Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №47 (29040) от 1 декабря 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
1 декабря 2022,
четверг

Что такое сказкотерапия: пять вопросов амурским психологам о современном лечении детей

Здоровье

В известном произведении Александра Пушкина о золотом петушке есть нетленные строчки о том, что сказка — ложь, да в ней намек. Как показывает современная медицина, поэт очень четко подчеркнул значение таких повествований для детей. «Сказки позволяют объяснить, что правильно, а что нет, учат понимать, кто добрый, а кто злой, сопереживать хорошим героям и стремиться быть на них похожими и вызывают осуждение плохих персонажей, желание не повторять их ошибок», — отмечает доктор с 30-летним стажем, врач высшей категории, внештатный детский психиатр региона, детский психиатр  ГБУЗ АО "Амурская  областная  психиатрическая  больница"  Наталья Иванова. Она и клинический психолог этого медучреждения Виктория Батаева рассказали «Амурской правде», как они лечат маленьких пациентов с помощью сказок, какими бывают такие повествования, что в себе несут и чем должны заканчиваться.

Что такое сказкотерапия: пять вопросов амурским психологам о современном лечении детей / В известном произведении Александра Пушкина о золотом петушке есть нетленные строчки о том, что сказка — ложь, да в ней намек. Как показывает современная медицина, поэт очень четко подчеркнул значение таких повествований для детей. «Сказки позволяют объяснить, что правильно, а что нет, учат понимать, кто добрый, а кто злой, сопереживать хорошим героям и стремиться быть на них похожими и вызывают осуждение плохих персонажей, желание не повторять их ошибок», — отмечает доктор с 30-летним стажем, врач высшей категории, внештатный детский психиатр региона, детский психиатр  ГБУЗ АО "Амурская  областная  психиатрическая  больница"  Наталья Иванова. Она и клинический психолог этого медучреждения Виктория Батаева рассказали «Амурской правде», как они лечат маленьких пациентов с помощью сказок, какими бывают такие повествования, что в себе несут и чем должны заканчиваться.
Фото: Владимир Воропаев

1. — Наталья Геннадьевна, что такое сказкотерапия и откуда она пришла в современную науку?

— Это один из самых древних способов воздействия на человека. Именно сказки в стародавние времена учили детей морали и нравственности, давали правильные жизненные установки, предостерегали от совершения плохих поступков, передавая опыт предшественников. Придумывая сказки, наши предки вкладывали в них свою мудрость, скрытый смысл. Сегодня, как и раньше, в волшебный мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Ему поют колыбельные и частушки, рассказывают стихи и прибаутки, а потом он дорастает и до восприятия сказок. Согласитесь, и мы с вами получили свои первые представления о добре и зле, трусости и храбрости, справедливости и предательстве в том числе из сказок, а также вынесли из них определенные уроки.

Способность сказки оказывать влияние на психику человека в свое время была подмечена, изучена и поставлена на научные рельсы в практической психологии. Здесь она рассматривается уже не как развлечение, а как лекарство. Сказкотерапия означает «лечение сказкой».

2. — А разве не проще рассказывать детям о реальных ситуациях в жизни? Зачем нам этот вымысел?

— Дело в том, что сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. Именно с нее начинается его знакомство с окружающим миром, отношениями людей. Она служит для него проводником из детства во взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы родители рассказывали ребенку сказки, сочиняли их вместе с ним, помогали перенести положительную информацию в реальность. Таким образом сказкотерапия способствует формированию системы нравственных ценностей. Ребенку она необходима как фильтр, через который он пропускает информацию, поступающую в сознание из внешнего мира.

Сказки детям рассказывают дома, в детском саду и школе. Сказочные герои попадают в трудные ситуации, ищут из них выход. И ребенок учится на их положительных примерах. А другие персонажи плохо себя ведут, вызывая его осуждение и порицание. Взять, к примеру, того же сказочного героя Колобка, который учит, что нельзя убегать из дома. А русскую народную волшебную сказку «Морозко» помните? Ленивая злая дочка получает по заслугам — красный молодец не берет в жены, а выбирает ее трудолюбивую и заботливую сестру. К тому же хозяин зимы поощряет добрую девушку подарками. Повествование «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учит уважать старших и слушать их советы, а «Репка» — уметь выстраивать отношения с близкими и поддерживать друг друга. Сказочные ситуации — как первая школа жизни для маленького человека, который только постигает этот мир.

3. — Для решения каких проблем используют сказки в психотерапии? И есть ли у такого способа лечения противопоказания?

— Сказкотерапия помогает специалистам разговорить ребенка, выявить его внутренние психологические конфликты, страхи, проблемы, а также вести их коррекцию. Проще говоря, это форма познания и лечения души. Благодаря сказкотерапии мы можем формировать у человека доброжелательное отношение к людям и творческое — к жизни, показывать многообразие способов решения задач и проблем, развивать чувство уверенности в себе и самоконтроль, умение преодолевать препятствия и трудности. Погруженный в сказочный волшебный мир человек может многое осознать, выплеснуть негативные эмоции и зарядиться позитивом. А еще — уйти от реалий и проблем с помощью воображения. Здесь даже бывает не столько важен конец истории, сколько сам процесс фантазирования. Дети встают на сторону персонажей, переживают за них, входят в их образ.

Практика специалистов показывает, что сказкотерапия развивает у ребенка воображение и творческие способности, играет определенную роль в его воспитании и социализации в обществе, формировании у него культурных и нравственных ценностей. Ее используют для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (например, агрессии, различных нарушений психики), страхов, тревоги и так далее.

«Сказкотерапия развивает у ребенка воображение и творческие способности».

