Фото: Вадим ТаракановФото: Вадим Тараканов

«Это похоже на правду!»

— Татьяна Витальевна, расскажите пожалуйста о новой книге. Насколько я знаю, вы вернулись к персонажу, о котором не писали почти четыре года.

— «Судьба по книге перемен» вышла совсем недавно. Героиня Маня Поливанова очень мне нравится. Она пишет детективы и по ходу пьесы расследует самые разные истории. Я к ней действительно не возвращалась года четыре. Почему? Не могу ответить на этот вопрос. А написала о Мане снова, потому что соскучилась по ней. На мой взгляд, она очень симпатичная и нам с ней легко поладить. Потому что у каждого автора свои отношения с героями. Всем это известно. Я всю жизнь думала, что только у больших авторов, у настоящих, сложные отношения с героями. Как известно, Лев Толстой решительно не знал, куда деть князя Андрея, который совершенно вышел из‑под его влияния, и ему пришлось его укокошить очень странным для штабного офицера способом. Мы все это знаем, читали «Войну и мир». Но мне со своей героиней как раз наоборот — легко.

В авторском портфеле Татьяны Устиновой более 60 романов, по которым снято около полусотни фильмов и сериалов.

— Истории для книг берете из жизни или полностью придумываете?

— Конечно придумываю. Если говорить о детективе, то криминальные истории в жизни такие: мужик пошел в магазин, встретил там друга, с которым когда‑то служил в армии, они купили водки, пошли домой, там напились, подрались и один убил другого. Об этом писать не имеет никакого смысла. У меня же в книжках как: романы, дачи, дедушкины завещания и так далее. Это фабула, и она, конечно, придумывается. Это авторская выдумка. Но все детали, которые присутствуют в том или ином романе, — конечно, настоящие. Например, чтобы написать историю о том, как работает боевая группа службы внешней разведки, нужно это изучить. И я нашла людей, которые мне рассказали и показали то, что можно было показать. Иначе я просто напишу глупости. И вот я теперь знаю, что эта боевая группа — именно боевая — обычно состоит из четырех человек: в ней есть командир, аналитик, обязательно есть врач и снайпер. И для меня самая высшая похвала, когда кто‑нибудь звонит и говорит: «Это похоже на правду!»

Автор на съемочной площадке

— По вашим книгам было много экранизаций. Есть любимые? Все попадают в тот образ, который вы описываете?

— Несовпадений больше, конечно, чем совпадений. Самое чудовищное несовпадение было с героем Тимофеем Кольцовым. Он такой богатый человек, политик, огромный мужик, «шкаф» в очках, лысый. А в кино его играет Игорь Лифанов. Но тут уже как есть… 100‑процентное попадание — это попадание Эвклида Кюрдзидиса в романе «Мой личный враг». Мне нравится эта экранизация. Или «С небес на землю» и все, что снято про Маню Поливанову. Ее играет Кристина Бабушкина — и это тоже 100‑процентное попадание. И Павел Трубинер тоже отлично сыграл. И хотя его героя я представляла совершенно иначе, но все равно мне это понравилось. Кстати, это все сказки, что автор принимает какое‑то участие в создании фильма. Автора на площадке никто не любит, потому что он будет стоять и нудеть, что все не так, что у меня в романе лето, а у вас метель, а почему вы снимаете в Выборге, когда у меня в романе ясно написано, что все происходит в Ижевске. Это абсолютно нормально.

«Нечего рассказать: у нас все хорошо»

— Вы не только писательница, но еще и телевизионную передачу снимаете…

— Телевизионной программе «Мой герой», которую я веду, недавно исполнилось шесть лет. Причем совершенно неожиданно для нас. Потому что, когда затевалась эта программа, то мы — те, кто участвует в ее создании, — думали, что она буквально на год…

— Почему?

— Потому что там ничего не происходит. Сидят два человека и разговаривают друг с другом. И это принципиальная позиция создателей программы. Мы не обсуждаем тесты ДНК, кто от кого родил, кто от кого ушел — мы обсуждаем жизнь человека. Например, я была уверена, что Игорь Корнелюк — абсолютный петербуржец, что родился в этом городе. А оказалось, что он из Брестской области, и уже потом переехал в Ленинград к родственникам поступать в музыкальное училище. И мне это гораздо интереснее, чем количество его жен. Хотя жена у него одна. И рассказывает он про нее тоже интересно…

«Мы развелись с мужем за 33 года один раз, прожили друг без друга четыре месяца — и опрометью побежали жениться обратно». 

Я, кстати, сама про себя думаю, что скучная. Когда меня приглашает, например, телеканал НТВ в программу «Однажды», я говорю, что приду с удовольствием. Но мне нечего рассказать. Мы такие скучные люди, что от нас можно заснуть просто через пять минут разговора с нами. Родителей в дом престарелых не сдавали, наследство не делили, с соседями не дрались и не поджигали им покрышки во дворе… Мы развелись с мужем за 33 года один раз, прожили друг без друга четыре месяца — и опрометью побежали жениться обратно. У нас все хорошо, у нас два сына, прекрасная невестка, и я даже ни разу не выдрала ей волосы, и она ни разу не сказала мне, что я плохо воспитала сына.

— Вы в судьбу верите, вы фаталистка?

— Конечно верю в судьбу. На самом деле в моей жизни было много поворотных событий. У меня есть подруга, очень близкая. Она по профессии врач и жена врача. И у нее такая присказка, которая мне очень нравится. Что самые главные в жизни три вещи: у кого родиться, у кого учиться и у кого жениться. Вот все эти три вещи в моем случае абсолютно судьбоносны. Я родилась у удивительных ребят, я училась в физико-техническом институте, а потом училась у потрясающих людей на телевидении вроде Анатолия Лысенко и Елены Малышевой — и кто бы к ней как ни относился, она потрясающая совершенно тетка! Потом я вышла замуж за своего мужа. Если бы я вышла замуж за кого‑то другого, то абсолютно убеждена, что из меня никогда ничего не вышло бы. Мой муж — совершенно уникальный человек! Если бы не он и не его бесконечное терпение, не его интеллигентское умение ни от чего не приходить в отчаяние — все было бы совсем не так!..

«Я не верю экстрасенсам»

— Ваши герои время от времени обращаются к экстрасенсам. А вы идете к ним, когда возникает такая необходимость?

— Нет, к экстрасенсам я не обращалась. Но у меня был один случай в жизни с очень знаменитым экстрасенсом. Ну очень знаменитым! Назовем его Павел. Он пришел к нам на работу — это был год, наверное, 1996‑й. Пришел на телевидение, давал какие‑то интервью. И все знали, что он прямо волшебник. К тому моменту я была замужем, наверное, лет восемь, было пять лет сыну, и мои родители были еще достаточно молодые. И вот он пришел к нам в редакторскую, сел и пристально посмотрел на меня. А потом сказал: «Вы знаете, вы не переживайте — когда‑нибудь замуж вы все‑таки выйдете…» А я в связи с тем, что его ни о чем не спрашивала, растерялась. И мне было неудобно взрослому дядьке сказать, что я замужем. А он продолжает: «Понимаете, вы такой человек — поздно развивающийся…» Я аж за сердце схватилась! Думаю: «Я ростом 180 сантиметров и весом больше 100 килограммов — и еще разовьюсь?! Ах!» И дальше он: «А когда выйдете замуж, то у вас будут три дочери». В общем, везде не попал!.. И с тех пор я как‑то перестала активно в них верить. А до этого как‑то думала о них… Ну и еще я училась в Московском физико-техническом институте, что вообще никак не совместимо с экстрасенсами. Нас просто учат там с первого дня, что существует два вида энергии: потенциальная и кинетическая. Ни тантрической, ни космической, ни волшебной не существует! И мы с этим живем, и нам с этим прекрасно…

Возрастная категория материалов: 18+