• Фото: shutterstock.com
  • Фото: Владимир Воропаев

Снега по пояс

Объявленная в этом году перепись тигра впервые стала открытой – поучаствовать в ней может любой желающий. Для Амурской области, которая хоть и считается историческим местом обитания полосатых кошек, тигры пока редкость. «Амурская правда» не могла пропустить уникальное событие и вместе с охотоведами отправилась в малонаселенные места Архаринского района.

Здесь активно осваивает местность выпущенная в июле прошлого года десятилетняя тигрица, которую назвали Амба. После выпуска она долго путешествовала – уходила на север области, долгое время провела в Желундинском заказнике в Бурейском районе, замечали ее около сел Гуликовка и Свободное Архаринского района. Заходила большая кошка в Хинганский заповедник – но, видимо почуяв, что там уже обосновалась тигрица Елена, ушла оттуда. Посетила Амба и Китай, но вернулась оттуда обратно в Приамурье.

О том, что в их районе активно обживается выпущенная в природу тигрица Амба, знают и местные жители. Тигрица прячется от людей, но кому-то удалось снять ее на видео, которое моментально разлетелось по соцсетям. Мы выдвигаемся в леса в районе Новоспасска и подтверждение пребыванию Амбы в этой местности находим сразу — прямо на дороге лежат экскременты редкой кошки.

Ни одной конфликтной ситуации с местными жителями и тигрицей не было – Амба методично обходит населенные пункты, предпочитая не встречаться с человеком.

—  Для тигрицы высота снега тоже важный фактор. Поэтому она предпочитает передвигаться вдоль дорог – то есть выбирает более простой путь. Может долго идти по дороге, если нет машин. Поэтому и в туалет сходила здесь — как любому животному ей неприятно садиться в снег. По размеру экскрементов можно определить, что они принадлежат тигру. Это явно не волк, а кроме него и тигра в это время года других хищников тут нет. Также в кале хороша видна шерсть — по ней мы можем предположить вид животного, которым отобедала тигрица. Это, скорее всего, косуля, — поясняет научный сотрудник Хинганского заповедника Марина Бабыкина, которая из научного интереса вышла вместе с охотоведами на место нынешнего обитания Амбы.

Несмотря на то, что заповедник специализируется на редких птицах, краснокнижные кошки в последние годы тоже входят в его компетенцию — с 2019 года на постоянной «прописке» в заповеднике числится выпущенная в природу тигрица Елена.  

— У нас теперь все сотрудники немного «тигристы», — смеется Марина Сергеевна. Она аккуратно собирает пробу в пакет, чтобы изучить в лабораторных условиях. И тут же показывает на следы сбоку: — А вот тут она сошла с дороги – возможно, ее спугнула машина. Или просто решила передохнуть и спряталась в трубе, а потом направилась дальше. Идем по следу?

Соглашаемся дойти до первой точки без снаряжения — еще не зная, что каждый шаг пробивает в высоченных сугробах яму по пояс, из которой не так легко выбраться. Опытная Марина Бабыкина встает на широкие охотничьи лыжи — они обильно отделаны шерстью животных, что не дает им скользить — и резво убегает вперед.

В нашем регионе тиграм не нужно опасаться более сильных противников. Главная опасность – человек. Несмотря на предупреждения, люди все равно пытаются выследить тигра.

«Таких сугробов давно не было», — говорит сопровождающий нас старший специалист амурского охотуправления Владимир Семченко, при этом спокойно шагая по покрову в полметра высотой.  «Опыт», — разводит он руками и просит не уходить далеко — с собой у охотоведов фальшфейеры (сигнальные шашки): с их помощью отпугивают тигра, если незапланированная встреча случится. При том, что мне от этой мысли немного не по себе, увидеть редкого хищника хочется. Шанс на это есть — исходя из собранных данных, Амба ушла от этого места совсем недалеко.