В сказках мы прорабатываем с пациентами ситуации, с которыми они сталкивались в жизни, наделяем персонажей характерами реальных людей. Любой конфликт должен быть завершен. Тогда дети и подростки получают эмоциональную разрядку, побеждают затаившийся в подсознании страх, чувство вины, избавляются от тревоги и агрессии, становятся добрее и увереннее в себе, проще адаптируются к обстоятельствам. Сказочные истории помогают им использовать новые модели поведения, формировать и укреплять важные черты характера — целеустремленность, смелость, общительность, настойчивость, ответственность и другие.

В целом все сказки, которые мы используем в работе, можно условно разделить на несколько групп. Эта градация основана на детских психологических проблемах. Первая группа — сказки для детей, имеющих фобии, вторая — для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, третья — для работы с агрессивными детьми, четвертая — при сложностях отношений в семье, связанных, например, с разводом родителей, и пятая — при потере ребенком близкого человека.

Несмотря на большую востребованность в лечебном процессе, сказкотерапию нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, глубокой умственной отсталости и некоторых других патологиях.

4. — Что должны знать о сказках родители, чтобы правильно доносить их детям?

— Пожалуй, все родители в определенный период рассказывают детям сказки, — отмечает Виктория Батаева. — Нужно понимать способность таких повествований влиять на психику. Сказка может стать средством помощи своему ребенку. Для этого в ней должна быть мораль — главная мысль, которую нужно проговаривать. Должны быть добро и зло, ведь, если в сказке не будет второго, то бороться будет не с чем, но первое должно побеждать!

Сочиняя сказку вместе с ребенком, можно узнать, о чем он переживает, чего боится. Иногда это так глубоко скрыто в подсознании, что дети не осознают, а родители не замечают. Вот в таких сочинениях всё это может «всплыть».

Иногда эмоциональные проблемы ребенка становятся очевидны. Допустим, он стал грубить родителям, капризничать или агрессивно себя вести. В этих случаях нужно обратиться к специалисту. Он даст родителям рекомендации, как правильно себя вести. В том числе у него можно спросить совета, какую сказку рассказывать ребенку. Делать это нужно правильно, чтобы не навредить — не напугать, не дать неверные установки.

Если ребенок постоянно просит рассказать одну и ту же сказку, очень ее любит — это значит, что повествование затрагивает важные для него вопросы. Вместе с ним вы прорабатываете какую-то ситуацию. Позже у него должна появиться другая любимая сказка. Это подскажет, что ребенок развивается и взрослеет, в его жизни возникают новые вопросы и ситуации.

5. — А возможна ли сказкотерапия для взрослых?

— Вообще сказкотерапия наиболее эффективна в детском возрасте, поэтому чаще применяется в этой возрастной группе. Тем не менее она может быть полезна и взрослым, имеющим проблемы, которые тянутся из подросткового периода, не получив правильного завершения. Среди них — одиночество, неприятие или непонимание себя, агрессивность, сложность в осознании смысла жизни и другие. Также сказкотерапию можно использовать в комплексе с другими средствами при лечении различных форм зависимостей, в том числе алкогольной и наркотической.

«Сочиняя сказку вместе с ребенком, можно узнать, о чем он переживает, чего боится».

Порой люди замыкаются на своих проблемах и не могут найти выход, так как не видят ситуацию с других позиций. Вот тут на помощь должно приходить воображение, которое выводит за пределы реальности, напоминает о прошлом опыте и позволяет «заглянуть» в будущее. С его помощью можно здесь и сейчас уйти от проблемы, физической и психологической зависимости, плохих чувств и эмоций. Создав, напротив, комфорт и добавив позитива, найти варианты решений, построить планы и управлять своей деятельностью.

Личность должна быть самодостаточной, и сказкотерапия может усилить потенциальные возможности человека, позволив справиться с тем, что в настоящий момент является тормозом для его развития.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Как бороться с детским ожирением и стоит ли родителям ждать чуда — мнение врача-эндокринологаКак бороться с детским ожирением и стоит ли родителям ждать чуда — мнение врача-эндокринолога
Энцефалографическое исследование покажет работу мозгаЭнцефалографическое исследование покажет работу мозга
Что такое гештальты и почему нужно их закрывать
Как справиться со стрессом на ЕГЭ: советы врачей-психиатров
Пять вопросов клиническому психологу о том, как телефон доверия помогает оказавшимся в кризисе
Как не стать жертвой агрессии: пять вопросов амурскому медицинскому психологу
Пять вопросов врачу-психиатру о том, как пройти психиатрическую проверку на право владения оружием
В благовещенской спортшколе появится соляная пещера
Пять вопросов психологу о сновидениях и что делать, если они приобретают навязчивую форму
Пять вопросов психиатру о том, как сохранить ментальное здоровье

Мусороперерабатывающий завод «БлагЭко» заработал на полную мощностьЭкономика
Аренда частных домов в Амурской области за осень подорожала на 23 процентаЭкономика
Благовещенские танцоры Atta Dance покорили хореографов с мировым именемОбщество
Новую мебель и пароконвектомат купят для школьной столовой Белогорска по поручению губернатораОбщество
Четырехмесячный ребенок пострадал в ДТП по дороге в аэропорт БлаговещенскаПроисшествия
Власти Приамурья учтут рекомендации Генпрокуратуры по работе с инвесторами ТОРЭкономика

Читать все новости

Здоровье

Как сохранить здоровье сердца: советы амурского врача-кардиолога Натальи Погореловой Как сохранить здоровье сердца: советы амурского врача-кардиолога Натальи Погореловой
Почему в Приамурье растет количество ВИЧ-положительных
Аллергия на холод: как проявляется, как от нее защититься и как лечиться
Первый случай свиного гриппа выявили в Амурской области
Каких принципов работы придерживаются в новом медцентре «Среда» в Благовещенске
Система Orphus