Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Жадный спрос

«Покупательская лихорадка», накрывшая всю страну с конца февраля, на автомобильном рынке проявилась особенно активно.

— Первую половину весны сметали всё. Ценник дорожал каждый день, но люди согласны были платить. Кто‑то опасался девальвации рубля и торопился вложить свои деньги. Нередко на авторынок шли те, кто скопил крупную сумму, но для покупки недвижимости ее не хватало: автомобиль казался таким покупателем возможностью сохранить деньги в случае кризиса. Подогревал истерику и растущий курс доллара: иена (валюта Японии. — Прим. авт.) привязана к американской валюте, и когда рубль стал дешеветь, люди испугались, что скоро машины станут для них совсем недоступны, — вспоминает один из профессиональных автоперекупщиков (они выкупают подержанные автомобили на аукционах Японии, доставляют в Приамурье и продают здесь с наценкой).

Машина по цене до 300 тысяч рублей — самый популярный запрос последних недель на Благовещенском авторынке. На эти деньги можно купить бюджетные малолитражки производства конца девяностых годов.

В итоге, по словам участников рынка, в области стоимость машин среднего класса — таких, как Toyota Prius, Allion, Vitz, Nissan Tiida, Honda Insight — поднялась в среднем на 300 тысяч рублей: с 500—600 тысяч до миллиона. Дорогие машины, которые стоили несколько миллионов, поднялись в цене сразу на миллион.

К середине весны спрос очень сильно превышал предложение: за более-менее разумную цену расхватали всё. По завышенным ценам — тоже, но чуть медленнее. Однако уже в апреле курс начал снижаться, а вместе с ним, как ни парадоксально, — и интерес к автомобилям.

«Сытые» покупатели

Недостаток предложения автоперекупщики принялись активно компенсировать после того, как рубль пошел вниз. «По сути, рост цены не был оправдан какими‑то расходами продавцов: стоимость поднимали «на хайпе». Ну глупо этого не делать, если люди берут. При этом брали все эти машины на аукционах, когда доллар — семьдесят рублей с хвостиком. Когда стоимость доллара перескочила за сотню, конечно, профессионалы рынка не везли машины из Японии: смысла нет, слишком дорого. Единичные покупки для определенного покупателя, уверенного, что надо брать сейчас, потому что потом будет еще дороже, — да, такое было. Всё для клиента. Но вообще в момент дорогого доллара мы просто распродали всё, что было в наличии. В итоге какая картина складывается: на руках у перекупщиков есть деньги (и хорошие) от продажи машин, есть большой спрос в регионе на машины по адекватной цене (потому что в основном остались автомобили с существенно завышенным ценником). Все условия — закупаться. И тут еще доллар идет вниз, причем опускается до значений, которых в последние годы и не было. Конечно, перекупщики начинают массово скупать машины на аукционах», — поделился подробностями на условиях анонимности один из специалистов автосферы Благовещенска. Причем этой стратегии придерживались и другие участники рынка из различных регионов Дальнего Востока. Как итог — с конца мая аукционы и связанная с ними сфера доставки и обслуживания оказались перегружены. В результате из‑за роста издержек на логистику цены снова начинают стремиться вверх.

— К июню порты в Японии оказались переполнены автомобилями: идет активный закуп из России. Большой трафик — именно на Владивосток. Тралы, автовозы не справляются с вывозом машин: они идут с задержкой, — рассказал автодилер компании Autojapanblag Александр. — Если раньше автомобиль до Владивостока ехал 2—3 недели, то с начала лета срок увеличился до двух месяцев, с учетом «растаможки».

«Беспробежные» предпочтения

При этом доля амурчан, которые предпочитают брать автомобиль напрямую из Японии, постоянно растет. Официальной статистики нет, но, по оценке специалистов в этой сфере, до половины покупателей с бюджетом выше 600 тысяч рублей выбирают вариант «купить на аукционе», а не на местных авторынках.

— В основном, конечно, это Благовещенск, Белогорск, Белогорский округ и Свободный, — говорит представитель Autojapanblag. — Когда упал курс, стало больше заказов на машины премиум-класса. Причем наши люди зачастую любят, чтобы машина выделялась. Если Harrier — нередко красный цвет, кожаный салон, панорамное окно, тюнинг.

300

тысяч рублей — на столько в среднем подорожали бюджетные машины в начале весны, потом цены откатились назад

Несмотря на удлинившуюся доставку, японские машины снова начали поступать в регион. И ценник на них начал падать. Первая причина — насыщение спроса. Те, кто собирался купить машину сейчас или в ближайшем будущем, сделали это в начале весны. Благодаря перекупщикам росло и предложение. Ажиотажная наценка ушла, и стоимость машин вернулась к дофевральской. Однако доллар (а следом — и иена) продолжали дешеветь, устанавливая новые рекорды последних лет. Казалось бы, и ценники на машины должны были стать ниже, чем в начале года. Но они замерли. Причина — растущие расходы на доставку авто с аукционов.

— Во-первых, цену подняли брокеры — посредники при оформлении покупки авто на аукционе. Раньше эта услуга стоила 35—38 тысяч, сейчас — 45—50. А для юрлиц стоимость вообще в два раза подняли: с 50 до 95 тысяч рублей, — рассказал один из продавцов авторынка Благовещенска, также попросивший не указывать его имени. — Буквально сегодня стало известно, что доставка по Японии выросла в два раза: со 100 тысяч иен (около 40 тысяч рублей) до 200, а если район отдаленный — до 500 тысяч иен.

Туманные перспективы

«Последние недели у нас вообще продаж практически нет: сидим загораем. Спада интереса после весеннего ажиотажа мы ожидали, но не такого сильного, — признаются продавцы на авторынке. — Из 10 человек, которые подходят, у восьми бюджет до 300 тысяч рублей. За такую сумму, в принципе, можно найти машину: Nissan March, Toyota Vitz, Toyota Carina — все до 2000 года выпуска.

«По сути, рост цены не был оправдан какими-то расходами продавцов: стоимость поднимали «на хайпе». Ну глупо этого не делать, если люди берут. Хуже всех сейчас тем, кто взял машину втридорога в начале весны и переплатил от 300 тысяч рублей до миллиона. Продать автомобиль по той же цене сегодня невозможно».

Однако большую часть покупателей раньше всё же составляли люди с бюджетом от 500 тысяч рублей до миллиона. Сейчас они в дефиците. «Как правило, это те, кто продает свою машину и добавляет 300—400 тысяч. Обычно — в кредит. Но сейчас проценты по кредитам высокие, экономическая ситуация ненадежная, и люди предпочитают не рисковать без необходимости. Сколько продлится затишье, изменится ли цена на машины? А кто‑то сегодня может сказать, что вообще будет завтра? Я — точно нет. И имя мое не пишите, ни к чему это», — подводит итог разговора еще один участник авторынка. Все они надеются на возвращение массового покупателя, однако понимают — ждать придется неопределенное время.

Взносы по каско выросли на четверть

Тридцать пять миллионов рублей страховых премий каско (добровольное автострахование) заплатили амурчане за первый квартал этого года: это на 24 процента больше, чем за аналогичный период 2021‑го. Рост ОСАГО за этот же период — 9 процентов (277 миллионов). «Рост в автокаско в большей степени обусловлен увеличением средней стоимости полиса из‑за повышения цен на автомобили и запчасти. При этом, несмотря на снижение объема продаж новых иномарок на фоне ограниченного предложения в условиях санкций, амурчане активно приобретали подержанные машины», — прокомментировал управляющий Отделением Банка России по Амурской области Владимир Волков. Также выросла доля продаж техники в лизинг на условиях «коробочных» продуктов с дополнительной защитой для автовладельцев. Это в совокупности обусловило увеличение сборов по страхованию автокаско.

«Последние недели у нас вообще продаж практически нет: сидим загораем. Спада интереса после весеннего ажиотажа мы ожидали, но не такого сильного».

Выплаты по ОСАГО выросли в январе — марте на 11  % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: до 194 миллионов рублей. Причина — больше страховых случаев и рост среднего «чека» компенсации из‑за дефицита и подорожания комплектующих на иномарки. Выплаты по каско, наоборот, снизились на 21  %, до 11,3 миллиона рублей, из‑за уменьшения страховых происшествий. Общий объем премий на страховом рынке Приамурья в первом квартале 2022 года превысил 660 миллионов рублей, выплат — 350 миллионов. Число урегулированных страховых случаев — 3,6 тысячи.

Возрастная категория материалов: 18+