привела любовь к природе. Получив диплом биолога-охотоведа в ДальГАУ, он пришел десантником-пожарным на авиабазу, а потом отправился в Пушкино. О своем обучении он рассказывает с удовольствием.

— На базе учебного центра есть тренажерный комплекс вертолета Ми-8: это настоящая кабина, где создана полная визуализация полета и пожара. Садишься в кабину на место летчика-наблюдателя, слева сидит пилот, и отрабатываешь все, как по-настоящему, — рассказал Кирилл Крюков. — Во время практики мы отправились в Красноярск, где отрабатывали спуски со спусковым устройством с вертолета с высот 10, 20 и 30 метров и прыжки с парашютом — чтобы понять специфику работы людей, с которыми будем работать: десантников-пожарных и парашютистов-пожарных. По возвращении в Москву мы тренировались на разных типах воздушных судов и потом сдавали госы в Росавиации.

В Приамурье открыты вакансии летнабов на авиабазы в Февральск, Магдагачи, Архару.

Летчик-наблюдатель обучается работать на своем основном самолете Ан-2 и дополнительно — на «Цессне», вертолетах «Робинсон», Ми-2 и Ми-8. Все эти отметки ставятся в свидетельство. После учебы он проходит курс молодого бойца, налетав с более опытным летнабом 100 часов, и будет готов к самостоятельной работе.

— Главные качества для нашей работы — внимательность, ответственность и стрессоустойчивость, — рассказывает Кирилл Крюков (на фото выше). — Бывают такие ситуации, когда ты прилетаешь на пожар и не понимаешь, что с ним вообще делать, потому что он очень большой. Облетаешь, смотришь, куда он двигается, где его нужно в первую очередь тушить, чтобы он не распространялся дальше. Нужно учесть много факторов.

Вакансии в небе

Роман Павлов пришел на авиабазу 11 лет назад и сейчас руководит полетами всех летнабов Приамурья. В профессию он попал почти случайно — про курсы летнабов, на которые нужно было два человека, узнал его друг с параллельного курса ДальГАУ и предложил ему присоединиться.

— Профессия интересная. Во-первых, красивые виды нашей области. Во-вторых, география работы обширная. При межбазовом маневрировании мы летаем по России, — рассказал заместитель начальника по летной службе Роман Павлов. — Но, конечно, не каждый выдержит такую нагрузку. Когда горят леса, мы можем взлететь в 9 утра и сесть только в 8 вечера вне зависимости от того, будний это день или выходной.

Но плюсов, признаются романтики, в профессии значительно больше. У летчиков-наблюдателей достаточно конкурентоспособная зарплата: такой специалист может зарабатывать в Приамурье от 40 до 150 тысяч рублей в месяц. Зарплата зависит от множества факторов: главные — налет часов, классы пожарной опасности, при которых проходили полеты, и выслуга лет. Отпуск доходит до двух и более месяцев: к основному отпуску добавляются дни за вредные условия труда и за налет часов. А летчик-наблюдатель, начавший летать в двадцать, к сорока годам уже может получать пенсионные выплаты: выйти на пенсию можно либо по выслуге лет — год здесь идет за полтора, либо налетав 3 000 часов. Обычно на это уходит 15—17 лет работы.

Профессия эта мужская, на всю страну есть только одна женщина-летчик-наблюдатель — Марина Гончар. Более двадцати лет она охраняет леса Сибири, работая на Ханты-Мансийской базе авиационной и наземной охраны лесов.

Главное для летнаба — следить за своим здоровьем. Чем старше становишься, тем чаще нужно ездить на летную медкомиссию. Если до 40 лет проверять свое здоровье нужно раз в 5 лет, то после — каждые два года. Важный момент — соблюдение санитарных норм, летать в месяц можно не больше 80 часов, по разрешению врача — до 90 часов. После этого нужно заняться работой с документами на земле.

— Когда я только начинал летать, то как-то налетал 115 часов, потом лег спать — а все тело мандражирует. Пока ты молодой, это не очень чувствуешь, а позже дает о себе знать. — Летчик-наблюдатель постоянно сидит, из-за вибрации в самолете страдают позвонки, поэтому в обычной жизни нужно стараться больше ходить, — говорит Роман Павлов. — Но не это самое трудное. Самое сложное видеть сверху, как горят огромные территории леса, — это ужасает. Нужно беречь природу и не допускать пожаров.

«Летчики никогда не говорят: «У нас полет прошел хорошо», они скажут: «Полет прошел штатно», — рассказывает второй пилот самолета Ан-2 Андрей Пивоваров (на фото). — Это значит, каждый делает то, что он должен делать правильно и качественно, в результате чего выполняется задача и все возвращаются домой. Самолет цел, все живы — полет удался».

ДВА ВОПРОСА О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ:

Кто виноват

Весной и осенью основная причина пожаров — поджоги сенокосов и пасек. Поджигают их сами владельцы. Иногда летнабам удается обнаружить поджигателей, сфотографировать номера их автомобилей и передать в соответствующее ведомство.

