— Расскажите о проекте: в чем его актуальность и уникальность?
Е. Б. — Наш «НейроCHEбурашка» будет революцией в оказании медицинской помощи: такого еще нет совершенно нигде: ни в России, ни в мире. Это будет нейросеть, в которую будут погружены огромные массивы информации: реальные жалобы и диагнозы пациентов, назначения, маршрутизация и прочие важные для врача данные. Мы хотим в этом продукте соединить «цифру» и медицину, то есть идти в ногу со временем и, возможно, даже чуть его опережая. Уже у каждого из нас есть разные гаджеты, виджеты. Дети приобретают цифровые навыки практически с детского сада. Сейчас весь медицинский мир «запитан» на то, чтобы эти навыки использовать, развивать и им соответствовать. И это не «далекий космос», как кажется. На самом деле мы в повседневной жизни уже используем цифровые возможности на благо своего здоровья.
Простой пример: цифровые глюкометры, электронные часы, которые измеряют пульс, давление, кислород, позволяют нам управлять этими параметрами. Это как раз наш путь. Сегодня медицина направлена на то, чтобы управлять рисками до того, как произошла болезнь. Своей задачей в этом проекте мы определили сделать медицину простой и доступной, чтобы были программы и приложения, которые смогут сопровождать человека как друг или как собака. Таким другом и будет наш «НейроCHEбурашка».
По нашей идее это будет виртуальный помощник и врача, и пациента с приложениями в том числе в мобильном телефоне, чтобы любой человек, где бы он ни находился, мог зайти туда и получить медицинскую помощь.
«Это будет нейросеть, в которую будут погружены огромные массивы информации: реальные жалобы и диагнозы пациентов, назначения, маршрутизация и прочие важные для врача данные».
— Почему такое название?
Е. Б. — В это слово — «НейроCHEбурашка» — мы зашили много смыслов. «Нейро» (Neuro) по латыни — «мозг». Это своеобразная нейросеть с огромной базой данных. «CHE» означает: Сlinical — клиническое, Нigher Еducation — высшее образование; «бу» — будущее, «раш» — от английского слова Russia. Вот из такого набора смыслов родилось рабочее название проекта «НейроCHEбурашка».
Как это будет работать?
С. Х. — Это принципиально новый вид цифровой медицинской помощи. Ее не существует на данный момент. Есть большое количество нейросетей, где сведены большие объемы информации, например, 100 тысяч КТ или 100 тысяч УЗИ. В эту нейросеть с помощью участников программы — поликлиник, амбулаторий, больниц, лабораторий — мы соберем огромные массивы информации о симптомах и протекании болезней, данные о пациентах, которые обычно заносятся в медицинские карты, которые, кстати, часто куда- то теряются. На базе нашего Центра мы будем стандартизировать процедуры назначений при разных сценариях развития болезней и затем, учитывая индивидуальные особенности пациентов (их хронические и сопутствующие заболевания, состояние на момент обращения к медикам), давать индивидуальную медицинскую траекторию и быстро — набор наиболее вероятных алгоритмов для врача и пациента.
На житейском примере расскажу, как, по нашему представлению, это должно работать. Пациент приходит в амбулаторию какого-нибудь села. У него жалобы на плохое самочувствие: например, болит сердце. Фельдшер опрашивает его согласно подробному чек-листу (разработанному «НейроCHEбурашкой») и передает данные в call-центр. Это должна быть отдельная медицинская организация оказания цифровой медицинской помощи, где будут работать врачи-операторы. Они принимают эти данные, их анализирует нейросеть и на основе анализа похожих ситуаций и симптомов, а также конкретных жалоб и медицинских особенностей именно этого пациента выдает варианты алгоритмов: нужно срочно вызывать скорую или пойти на прием к кардиологу или неврологу. И в идеале сразу записывает на прием. Всё это происходит очень быстро — потому что это нейросеть. Она способна мгновенно анализировать огромные массивы информации. Затем всё отправляется туда, откуда поступил запрос. Медик экономит время и получает грамотные указания, а пациент — назначение и маршрутизацию, при этом не теряя времени на самостоятельные походы по больницам и не сдавая кучу зачастую совершенно излишних анализов.
Е. Б. — Более того, у нейросети будет специальное приложение для мобильных телефонов. Пациент даже сам сможет заполнить чек-лист со своего телефона и получить рекомендацию по направлению к конкретному врачу. Это должно быть очень удобно и для врачей, и для пациентов. Представьте, у врача на приеме 30 человек — на всех подчас не хватает времени, да иногда и компетенции — для качественного разбора ситуации у пациента. А тут в помощь наша нейросеть — она подскажет грамотные варианты.
— Вы сказали, что будет мобильное приложение. То есть вы вообще хотите максимально исключить походы по врачам — пациент сможет лечиться сам?
