Цель исследования
Ни для кого не секрет, что многие российские губернаторы работают в соцсетях формально, предпочитая традиционные СМИ: телевидение, газеты, информационные агентства. Однако сегодня от главы региона требуется быть не просто успешным управленцем, но и эффективным коммуникатором. От этого зависит его легитимность и, как следствие, политическая устойчивость, уверены авторы рейтинга. Именно этим обусловлена актуальность исследования.
— Мы решили провести комплексный аудит и выяснить, как губернаторы работают с общественным мнением в социальных сетях и как это влияет на их восприятие населением, — объясняют эксперты.
Как проводили исследование
По словам директора Центра политического анализа и социальных исследований Павла Данилина, ставка на объективные данные — это ключевое отличие рейтинга доверия губернаторов от уже существующих, так как большинство существующих строятся на субъективных экспертных оценках.
Этот рейтинг составлен на основе комплексного исследования, проведенного в октябре-ноябре 2021 года. Эксперты провели анализ активности губернаторов в социальных сетях, сравнили реакцию, активность их аудитории на посты и изучили реакцию глав субъектов на критику подписчиков. Для рейтинга был проведен соцопрос, доверяют ли пользователи соцсетей губернаторам и как оценивают их эффективность. На 80 процентов вес рейтинга состоит из опроса населения (было опрошено 11,6 тысячи респондентов) и 20 процентов — из контент-анализа соцсетей губернаторов, сообщает ТАСС.
Рейтинг эффективности в социальных сетях основан на оценках глав регионов по семи категориям: доверие к власти, социальная ориентированность и развитие человеческого капитала, политический менеджмент (качество управления политической ситуацией в регионе), здравоохранение и борьба с пандемией коронавируса, цифровизация, экономическое развитие, инфраструктура и среда обитания.
В итоге в топ лучших вошли 20 глав регионов, получивших лучшие результаты по восприятию их со стороны аудитории соцмедиа.
— Эта методика позволяет корректно сравнивать густонаселенные регионы с регионами, численность жителей которых относительно невелика. При этом в небольших регионах персональные аккаунты губернаторов в соцсетях играют, пожалуй, ключевую роль, — уверен директор Центра общественно-политических проектов Константин Листратов. — Наиболее эффективно используют социальные сети так называемые губернаторы «новой волны» и лидеры ряда национальных республик.
«Если ты не активен в соцмедиа, то ты не можешь показывать ту степень эффективности, которую от тебя ждут люди внутри региона и эксперты».
Как доказательство: лидером рейтинга стал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. Второе и третье места заняли глава Чечни Рамзан Кадыров и губернатор Севастополя Михаил Развожаев. Не попали в топ-20 мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. В регионах-миллионниках информационная политика высших должностных лиц в социальных медиа в основном носит обезличенный характер, объясняют социологи.
Открытость в обмен на доверие
По мнению экспертов, самая важная составляющая оценки работы губернаторов в соцсетях — уровень доверия населения не только к главе региона, но и к Президенту России. Доверие — ключевая характеристика оценки эффективности работы российских губернаторов. Граждане лучше воспринимают и выше оценивают любые позитивные изменения в регионе, если получают эту информацию в социальных сетях, напрямую от первого лица региона, отмечают эксперты.
— Доверие необходимо не только для позиционирования главы региона. В первую очередь, доверие, которое возникает в результате работы в социальных медиа — это управленческий ресурс, — уверен директор Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов. — Современному губернатору активность в социальных медиа нужна для повседневной работы, чтобы обеспечить тот уровень эффективности, который от него ждут. Характерно, что большинство из этих 20 глав регионов — губернаторы «новой волны», которые прошли обучение в «школе губернаторов» в РАНХиГС, где они в том числе обучались работе в социальных сетях.
Амурский губернатор Василий Орлов, занявший 6 строчку рейтинга — как раз представитель «новой волны». И дело не только в учебе в «школе губернаторов». Эффективный управленец, открытый к диалогу с элитами, бизнесом и населением. Как доказательство — высокий уровень доверия и ключевая позиция в рейтинге.
Орлов присутствует во всех социальных сетях: от популярного в регионе Instagram до Telegram и ВК. Общее количество подписчиков его аккаунтов приблизилось к 120 тысячам. Самой активной площадкой общения с амурчанами остается Instagram — за работой и жизнью главы региона следят 114 тысяч человек. В своем аккаунте Василий Александрович делится актуальными новостями и проводит прямые эфиры.
Ситуация с паводком, борьба с пандемией и вводимые ограничения — Орлов рассказывает о принятых решениях объективно, а порой жестко. Практически круглосуточно в директ главе региона поступает от 400 до 500 обращений. И на каждое амурчане получают ответ от губернатора, министерств, а если понадобится — федеральных и силовых ведомств.
— Доверие к таким губернаторам вполне объяснимо. Во-первых, они ориентированы как на решение проблем региона в целом, так и на проблемы конкретного человека. Они близки к людям и эффективны как управленцы. Невозможно сочетать в себе три характеристики, если ты не знаешь, чем живет твой регион, если не понимаешь, что происходит у тебя на земле. Для этого им нужны социальные медиа: не для позиционирования себя, а для повседневной эффективной работы. Если ты не активен в соцмедиа, то ты не можешь показывать ту степень эффективности, которую от тебя ждут люди внутри региона и эксперты, — подвел итог работы руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии