Наследственность
Андрей Кончаловский родился в семье известных писателей Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Изначально маленькому Андрею прочили совсем другую карьеру — музыкальную. Он окончил Центральную музыкальную школу, потом музыкальное училище при Московской консерватории, а позже учился в Московской консерватории по классу фортепьяно. Но не окончил его. Андрея Кончаловского увлек кинематограф, и он поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма.
— Это, наверное, самое главное событие в твоей жизни — когда ты понял свое призвание, — рассуждает Андрей Сергеевич. — К сожалению, большинство людей этим вопросом не задаются. А даже если задаются, то им не везет, и они не находят, зачем пришли в этот мир. Поэтому если ты будешь серьезно задумываться над этим и непрерывно искать, то, может быть, тебе повезет. А может быть, и нет — здесь гарантий нет никаких. Но есть как минимум один признак, который поможет тебе ответить на вопрос, в чем твое призвание. Если ты делаешь какое-то дело, не замечая, как летит время, это твое дело. Я говорю не о каком-то времяпрепровождении типа хорошей сигареты или рюмки. Эти вещи — иллюзия. Я — о реалиях. Мой дед был известным художником (Василий Суриков. — Прим. авт.). И очень талантливым. У него был сын — Петр Кончаловский, мой дядя, который не обнаружил такого таланта, как у его отца. Ему запрещали рисовать под страхом смерти! Но когда мой дед обнаружил под его кроватью огромный чемодан со спрятанными тайно нарисованными рисунками, он сказал: «Ну что делать?! Значит, будь художником». И мой дядя стал художником. Он сам всего добился как художник. Он подражал во всем деду, но он был счастлив! Вот и получается: если это твое призвание — прежде всего оно должно доставлять наслаждение. Тогда тебе может быть все равно, есть ли у тебя успех. Это тоже очень важный признак.
Жизнь как она есть
В 1965 году Кончаловский, вдохновленный творчеством японского режиссера и сценариста Акиры Куросавы, снимает свой первый полнометражный фильм «Первый учитель». Следующей кинолентой стала «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — ее широкий зритель увидел только через 20 лет. Для Андрея Кончаловского это знаковая картина. И сейчас, в юбилейный год режиссера, ее отреставрировали и выпустили в повторный кинотеатральный прокат.
Фильм получил приз международной ассоциации кинокритиков на Берлинском кинофестивале в 1988 году, а также две премии «Ника» в 1989-м в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — это история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки к непутевому шоферу Степану. Несмотря на то что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребенка. Действие происходит где-то на Волге во время сбора урожая зерновых.
20
августа 1937 года родился Андрей Кончаловский
— Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: «А что если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?» Так и получилось, — вспоминает Андрей Кончаловский. — Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи.
Андрей Кончаловский говорил, что хотел запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни. И изначально отказался от приглашения на главные роли известных актеров, решил снимать фильм в глубинке (село Кадницы Горьковской области). На главную роль была приглашена Ия Саввина, помимо нее в картине занята только одна профессиональная актриса — Любовь Соколова. Все прочие роли сыграны непрофессионалами — главным образом жителями деревни.
Съемки были очень непростыми. Снимать обычных людей с одной камеры было трудно, новоиспеченные артисты поневоле начинали что-то изображать, пытались играть свою роль. А этого Кончаловскому совсем не хотелось. Поэтому режиссер принял решение снимать с трех камер — словно осторожно подглядывать за своими персонажами. Так местами картина стала документальной хроникой жизни советского села с долгими монологами жителей о жизни, о фронте, о войне.
С тех пор Андрей Кончаловский любит снимать в своих фильмах непрофессиональных артистов. И очень часто устраивает народные кастинги, подбирая на главные роли самых простых людей.
Подарок судьбы
Андрей Кончаловский был женат пять раз, у него семеро детей. В 1996 году судьба подарила Андрею Кончаловскому встречу с женщиной, с которой он связал свою дальнейшую жизнь: на фестивале «Кинотавр» режиссер познакомился с молодой актрисой из Минска Юлией Высоцкой. По его собственному признанию, встреча с Юлией Высоцкой изменила его отношение ко многим вещам — браку, семье, научила ценить счастье супружества.
— Нельзя воспринимать существование любимого человека рядом как данность, — пояснил Андрей Сергеевич. — Его существование — это настоящее чудо. Юля подарила мне ту лучшую часть моей жизни, когда становится понятно, ради чего живешь, ради чего дети родятся, ради чего снег идет.
Секрет его успехов
В день своего юбилея Андрей Кончаловский поблагодарил всех, кто делал его лучше и научил быть добрее.
— В молодости кажется, что ты бессмертен, — делится с нами Андрей Сергеевич. — А потом начинаешь понимать, что смерть с косой где-то существует, а потом — что она вообще-то уже за дверью… Вот и получается, что жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что ты ненавидишь. Поэтому очень везет тем, кто занимается любимым делом. Совсем необязательно, чтобы твое дело считалось очень престижным: как правило, банкиры ненавидят свою работу. Ты можешь быть счастлив от того, что ты сапожник или повар. Если сапожник делает свое дело с мастерством — он всегда будет нужен. Талант есть у каждого, надо только понять, в чем именно. Но если твой талант не раскрылся, то есть такая вещь, как мастерство. А мастерство достигается только трудолюбием. Свой талант можно растерять и не стать никем, хотя талант был. А без таланта вполне можно стать великим мастером. А вот без труда ничего не получается ни у кого.
Фото Вадима Тараканова
Возрастная категория материалов: 18+
Андрей Кончаловский был женат пять раз, у него семеро детей.
И КАЖДЫЙ БРАК ЗАКЛЮЧАЛСЯ НА НЕБЕСАХ, КАК ПРОПОВЕДУЕТ ПРАВОСЛАВИЕ?
— Nifashev Sergey