• Фото: kremlin.ru

По словам Дмитрия Рогозина, новые санкции не стали неожиданностью.

— Надо сказать, что в Соединенных Штатах был давно еще принят закон, он просто находился под мораторием, согласно которому с 1 января 2023 года любой космический аппарат, если есть хоть какой-то компонент или микросхема, сделанная в Соединенных Штатах, не может быть выведен на российской ракете или с российского космодрома. Более того, год тому назад эти санкции со стороны Соединенных Штатов были объявлены в отношении некоторых наших сугубо гражданских организаций. Например, наш ведущий головной институт, ЦНИИмаш, в свое время создан еще Сергеем Павловичем Королевым. В состав ЦНИИмаша входит Центр управления полетами. Парадокс: с одной стороны, ЦУП является визави Хьюстона в вопросе обеспечения безопасности полетов Международной космической станции, и в отношении этого ЦУПа вводятся санкции. Это было год тому назад, — пояснил президенту глава Роскосмоса.

Аналогичным образом были введены санкции в отношении Ракетно-космического центра «Прогресс» — ведущего изготовителя ракет «Союз-2». «Просто это попытки сдержать развитие», — отметил Владимир Путин, и Дмитрий Рогозин подтвердил, что «никакой другой логики не было».

— Вы увидели сегодня космодром Восточный. Он развивается, несмотря на санкции. У нас там было одно только слабое место – это так называемые баллоны сжатых газов, которые мы в свое время покупали у Южной Кореи. Но в Нижегородской области – мы с губернатором в диалоге – наладили производство аналогичных баков, поэтому мы полностью здесь импортозаместились. Все остальное на космодроме без проблем, — отметил Дмитрий Рогозин.

Импортозамещение произошло и по другим составляющим: в 2019 году Роскоссмом заменил  украинскую систему управления на ракете «Союз-2», сейчас носители не имеют никаких импортных деталей. Система управления, двигатели, топливные баки, баки окислителя,  корпус изготавливаются в Российской Федерации.

При создании ракеты «Союз-5» в самарском ракетном центре «Прогресс» были закуплены и устанавливаются  новые станки у компании, которая производит их в России.

Сейчас Роскосмос работает над решением проблем, которые появились еще с введением «крымских» санкций в 2014 году. Это поставка микроэлектроники особого назначения, так называемой радиационностойкой, из которой на 95 процентов делаются космические аппараты.

— В принципе за ракетно-космическую отрасль беспокоиться сильно не нужно. Есть проблемы, их много, но таких проблем, которые, к сожалению, есть у наших коллег, у нас нет. Мы будем работать, как и работали, и обеспечим все федеральные пуски этого года. Космические аппараты будем сдавать и в следующем году, по кое-каким аппаратам в интересах Министерства обороны мы тоже уже выполнили те задачи, которые обещали сделать, буквально на прошлой неделе, — доложил Путину Рогозин.

Также он рассказал, что в ответ на санкции Роскосмос остановил поставки ракетных двигателей, на которых выводились ракеты Соединенных Штатов. А также остановлены  пуски по линии компании OneWeb.

— Я принял решение снять ракету со старта. 5 марта пуск был отменен с Байконура, и мы разорвали все отношения с данной компанией, что, с моей точки зрения, приведет к их фактически банкротству, потому что у европейцев и британцев просто физически нет ракет-носителей, которые могли бы продолжить пусковую кампанию, — высказался глава Роскосмоса.

Возрастная категория материалов: 18+