Лежка для Амбы

С паузами, слегка сбитой «дыхалкой» и мокрой спиной добираемся до места назначения – здесь обнаружены следы Амбы двухдневной давности. Достоверность этого подтверждается координатами (выпущенная в дикую природу тигрица носит специальный ошейник с GPRS). Сотрудники охотуправления получают координаты от Центра «Амурский тигр», вносят их в навигатор – важный рабочий инструмент охотоведа – и при наложении на карту определяют место.

— Вот здесь четко виден отпечаток тела тигрицы, это так называемая лёжка, — показывает на помятую сухую траву и снежную вмятину Марина Сергеевна. ؅— Несмотря на то, что в наших местах угрозы тиграм нет (так как здесь нет других более сильных тигров — в отличие от Приморья), она выбирает место с хорошим обзором, откуда может контролировать все происходящее вокруг. Если тигрица хорошо сытая, то она может проводить в такой лёжке несколько часов.

7

тигров предположительно живут в Приамурье – кроме трех выпущенных центром «Амурский тигр» самок, это жених Елены под условным именем Шустрый, а также еще три тигра, которые пришли из соседних «тигриных» регионов. 

Рядом с лёжкой рассматриваем следы, которые слегка припорошил утренний снег.

— След тигра отличает большой размер и круглая форма. В основном следы идут в цепочку – тигр, как и любая кошка, аккуратно ступает в снег. Обратите внимание, какая большая длина шага — до 60 сантиметров. Как отличить след, например, от отпечатков крупных копытных? В случае, если шел лось, на снегу обнаружатся черточки. Кошка же старается высоко поднять ногу. На самом деле, перепутать следы тигра с другим животным почти невозможно, только если они уже совсем несвежие, — говорит специалист.

Все обнаруженное фиксируется – линейкой измеряется размер пятки следа, сантиметровой лентой – расстояние между шагами, делаются фотографии. Все собранные данные помогают в научных выводах о жизни и питании тигра, а также нужны для анализа – сколько тигров может жить в той или иной местности.

На месте решаем, куда двинемся дальше. Недалеко отсюда, по данным с ошейника Амбы, обнаружен кластер — это место, где полосатая хищница находится долго. Здесь она может отдыхать или охотиться. Такие кластеры обязательно обследуются – но не сразу, а спустя некоторое время, чтобы не встретиться с тигром лицом к морде. Побывать на необследованном кластере – большая удача, и мы с радостью соглашаемся.

Кровавые находки

«Кровь, что ли?» — слышу на пути к точке отправления за своей спиной голос охотоведа Юрия Веретюхина и поворачиваюсь. Он уже активно раскапывает снег, и алые пятна становятся все ярче.

— Скорее всего покушала тут косулю. Но давно, так как кровь глубоко под снегом, — предполагают специалисты.

На кластер, который нам предстоит обследовать, выдвигаемся уже на лыжах. Вспоминаю навыки, полученные еще в школе, и пытаюсь приноровиться к необычным лыжам. Техника передвижения на них иная, а потому пару раз заваливаюсь на бок с непривычки; спасают из снежного плена охотоведы. «Всего 800 метров», — обнадеживает Марина Бабыкина и убегает вперед. На кластере три скопления точек — это места, где Амба находилась какое-то время. На первой локации мы обнаруживаем лежку, тут хищница отдыхала. Еще через 200 метров нас ждет большая удача — остатки обеда редкой обитательницы тайги.

— Покушала косулю. Килограммов 12—15 съела, — профессионально оценивают находку охотоведы. — Это молодой козлик — видно по маленьким рожкам. У взрослых самцов в это время года уже большие панты. Этот маленький совсем – Амбе на один зубок. Тигр предпочитает чистое мясо. Если волк растаскивает добычу полностью, ничего не оставляя, то тигр снимает шкуру и выедает чистое мясо, и очень часто не доедает.

Покопавшись в снегу, кроме черепа обнаруживаем все четыре конечности и, скорее всего, внутренности. Все что оставила от своего обеда тигрица «докушают» другие представители фауны. Видно, что сюда уже наведался колонок – определяют снова по следам на снегу специалисты.