С. Х. — Нет, это не совсем так. Мы минимизируем ненужные походы по врачам. Ведь часто пациент приходит с недомоганием, а его отправляют к врачу общей практики или терапевту, потом — на анализы, по результатам которых — к узким специалистам. А это время, которое иногда стоит пациентам жизни. Мы эту цепочку хотим максимально сократить. В нашем примере: фельдшер направляет пациента в город адресно к определенному врачу и на определенное время. Не надо посещать «на всякий случай» кучу специалистов. Весь банк данных о пациенте будет до этого изучен. Но всё равно — последнее слово при назначении лечения — за врачом, но с учетом рекомендаций.
Сейчас, если пациент пришел с жалобами, в поликлинике ему дадут талончик к терапевту, который может заподозрить какое-то экстренное состояние. И начнется обследование. А наша система позволит на основе чек-листа и мгновенного анализа выдать направление: какой врач и насколько срочно нужен пациенту. Мы быстро определяем маршрутизацию или просим быстро вызвать скорую. Это лучше, чем пациент пойдет ждать приема врачей и не дай бог умрет.
Пациент и сам сможет с телефона в приложении заполнить чек-лист и получить ответ от врача-оператора с направлением на исследования или к профильным врачам. Личное профессиональное участие врача при этом не исключается, но оно будет осмысленным.
Е. Б. — В медицине есть понятие «рутина». Когда много пациентов приходит к одному врачу, он не всегда успевает и может обслужить и «обдумать» 100 человек и верно им всё выставить и назначить. А наша сеть это сможет. Машина анализирует в тысячи раз быстрее и больше информации. Это будет огромный помощник, который позволит минимизировать время и снизить риск смертельных исходов.
— А как и кто вырабатывает и проверяет на правильность все алгоритмы, которые будет выдавать «НейроCHEбурашка»?
Е. Б. — Наш аккредитационно-симуляционный центр высшего уровня уже занимается этой разработкой в течение пяти лет. Нам пришла идея «упаковать» всё, над чем работали в течение этого времени наши молодые ученые. У нас есть роботопарк с тренажерами экспертного класса — в России всего восемь таких. Наши роботы дают реалистичную картину при симуляции болезни: моргают, дышат, потеют, у них есть пульс. Всё это позволяет отрабатывать медицинские сценарии: симптомы пациента, действия врача и то, как пациент на эти действия отвечает. Наши специалисты — молодые врачи, которые работают здесь под руководством Сергея Ходуса, — являются лидерами медицины, победителями российских конкурсов. Это врачи-эксперты. В нашем центре будут отрабатываться и проверяться на результат все возможные медицинские сценарии. И это уже происходит сейчас с теми данными, которыми мы располагаем в данный момент.
С. Х. — Мы готовы выводить нашу разработку на российский и международный уровень. У нас есть первая помощь, неотложная помощь, а цифровой медицинской помощи пока нет. Мы думаем, что пришло время ее создать. Мы посещаем большие площадки и видим, как быстро меняется мир, и мы должны креативно мыслить и предлагать решения на стыке наук.
— В какой стадии сейчас работа над проектом?
Е. Б. — Сейчас мы на этапе патентования. А также выбираем партнеров по проекту. С кем будем работать дальше. Это будет самое важное, первичное звено здравоохранения — поликлиники, амбулатории. Мы представляли нашу разработку экспертам Сколково, она получила положительную оценку. Получили поддержку на уровне регионального министерства образования, а также на уровне федеральных министров. Что до крупных партнеров и финансирования — мы заявились на участие в программе «Приоритет-2030. Дальний Восток». Уже сейчас подписаны договоры с общероссийской общественной организацией РОСОМЕД, с арктической консорциумной площадкой, Дальневосточным научным центром физиологии и патологии дыхания. Мы ищем партнеров по науке и за рубежом. Сейчас государство ставит задачу развивать науку, много говорят о научных стартапах. Наш «НейроCHEбурашка» — это и есть уникальный сплав образования, науки и практической медицины.
«Возможно, возникнет новая кафедра цифровой медицины»
— Наверное, в случае внедрения этой нейросети, нужно будет специально обучать врачей?
С. Х. — Вы правы. У врача должна быть другая компетенция. Мы также этому будем учить и переучивать. На основе нашей нейросети можно будет трансформировать образовательную программу вуза. Если мы глобально мыслим, то на уровне России тоже произойдет трансформация образовательных программ и внедрение новых профессиональных компетенций. Возможно, даже возникнет новая кафедра цифровой медицины.
Е. Б. — Я уверена, что идею оценят не только опытные врачи, но и те, кто только приходит в профессию. Это будет интересно молодым ребятам — кто, как говорится, уже рождается с гаджетами в руках. Ведь мы все хотим, чтобы врачи шли в ногу со временем и новыми технологиями.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии