Цена ошибки
О работе в небе Петр Светличный никогда не мечтал, просто с детства жил в мире, где такая профессия — обычное дело.
— Я просто вырос здесь рядом, среди самолетов. Я мальчишкой видел летчиков, полеты, прыжки с парашютом — все это было привычным. И отец, и мама работали в авиации, правда на земле. Мама всю жизнь была радиооператором в аэропорту, а отец сначала работал инженером по радиосвязи, а потом — диспетчером, — рассказывает летчик-наблюдатель. — На авиабазе я работаю уже 21 год. Сначала был парашютистом-пожарным — помогла служба в военно-воздушных войсках, последние 17 лет я — летчик-наблюдатель.
Работы всегда хватает. Общая площадь охраняемой территории Амурской области — около 30 миллионов гектаров. Летчики-наблюдатели выполняют авиапатрулирование лесов на самолете Ан-2, обнаруживают пожары, решают, как их тушить и где безопасно высадить парашютистов-пожарных, и руководят тушением с воздуха.
Профессия эта мужская, на всю страну есть только одна женщина-летчик-наблюдатель — Марина Гончар. Более двадцати лет она охраняет леса Сибири, работая на Ханты-Мансийской базе авиационной и наземной охраны лесов.
Летчики-наблюдатели патрулируют леса не каждый день. Поднимутся ли они сегодня в небо, зависит от класса пожарной опасности в лесу. При первом классе горимость отсутствует — значит авиапатрулирование не нужно. При втором — летают через день. При третьем классе — раз в день, при четвертом — дважды в день, а при пятом — летнабы весь день в воздухе.
2 000 000 рублей стоит государству полугодовое обучение одного летнаба, для кандидата оно бесплатно.
В Благовещенске находится региональная диспетчерская служба, куда приходят данные со спутников о термоточках — тех местах в лесу, где температура выше, чем в окружающей среде. Они могут быть ложными, на земле бывают не связанные с пожаром термические аномалии. Если термоточек не видно, то летнаб полетит на авиапатрулирование по одному из утвержденных заранее маршрутов. Если обнаруживают термоточку, то самолет сходит с маршрута для ее проверки.
Один полет авиапатрулирования занимает обычно 4—5 часов. За это время воздушное судно преодолевает расстояние в 800—900 километров и расходует до тонны бензина.
Во время работы на борту Ан-2 обычно 7—8 человек. Командир воздушного судна управляет самолетом, второй пилот с планшетом, картой и навигационной линейкой рассчитывает маршрут, чтобы в случае отказа навигационных систем точно знать, куда лететь дальше, летчик-наблюдатель высматривает пожар, а парашютисты-пожарные ждут команды.
— При обнаружении дыма делается сход на него, осматривается пожар, определяется его площадь, направление движения огня. Дальше принимается решение, как тушить и где высадить парашютистов-пожарных, — рассказывает Петр Светличный (на фото выше). — Эта работа связана с очень большим риском для жизни, поэтому на летчике-наблюдателе лежит огромная ответственность.
Парашютисты-пожарные выходят из самолета на высоте 900 метров. Они одеты в специальные костюмы и шлем с сетчатым забралом. Вслед за ними на двух грузовых парашютах сбрасывают 150—200 килограммов груза: оборудование для тушения и запас еды на 5 дней.
Работа летнаба требует учета множества факторов. Например, пожарных нужно скинуть не слишком близко к огню, чтобы их не снесло в очаг пожара. Но нельзя и слишком далеко — у парашютистов с собой тяжелый груз, тащить его придется на себе. Цена ошибки — жизнь парашютиста.
Если для тушения пожара сил парашютистов недостаточно, летнаб организует подвоз людей. А если нужна тяжелая техника — бульдозеры и вездеходы, запрашивает помощь у наземных лесхозов.
Пожароопасный сезон в Амурской области длится 7—8 месяцев: с апреля до конца октября. Самое горячее время для летнабов — весна: снег сошел, вода ушла, остались сухие деревья без листвы и сухая трава. Особенно опасно это время сильными ветрами до 25 метров в секунду. Если что-то загорится, то огонь будет распространяться с такой же скоростью.