Пока обсуждаем находку, Марина Бабыкина и охотовед Юрий Веретюхин выдвигаются на третью точку кластера. Она в 250 метрах, и вскоре мы слышим призывные возгласы – что-то нашли! Оставляем лыжи и идем пешком, о чем я пожалела сразу – ноги тут же увязли в непротоптанном снегу и на попытки выбраться уходят все силы.

Журналистам удалось обследовать кластер – место, в котором тигр находится продолжительное время.

Когда доходим до места, специалисты уже рассматривают еще одну находку – остатки от другой косули, которую совсем рядом добыла Амба. На этот раз это молоденькая самочка, определяют охотоведы. Тут же выстраивается примерный маршрут тигрицы — здесь Амба провела два дня, в каждый добыла по косуле, а потом уже пошла отдыхать на лёжку, которую мы обследовали первой.

— Вот оттуда она бежала прыжками, — показывает на заросли Марина Бабыкина. — Смотрите, какое узкое место между двумя деревьями. Как такой крупный зверь прыгнул сюда и при этом не сломал ни одной ветки? Я бы на это посмотрела. Тигры – удивительные создания. Судя по датам этого кластера, сейчас Амба может находиться от этой точки меньше чем в 20 километрах.  

Люди мало знают о тиграх  

По пути обратно обсуждаем повадки тигра и его образ жизни. «Амба сидит в кустах, смотрит на нас и думает: «Что за странная компания?» — хохочем, бурно фантазируя и опасливо поглядывая на заросли. К сожалению (или к счастью), встреча с редким животным так и не состоялась – о таком везении мечтают и сами тигриные «инспекторы».

—  Конечно, люди боятся тигра – это древний страх перед хищником. Местные жители, узнав, что тут ходит тигр, паникуют. Но чем больше узнаешь о хищнике, тем понятнее становится, что он не представляет угрозы. Нам известно уже о шести охотах Амбы здесь – предполагаем, что она тут около месяца. Вы своими глазами видите, что она питается косулей, пищи здесь хватает – поэтому она и находится на этом участке. Мало того, очень старательно обходит населенные пункты. Я сколько хожу по следам, так и не увидела тигра. Мне так не везет, — с грустью говорит сотрудник Хинганского заповедника. — Знаете, еще есть мнение, что тигры съедят всех копытных. Поверьте, по сравнению с браконьерами это ничтожная часть – от их рук на территории только Архаринского района гибнет не менее 2 тысяч косуль ежегодно.

Уже после совместного похода по следам Амбы специалисты обнаружили еще несколько кластеров, в которых побывала тигрица. Она снова добыла косулю недалеко от Новоспасска, саму деревню обошла и мирно пошла дальше. Сытая ушла к Бурее и устроила себе логово, где ночевала. Затем хищница пошла вверх по течению Буреи, устроила там еще одну лежку и сутки отдыхала. После тигрица начала двигаться вверх по притоку Буреи – Дикану.

 На лежке с видом на реку Амба провела почти сутки. 

— Пока говорить о том, что Амба выбрала этот участок постоянным для себя, рано. Но она уже второй раз посещает эти угодья. Мы нашли ее лежку, на которой она уже бывала не один раз, там оказались следы ее давней охоты. Там такое укромное место, спрятанное в лесах – здесь ей должно быть комфортно, — предполагает Марина Бабыкина.

«Хожу за тиграми, но ни разу не видел»

Юрий Веретюхин — охотовед Андреевского заказника с 25-летним стажем — один из специалистов по тиграм в Амурской области. Именно он выезжает на все сигналы от населения о встрече с хищником или его следах. С собой у специалиста линейка, гелевая ручка, фальшфейер, дневник учетов, а также навигатор и видеорегистратор.  Например, 21 января он проверял информацию о том, что в районе села Гуликовка ходит самец тигра. Но данные не подтвердились – такую запись специалист сделал в журнале, с которым не расстается на выездах уже три года. 

