Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

1. — Наталья Геннадьевна, что такое сказкотерапия и откуда она пришла в современную науку?

— Это один из самых древних способов воздействия на человека. Именно сказки в стародавние времена учили детей морали и нравственности, давали правильные жизненные установки, предостерегали от совершения плохих поступков, передавая опыт предшественников. Придумывая сказки, наши предки вкладывали в них свою мудрость, скрытый смысл. Сегодня, как и раньше, в волшебный мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Ему поют колыбельные и частушки, рассказывают стихи и прибаутки, а потом он дорастает и до восприятия сказок. Согласитесь, и мы с вами получили свои первые представления о добре и зле, трусости и храбрости, справедливости и предательстве в том числе из сказок, а также вынесли из них определенные уроки.

Способность сказки оказывать влияние на психику человека в свое время была подмечена, изучена и поставлена на научные рельсы в практической психологии. Здесь она рассматривается уже не как развлечение, а как лекарство. Сказкотерапия означает «лечение сказкой».

2. — А разве не проще рассказывать детям о реальных ситуациях в жизни? Зачем нам этот вымысел?

— Дело в том, что сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. Именно с нее начинается его знакомство с окружающим миром, отношениями людей. Она служит для него проводником из детства во взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы родители рассказывали ребенку сказки, сочиняли их вместе с ним, помогали перенести положительную информацию в реальность. Таким образом сказкотерапия способствует формированию системы нравственных ценностей. Ребенку она необходима как фильтр, через который он пропускает информацию, поступающую в сознание из внешнего мира.

Сказки детям рассказывают дома, в детском саду и школе. Сказочные герои попадают в трудные ситуации, ищут из них выход. И ребенок учится на их положительных примерах. А другие персонажи плохо себя ведут, вызывая его осуждение и порицание. Взять, к примеру, того же сказочного героя Колобка, который учит, что нельзя убегать из дома. А русскую народную волшебную сказку «Морозко» помните? Ленивая злая дочка получает по заслугам — красный молодец не берет в жены, а выбирает ее трудолюбивую и заботливую сестру. К тому же хозяин зимы поощряет добрую девушку подарками. Повествование «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учит уважать старших и слушать их советы, а «Репка» — уметь выстраивать отношения с близкими и поддерживать друг друга. Сказочные ситуации — как первая школа жизни для маленького человека, который только постигает этот мир.

3. — Для решения каких проблем используют сказки в психотерапии? И есть ли у такого способа лечения противопоказания?

— Сказкотерапия помогает специалистам разговорить ребенка, выявить его внутренние психологические конфликты, страхи, проблемы, а также вести их коррекцию. Проще говоря, это форма познания и лечения души. Благодаря сказкотерапии мы можем формировать у человека доброжелательное отношение к людям и творческое — к жизни, показывать многообразие способов решения задач и проблем, развивать чувство уверенности в себе и самоконтроль, умение преодолевать препятствия и трудности. Погруженный в сказочный волшебный мир человек может многое осознать, выплеснуть негативные эмоции и зарядиться позитивом. А еще — уйти от реалий и проблем с помощью воображения. Здесь даже бывает не столько важен конец истории, сколько сам процесс фантазирования. Дети встают на сторону персонажей, переживают за них, входят в их образ.

Практика специалистов показывает, что сказкотерапия развивает у ребенка воображение и творческие способности, играет определенную роль в его воспитании и социализации в обществе, формировании у него культурных и нравственных ценностей. Ее используют для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (например, агрессии, различных нарушений психики), страхов, тревоги и так далее.

«Сказкотерапия развивает у ребенка воображение и творческие способности».

В сказках мы прорабатываем с пациентами ситуации, с которыми они сталкивались в жизни, наделяем персонажей характерами реальных людей. Любой конфликт должен быть завершен. Тогда дети и подростки получают эмоциональную разрядку, побеждают затаившийся в подсознании страх, чувство вины, избавляются от тревоги и агрессии, становятся добрее и увереннее в себе, проще адаптируются к обстоятельствам. Сказочные истории помогают им использовать новые модели поведения, формировать и укреплять важные черты характера — целеустремленность, смелость, общительность, настойчивость, ответственность и другие.

В целом все сказки, которые мы используем в работе, можно условно разделить на несколько групп. Эта градация основана на детских психологических проблемах. Первая группа — сказки для детей, имеющих фобии, вторая — для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, третья — для работы с агрессивными детьми, четвертая — при сложностях отношений в семье, связанных, например, с разводом родителей, и пятая — при потере ребенком близкого человека.

Несмотря на большую востребованность в лечебном процессе, сказкотерапию нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, глубокой умственной отсталости и некоторых других патологиях.

4. — Что должны знать о сказках родители, чтобы правильно доносить их детям?

— Пожалуй, все родители в определенный период рассказывают детям сказки, — отмечает Виктория Батаева. — Нужно понимать способность таких повествований влиять на психику. Сказка может стать средством помощи своему ребенку. Для этого в ней должна быть мораль — главная мысль, которую нужно проговаривать. Должны быть добро и зло, ведь, если в сказке не будет второго, то бороться будет не с чем, но первое должно побеждать!

Сочиняя сказку вместе с ребенком, можно узнать, о чем он переживает, чего боится. Иногда это так глубоко скрыто в подсознании, что дети не осознают, а родители не замечают. Вот в таких сочинениях всё это может «всплыть».

Иногда эмоциональные проблемы ребенка становятся очевидны. Допустим, он стал грубить родителям, капризничать или агрессивно себя вести. В этих случаях нужно обратиться к специалисту. Он даст родителям рекомендации, как правильно себя вести. В том числе у него можно спросить совета, какую сказку рассказывать ребенку. Делать это нужно правильно, чтобы не навредить — не напугать, не дать неверные установки.

Если ребенок постоянно просит рассказать одну и ту же сказку, очень ее любит — это значит, что повествование затрагивает важные для него вопросы. Вместе с ним вы прорабатываете какую-то ситуацию. Позже у него должна появиться другая любимая сказка. Это подскажет, что ребенок развивается и взрослеет, в его жизни возникают новые вопросы и ситуации.

5. — А возможна ли сказкотерапия для взрослых?

— Вообще сказкотерапия наиболее эффективна в детском возрасте, поэтому чаще применяется в этой возрастной группе. Тем не менее она может быть полезна и взрослым, имеющим проблемы, которые тянутся из подросткового периода, не получив правильного завершения. Среди них — одиночество, неприятие или непонимание себя, агрессивность, сложность в осознании смысла жизни и другие. Также сказкотерапию можно использовать в комплексе с другими средствами при лечении различных форм зависимостей, в том числе алкогольной и наркотической.

«Сочиняя сказку вместе с ребенком, можно узнать, о чем он переживает, чего боится».

Порой люди замыкаются на своих проблемах и не могут найти выход, так как не видят ситуацию с других позиций. Вот тут на помощь должно приходить воображение, которое выводит за пределы реальности, напоминает о прошлом опыте и позволяет «заглянуть» в будущее. С его помощью можно здесь и сейчас уйти от проблемы, физической и психологической зависимости, плохих чувств и эмоций. Создав, напротив, комфорт и добавив позитива, найти варианты решений, построить планы и управлять своей деятельностью.

Личность должна быть самодостаточной, и сказкотерапия может усилить потенциальные возможности человека, позволив справиться с тем, что в настоящий момент является тормозом для его развития.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+