Хлебная карточка
Получить редкую профессию летчика-наблюдателя гораздо проще, чем может показаться. Требований не так много: быть старше 18 лет, иметь за плечами армию с категорией годности «А» и среднеспециальное или высшее образование любого профиля. Летное образование кандидату не нужно. Единственная сложность может возникнуть на этапе медкомиссии, которую нужно пройти в Хабаровске. По словам летнабов, на первой медкомиссии нужно быть здоровым, как младенец.
— В этом году к нам пришел молодой парень, начал проходить медкомиссию, но не прошел — кажется, у него нашли камень в желчном. Но он решительно настроен, сказал, я буду лечиться и приду еще раз, хочу работать, — улыбается заместитель начальника по летной службе Роман Павлов. — Хотя иногда, кажется, что те, кому сейчас 20 лет, больше хотят стать блогерами, чем летать.
Допуск к работе после медкомиссии летнабы в шутку называют «хлебная карточка». С прошедшими медкомиссию кандидатами заключают контракт и отправляют учиться. Единственным в России местом подготовки летчиков-наблюдателей является Авиационный учебный центр Федеральной авиалесоохраны, расположенный в подмосковном Пушкино. Обучение длится всего 7 месяцев, и для кандидата оно полностью бесплатно, хотя для государства — весьма дорогостояще. Подготовка одного такого специалиста вместе с проживанием стоит примерно два миллиона рублей. После обучения выпускникам гарантировано по контракту трудоустройство на ближайшие пять лет.
От 40 000 до 150 000 рублей в месяц — зарплата летчика-наблюдателя.
Теоретическая часть подготовки длится примерно 4—5 месяцев. За это время будущие летчики-наблюдатели изучают самолетовождение, воздушную навигацию, метеорологию, радиодинамику, авиационную охрану лесов и отрабатывают тушение пожаров и прыжки с парашютом на виртуальных симуляторах. После этого — практика полетов на разных воздушных судах.
Кирилл Крюков — начальник Свободненского авиаотделения Амурской авиабазы и старший летчик-наблюдатель. В профессию его привела любовь к природе. Получив диплом биолога-охотоведа в ДальГАУ, он пришел десантником-пожарным на авиабазу, а потом отправился в Пушкино. О своем обучении он рассказывает с удовольствием.
— На базе учебного центра есть тренажерный комплекс вертолета Ми-8: это настоящая кабина, где создана полная визуализация полета и пожара. Садишься в кабину на место летчика-наблюдателя, слева сидит пилот, и отрабатываешь все, как по-настоящему, — рассказал Кирилл Крюков. — Во время практики мы отправились в Красноярск, где отрабатывали спуски со спусковым устройством с вертолета с высот 10, 20 и 30 метров и прыжки с парашютом — чтобы понять специфику работы людей, с которыми будем работать: десантников-пожарных и парашютистов-пожарных. По возвращении в Москву мы тренировались на разных типах воздушных судов и потом сдавали госы в Росавиации.
В Приамурье открыты вакансии летнабов на авиабазы в Февральск, Магдагачи, Архару.
Летчик-наблюдатель обучается работать на своем основном самолете Ан-2 и дополнительно — на «Цессне», вертолетах «Робинсон», Ми-2 и Ми-8. Все эти отметки ставятся в свидетельство. После учебы он проходит курс молодого бойца, налетав с более опытным летнабом 100 часов, и будет готов к самостоятельной работе.
— Главные качества для нашей работы — внимательность, ответственность и стрессоустойчивость, — рассказывает Кирилл Крюков (на фото выше). — Бывают такие ситуации, когда ты прилетаешь на пожар и не понимаешь, что с ним вообще делать, потому что он очень большой. Облетаешь, смотришь, куда он двигается, где его нужно в первую очередь тушить, чтобы он не распространялся дальше. Нужно учесть много факторов.
Вакансии в небе
Роман Павлов пришел на авиабазу 11 лет назад и сейчас руководит полетами всех летнабов Приамурья. В профессию он попал почти случайно — про курсы летнабов, на которые нужно было два человека, узнал его друг с параллельного курса ДальГАУ и предложил ему присоединиться.
— Профессия интересная. Во-первых, красивые виды нашей области. Во-вторых, география работы обширная. При межбазовом маневрировании мы летаем по России, — рассказал заместитель начальника по летной службе Роман Павлов. — Но, конечно, не каждый выдержит такую нагрузку. Когда горят леса, мы можем взлететь в 9 утра и сесть только в 8 вечера вне зависимости от того, будний это день или выходной.
Но плюсов, признаются романтики, в профессии значительно больше. У летчиков-наблюдателей достаточно конкурентоспособная зарплата: такой специалист может зарабатывать в Приамурье от 40 до 150 тысяч рублей в месяц. Зарплата зависит от множества факторов: главные — налет часов, классы пожарной опасности, при которых проходили полеты, и выслуга лет. Отпуск доходит до двух и более месяцев: к основному отпуску добавляются дни за вредные условия труда и за налет часов. А летчик-наблюдатель, начавший летать в двадцать, к сорока годам уже может получать пенсионные выплаты: выйти на пенсию можно либо по выслуге лет — год здесь идет за полтора, либо налетав 3 000 часов. Обычно на это уходит 15—17 лет работы.
Профессия эта мужская, на всю страну есть только одна женщина-летчик-наблюдатель — Марина Гончар. Более двадцати лет она охраняет леса Сибири, работая на Ханты-Мансийской базе авиационной и наземной охраны лесов.
Главное для летнаба — следить за своим здоровьем. Чем старше становишься, тем чаще нужно ездить на летную медкомиссию. Если до 40 лет проверять свое здоровье нужно раз в 5 лет, то после — каждые два года. Важный момент — соблюдение санитарных норм, летать в месяц можно не больше 80 часов, по разрешению врача — до 90 часов. После этого нужно заняться работой с документами на земле.
— Когда я только начинал летать, то как-то налетал 115 часов, потом лег спать — а все тело мандражирует. Пока ты молодой, это не очень чувствуешь, а позже дает о себе знать. — Летчик-наблюдатель постоянно сидит, из-за вибрации в самолете страдают позвонки, поэтому в обычной жизни нужно стараться больше ходить, — говорит Роман Павлов. — Но не это самое трудное. Самое сложное видеть сверху, как горят огромные территории леса, — это ужасает. Нужно беречь природу и не допускать пожаров.
«Летчики никогда не говорят: «У нас полет прошел хорошо», они скажут: «Полет прошел штатно», — рассказывает второй пилот самолета Ан-2 Андрей Пивоваров (на фото). — Это значит, каждый делает то, что он должен делать правильно и качественно, в результате чего выполняется задача и все возвращаются домой. Самолет цел, все живы — полет удался».
ДВА ВОПРОСА О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ:
Кто виноват
Весной и осенью основная причина пожаров — поджоги сенокосов и пасек. Поджигают их сами владельцы. Иногда летнабам удается обнаружить поджигателей, сфотографировать номера их автомобилей и передать в соответствующее ведомство.
Летом в пожарах чаще виноваты сухие грозы. При ударе у грозы температура около 1 000 градусов, если она попадет во что-то сухое, то пожар неминуем. Если есть роса или водоем, или даже просто бутылка, то при ярком свете солнца оно может сработать как линза и тоже спровоцировать очаг.
Что делать
Есть разные способы тушения. Условно их можно разделить на прямые и косвенные. Прямой метод тушения — тушат люди. Например, воздуходувками или с помощью ранцевого лесного огнетушителя — ранца с водой. В некоторых случаях используют водосливное устройство. Емкость подцепляется к вертолету, он зависает над водоемом, набирает 1,5—3 тонны, и на пожаре летнаб с пультом в руке решает, куда и как нужно слить воду. Это сбивает основное пламя, а люди его дотушивают. К косвенным методам тушения относится, например, встречный отжиг. В этом случае пожару от опорной полосы — дороги или речки — пускается огонь навстречу: два пламени встречаются и гаснут.
Антон Кашуба, старший группы парашютистов-пожарных:
— Я работаю на авиабазе почти 14 лет. Сначала был тушильщиком, а с 2011 года — парашютист-пожарный, совершил около 200 прыжков. Но какой бы ни был опыт, никто спокойно не выходит из самолета, всегда есть чувство тревоги — это обычное чувство самосохранения. Всегда страшно, но от этого еще приятнее. С летчиком-наблюдателем мы обычно единогласно решаем, прыгать или нет. Споры бывают только с личным составом — другими парашютистами, когда они не видят опасности. Я объясняю: есть ветер, я несу за вас ответственность. Есть наставление по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов, написанное в 1984 году, называется НДПР-84 — оно написано кровью. Есть инструкция по охране труда, инструкция по авиационной охране лесов — им перечить нельзя.
Требования для вакансии летчик-наблюдатель:
- быть старше 18 лет;
- пройти службу в армии, иметь категорию А годности;
- иметь среднеспециальное/высшее образование;
- пройти медкомиссию.
Досье АП
В состав Амурской авиабазы входит шесть авиаотделений: Архаринское, Свободненское, Новокиевское, Февральское, Магдагачинское и Зейское. Воздушный парк состоит из 11 воздушных судов: три вертолета Ми-8Т, два самолета ТВС и шесть самолетов Ан-2. Сейчас в организации открыто три вакансии летчиков-наблюдателей — в Февральск, Магдагачи и Архару. На эти должности рассматривают как опытных летнабов, так и людей из других профессий. Новички, которые пройдут медкомиссию, будут отправлены на переподготовку в Подмосковье бесплатно.
Возрастная категория материалов: 18+
В ранние годы девушек-летнабов было больше. Я получил удостоверение летчика-наблюдателя в апреле 74-го. В это время в нашей, Забайкальской (Бурятия), авиабазе работала летнабом начальником Нижнеангарского авиаотделения (северный берег Байкала) работала Устинова Александра Ивановна. А в шатате авиабазы завхозом работала бывший летнаб Батенина Елизавета Константиновна. И совсем недавно, вскользь. увидел информацию о том, что и сейчас где-то работает женщина-летнаб — не упомянутая Марина.
Работа очень интересная, увлекательная, но и достаточно напряженная. Как правило, отпуска только в осенне-зимнее время — лето самый напряженный период. Работа опасная. Работников авиапожарной службы доставляют к месту пожара на парашютах и со спусковым устройством. И если со спусковым устройством можно высадить десант непосредственно в выбранную точку, то на парашюте все зависит от умения и навыков летнаба, рассчитывающего точку приземления — именно точку! И от умения и навыков парашютиста-пожарного, поскольку современные парашюты управляемые и от парашютиста многое зависит. В любом случае не исключена ошибка или изменение направления ветра и парашютист может оказаться в объятиях пламени. После приземления работники АПС добираются к месту пожара, преодолевая, буреломы, болота, горные таежные реки. И это только процесс доставки. А дальше непосредственная борьба с пожаром. Это не просто тушение горящих деревьев, ветровала и т.д. Это борьба с действующей стихией. Это напряженная, требующая огромных физический усилий и выносливости работа. Изменение интенсивности горения по причине изменения направления ветра, наличия подроста, позволяющего пожару перейти в верховой, скорость распространения которого превышает низовой в несколько раз и может «накрыть» работающих на пожаре. Для этого перед тушением лесного пожара намечаются безопасные пути отхода, назначаются отвептственные за отслеживанием изменений метеоусловий и многое многое другое. Плюс к этому при тушении применяются технические средства: бензопилы и мотопомпы, землеройная техника, взрывчатка.
А сколько километров «наматывают» работники парашютно-десантной службы, занятые на тушении крупных пожаров.
Иногда ликвидация совпадает с приходом обложных осадков. Спасибо Природе, спасибо дождю! Но тогда долгое время нелетная погода, постоянный дождь, проникающий в палатку и истощенный запас продуктов — это может растянуться на неделю(
Вот примерно в таких условиях работает авиапожарная служба.
Усилиями этих поистине героических людей сохраняются тысячи и тысячи гектаров тайги, прочих лесных угодий.
Низкий вам поклон!
В США на государственном уровне построен памятник парашютисту-пожарному. Когда-нибудь это осознают и в России.
— Акимыч