Летом в пожарах чаще виноваты сухие грозы. При ударе у грозы температура около 1 000 градусов, если она попадет во что-то сухое, то пожар неминуем. Если есть роса или водоем, или даже просто бутылка, то при ярком свете солнца оно может сработать как линза и тоже спровоцировать очаг.

Что делать

Есть разные способы тушения. Условно их можно разделить на прямые и косвенные. Прямой метод тушения — тушат люди. Например, воздуходувками или с помощью ранцевого лесного огнетушителя — ранца с водой. В некоторых случаях используют водосливное устройство. Емкость подцепляется к вертолету, он зависает над водоемом, набирает 1,5—3 тонны, и на пожаре летнаб с пультом в руке решает, куда и как нужно слить воду. Это сбивает основное пламя, а люди его дотушивают. К косвенным методам тушения относится, например, встречный отжиг. В этом случае пожару от опорной полосы — дороги или речки — пускается огонь навстречу: два пламени встречаются и гаснут. 

Антон Кашуба, старший группы парашютистов-пожарных:

— Я работаю на авиабазе почти 14 лет. Сначала был тушильщиком, а с 2011 года — парашютист-пожарный, совершил около 200 прыжков. Но какой бы ни был опыт, никто спокойно не выходит из самолета, всегда есть чувство тревоги — это обычное чувство самосохранения. Всегда страшно, но от этого еще приятнее. С летчиком-наблюдателем мы обычно единогласно решаем, прыгать или нет. Споры бывают только с личным составом — другими парашютистами, когда они не видят опасности. Я объясняю: есть ветер, я несу за вас ответственность. Есть наставление по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов, написанное в 1984 году, называется НДПР-84 — оно написано кровью. Есть инструкция по охране труда, инструкция по авиационной охране лесов — им перечить нельзя.

Требования для вакансии летчик-наблюдатель:

  • быть старше 18 лет;
  • пройти службу в армии, иметь категорию А годности;
  • иметь среднеспециальное/высшее образование;
  • пройти медкомиссию.

Досье АП

В состав Амурской авиабазы входит шесть авиаотделений: Архаринское, Свободненское, Новокиевское, Февральское, Магдагачинское и Зейское. Воздушный парк состоит из 11 воздушных судов: три вертолета Ми-8Т, два самолета ТВС и шесть самолетов Ан-2.  Сейчас в организации открыто три вакансии летчиков-наблюдателей — в Февральск, Магдагачи и Архару. На эти должности рассматривают как опытных летнабов, так и людей из других профессий. Новички, которые пройдут медкомиссию, будут отправлены на переподготовку в Подмосковье бесплатно.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Новый вахтовый автомобиль для перевозки людей и грузов получила Амурская авиабазаНовый вахтовый автомобиль для перевозки людей и грузов получила Амурская авиабаза
В Благовещенске хотят увековечить память заслуженного пилота СССР Николая МельниковаВ Благовещенске хотят увековечить память заслуженного пилота СССР Николая Мельникова
Почти тысяча патрульных групп будет искать и тушить пожары в лесах Приамурья
Гитара. Самолет. Анисимов: военный бард и журналист о творчестве, авиации и дружбе с летчиками
Инспектор Амурской авиабазы стал единственным в регионе мастером по ремонту парашютов
Первым делом — самолеты: губернатор поздравил с праздником военных летчиков
Путин присвоил звание Героев России посадившим А321 на кукурузное поле летчикам
«Крылатый патруль» обнаружил в Приамурье больше сотни лесных пожаров
Небесный тихоход амурского летчика Владимира Круглика
Под надежным крылом: как летчик из Костромы нашел свое счастье в Приамурье

Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей ИльинскийФото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский
В Амурской области тепло и сухо: прогноз погоды на пятницуОбщество
Якутия выполнила план по вакцинации почти на 80 процентовКоронавирус
Раки перейдут в экономрежим, а Девы объявят войну вредным привычкам: гороскоп на 22 октябряСоветы
В Благовещенске мошенники выманили у жителя Караганды почти 96 тысяч рублей за интим-услугиПроисшествия
В Амурской области назначен новый директор Агентства по привлечению инвестицийВласть
Благовещенская «Точка кипения» поможет амурчанам запустить первый стартапЭкономика

Читать все новости

Общество

В Амурской области тепло и сухо: прогноз погоды на пятницу В Амурской области тепло и сухо: прогноз погоды на пятницу
День клавиши CAPS LOCK и 12 лайфхаков с фольгой: утро с «Амурской правдой»
Фабрика «Зея» приготовила подарок для побывавшего на «Поле чудес» амурского педагога
С космодрома Восточный запустят аппарат «Луна-27» на ракете «Ангара»
В микрорайоне Благовещенска высадили трехметровые ясени
Система Orphus