Фото: Наталья Бережная, РоскосмосФото: Наталья Бережная, Роскосмос

В первую очередь Юрий Борисов рассказал главе государства о самом первом запуске «Ангары-А5» с космодрома Восточный, расположенном в Амурской области. Летно-конструкторские испытания на вновь построенном стартовом комплексе по поручению президента начались 9 апреля.

— Они призваны устранить все неизбежно возникающие неполадки, которые всегда возникают при первом старте, и отработать все необходимые эксплуатационные параметры, — объяснил глава Роскосмоса. — Дважды — 9 и 10 апреля — автоматика прерывала стартовую процедуру, и боевому расчету вместе с инженерами и конструкторами приходилось отыскивать неисправность. Боевой расчет сработал четко, грамотно, хладнокровно и заслуживает всяческой похвалы. 11 апреля в 12 часов по московскому времени ракета стартовала, выполнила все поставленные задачи так же, как и разгонный блок «Орион», созданный ракетно-космической корпорацией (РКК) «Энергия» для выведения космических аппаратов на различные целевые орбиты, вплоть до геостационарной на высоте 36 тысяч километров от Земли. Это был всего четвертый за 10 лет пуск «Ангары». Три до этого мы пускали с Плесецка.

Эта ракета только начинает набирать свой потенциал, но уже очевидно, что у нее очень хорошие перспективы. С «Ангарой» на Восточном в Госкорпорации связывают большие надежды: она заменит тяжелую ракету-носитель «Протон-М», перед которым у нее есть ряд неоспоримых преимуществ.

11 апреля с Восточного впервые в космос отправилась ракета-носитель тяжелого класса «Ангара». Фото: Наталья Бережная, Роскосмос11 апреля с Восточного впервые в космос отправилась ракета-носитель тяжелого класса «Ангара». Фото: Наталья Бережная, Роскосмос

— Во-первых, мы перестаем зависеть от геополитических обстоятельств, имея возможность запускать тяжелые ракеты со своей территории со стартовых столов в Плесецке и на Восточном, тогда как стартовый комплекс «Протона-М» у нас расположен в Казахстане, на Байконуре, — перечислил отличия Юрий Борисов. — Во-вторых, двигатель «Ангары-А5» использует гораздо более экологичный керосин, а не гептил, как на «Протоне-М». В-третьих, «Ангара» имеет бо́льшую грузоподъемность и существенный потенциал для развития. Сегодня семейство ракет «Ангара», которые разработаны и производятся центром Хруничева, включает две версии. Так, легкая «Ангара», «Ангара-1.2», — это двухступенчатая ракета на базе универсального ракетного модуля. Обеспечивает выведение не менее 3,5 тонны на низкую круговую орбиту — это 200 километров, и не менее 2,4 тонны на синхронно-солнечную орбиту — это 835 километров. А «Ангара-А5» — уже трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. Ее модули максимально унифицированы с «Ангарой-1.2». И, если «Протон» с Байконура позволяет выводить около 23 тонн на низкую орбиту, то тяжелая «Ангара» с Восточного в нынешнем исполнении — не менее 24,5 тонны.

Уже сейчас, как пишет официальный портал Кремля, по заказу Роскосмоса создается модернизированная «Ангара-А5М» с более мощным маршевым двигателем РД-191М. Совсем недавно завершились огневые испытания, которые подтвердили все его заявленные характеристики. Помимо увеличенной тяги, у него — обновленная система управления, навигационная аппаратура, бортовая система видеоконтроля. Также в этом двигателе применяются новейшие решения для облегчения конструкции ракеты. Это позволит увеличить массу выводимой полезной нагрузки до 27 тонн.

Ракета новой модификации будет создана с возможностью запусков пилотируемых кораблей. У нее будут все шансы стать основным средством выведения на целевые орбиты пилотируемого транспортного корабля нового поколения и модулей создаваемой Российской орбитальной станции. «Первый пуск этой ракеты — в 2027 году. Он будет совмещен с комплексными испытаниями нового корабля в беспилотном варианте, и это будет наш следующий пуск «Ангары» с Восточного», — добавил Борисов.

Еще одна перспективная модификация этой ракеты — «Ангара-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью. Она обеспечит выведение полезных нагрузок массой до 38 тонн на низкую околоземную орбиту. В будущем эта ракета-носитель планируется к использованию для отправки автоматических межпланетных станций и аппаратов для исследования Солнечной системы и дальнего космоса. При условии достаточного финансирования летные испытания ее планируются в 2030 году.

***

Глава Роскосмоса: «Это были тяжелые три дня, потому что запуск — не телешоу, а тяжёлая работа»

 

Глава Роскосмоса: «Для разработчиков отмена пуска по техническим причинам — рядовое явление»

 

В ожидании пуска «Ангары»: фоторепортаж со смотровой площадки амурского космодрома Восточный

 

Шпиц, гвоздики и космические носки: как ждали второго пуска «Ангары» на космодроме Восточный

 

«Впереди – пилотируемые запуски»: Василий Орлов поздравил сотрудников Восточного с запуском «Ангары»

 

Когда сошлись звезды: в День космонавтики российский Илон Маск стал гостем «Амурской правды»

Возрастная категория материалов: 18+