— Моя зона — Андреевский заказник. В этом году тигров там не встречали. В 2009 году в Желундинском заказнике я обнаружил следы, а потом тигр пришел в Андреевский заказник на речку Кобылка. Это был крупный самец: след в длину 17 сантиметров, длина шага 80 сантиметров, — вспоминает свою первую «встречу» с краснокнижником охотовед. — После того как в 2019 году выпустили тигров Елену и Павлика, смотрел за Павликом – он проходил большое расстояние по области, но потом погиб от рук браконьеров. В прошлом году в мае участвовал в выпуске тигрицы Санды — снимал на видео момент, когда она выскочила из клетки. Когда выпускали Амбу, я был в отпуске, а теперь приходится за ней бегать. В журнале мониторинга тигра записываю все данные: место и координаты, замеры следа, а также фиксирую на видеорегистратор. 

При этом, как говорит тигриный инспектор, полосатые жительницы лесов Приамурья зарекомендовали себя хорошо – не проявляют интереса к местам, где обитает человек.

— Амба и Санда – спокойные тигрицы, обходят населенные пункты и избегают людей. Был даже такой случай — Амба около села Гуликовка прошла в 50 метрах от жилых строений — в них находились коровы — и даже не подошла к ним. Не тронула и собак – хотя мы просим местных жителей держать их на привязи, доводим информацию до глав населенных пунктов. И еще объясняем, что по следу тигра не нужно ходить – люди это продолжают делать из любопытства, не понимая, что могут спровоцировать животное. Тигр может напасть, подумав, что ему угрожает опасность.

Тигрица Елена заигрывает с Шустрым

Кроме Амбы на постоянной прописке в Амурской области остаются еще две выпущенные самки – Санда и Елена. В отличие от Амбы, которая все еще ищет себе место проживания, они закрепились на своих участках и далеко не уходят.

— Несмотря на то, что ошейник у Елены уже отработал и не передает сигналы, мы находим следы тигрицы и метки ее жизнедеятельности. Иногда она попадается на фотоловушки, — говорит научный сотрудник Хинганского заповедника Марина Бабыкина. — Недавно нашли две «давленки» — это добытые тигрицей косули: одну она поймала в начале декабря, а другая, судя по всему, свежая. Возможно, там был и ее жених – они могли ходить по одним тропам. Мы его зовем Шустрый – потому что он первый. Кстати, кроме временных лёжек, тигр делает более-менее постоянные убежища. Буквально на днях на территории заповедника нашли убежище тигрицы Елены. Это глубокая ниша под корнем дерева – она заходила туда несколько раз и отдыхала. Конечно, возможно, что она готовится стать мамой – но мы пока ничего не будем утверждать. Такие убежища тигры также делают в местах, где много дичи и они там часто бывают.


 

КОММЕНТАРИЙ

Валерий Погасиенко, начальник отдела управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области:

— Амурская область, также как Приморский край, Еврейская автономия и Хабаровский край, отнесена к ареалу обитания амурского тигра. На территории организован учет, в нашей области он проводится впервые и проходит в рамках зимних учетов. Если раньше специалисты проходили 900 километров, сейчас — более 1000. В нашем регионе обширная территория — только охотничьи угодья составляют 35,6 миллиона гектаров. Поэтому сотрудники управления проводят учеты на территории общего пользования, ГБУ Амурской области «Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ» — на территории заказников, охотпользователи — на своих территориях. Со всеми участниками был проведен семинар, розданы брошюры о том, как вести себя при встрече с тигром и делать замеры во время учета. Учетчики замеряют пятку следа — по ней можно определить, самец это или самка, встречали ли следы этого тигра в регионе или нет. Учеты продлятся до конца февраля; до 15 марта учетчики сдают карточки, потом мы посчитаем количество диких копытных и тигров. Для нас очень важно сохранить наше главное богатство – сибирскую косулю, и мы видим, она является основной пищей для тигра.


По данным WWF России, последняя перепись 2015 года показала, что на Дальнем Востоке обитало не менее 540 амурских тигров. Учет тигров 2021—2022 годов — внеочередной. Его проводят на три года раньше запланированного: обычно он организуется один раз в десятилетие. Такая срочность связана с сокращением численности кабанов из-за распространения африканской чумы свиней.

Возрастная категория материалов: 18+