В сериале «Шаляпин» Ян Цапник играет одну из глав ролей: Мамонта Дальского, близкого друга Федора Шаляпина и одного из самых известных актеров того времени. Об этой роли и об актерской профессии вообще, и о том, как складывается личная жизнь такого востребованного актера — в этом интервью.
Мамонт и Гамлет
— У вас сложная и интересная роль в сериале — Мамонт Дальский…
— Мне все это близко, поскольку прослужил 14 лет в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова в Питере. Сыграл там пять главных ролей, выходил на сцену с такими великими артистами, как Владислав Стржельчик, Олег Басилашвили, Алиса Бруновна Фрейндлих, Света Крючкова, Ниночка Усатова. И поэтому я был отчасти готов к этой роли. Мамонт Дальский — уникальная личность. Ему было абсолютно наплевать, в каком театре играть, что играть и, допустим, хорошие ли костюмы на актерах, какие декорации и есть ли крыша вообще над театром. Это так писали о нем современники. Потому что он сам был театр. Это был сумасшедший фанатик, безумно талантливый человек, и он болел театром. Его заносило с его идеями то вправо, то влево, но он всегда искренне верил в то, что делал!
— Тяжело дались съемки?
— Сложно было в первый съемочный день. Потому что мне, как всегда, «везет». В первый день мы снимали мою последнюю сцену в этом проекте, а в первый день обычно трясешься, как заяц, потому что мысли путаются. Ты себе что-то напридумывал, нафантазировал в теории, а на практике все немного иначе: и костюм другой, и декорации. Но перед первым съемочным днем всегда так, и даже ночью не спится. А потом уже вживаешься и плывешь как рыбка, получаешь удовольствие от своей работы… Еще один момент был, когда мне наш режиссер Егор Анашкин прислал отрывок перевода из «Гамлета» (Мамонт Дальский играл Гамлета. — Прим. авт.) того времени… Как бы лучше объяснить… Как там написано, так не говорят вообще! Когда я увидел этот набор слов, то понял, что это просто невозможно выучить. Казалось бы, кусок небольшой, но выучить этот короткий монолог, этот старый язык, который сейчас не употребляется, эти все соединения было практически невозможно! Но я сделал это! Ну и пока я снимался в этой картине, я много крови выпил из семьи.
Терпение дельфинов
С супругой Галиной
— Почему семья страдала?
— Потому что, когда у тебя что-то не получается, когда у тебя в голове только текст, плюс у тебя параллельно еще два проекта, ты приезжаешь домой только ночью, все постоянно крутится, то появляется нервозность. А твоя семья при этом живет в другом ритме. Ты как сумасшедший прибежал и кричишь: «Где вот тут лежало вот это?!» — «Что лежало?» А что лежало, ты уже и сам забыл! А, паспорт чуть не забыл! И это безумие всегда передается на семью. Поэтому я шучу всегда, что меня в этой жизни терпит только моя семья любимая и, наверное, из всех живых существ — только дельфины. Больше никто не вытерпит, пожив со мной некоторое время! (Смеется.)
— Супруга, получается, привыкла?
— Да, конечно. Выбора у нее не было.
— Ваша дочь Елизавета тоже решила стать актрисой, насколько я знаю.
— Да, она поступала три года, и в итоге Лиза сейчас учится в театральном институте имени Бориса Щукина. У нее потрясающий мастер — Михаил Петрович Семаков. Там прекрасная школа и замечательные педагоги. Дочь делает большие успехи. И я безумно этому рад, всегда стараюсь попасть на ее студенческие спектакли. Последний раз был на показе у нее, когда она играла старуху Мерчуткину по пьесе Чехова «Юбилей». Это надо было отважится, чтобы в 21 год сыграть пожилую женщину! Я примчался быстрее со съемок, в зале уже мест не было, конечно же. Я аккуратно постоял в дверях, посмотрел на нее и был очень доволен. Или был еще на вокале. Там тоже гениальный педагог по вокалу. Дочь пела сложные вещи…
Яблоко от яблони
С дочерью Елизаветой, которая тоже выбрала актерскую профессию
— Видно, как вы гордитесь дочерью. Получается, что не отговаривали ее от этой сложной профессии, зная все подводные камни?
— Я же сам рос в театре (отец Яна Цапника — Юрий Цапник — был ведущим актером Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова. — Прим. авт.). Я играл какие-то маленькие детские роли, ездил на гастроли. И это было так здорово! Мне даже платили по три рубля за выход. А еще была раньше такая статья «за бездетность», и у меня по ней вычитали тогда по три копейки. И мне все это так нравилось! Видите, как меня затянуло! И Лизочка маленькая ко мне в театр приходила и точно так же втянулась.
— То есть шансов выбрать другую профессию не было ни у вас, ни у нее?
— А как вы думаете! Если папа — артист, у нее стать инженером практически не было шансов, никакого варианта. Путь только один. Мы даже снимались с ней вместе, у нее были небольшие роли. А в больших ролях ей и не надо пока сниматься. Потому что всё, что мешает процессу учебы — это недопустимо. Здесь надо сначала школу обрести.
— Требований к дочери больше, чем к другим, когда вместе снимаетесь?
— Конечно! Она сейчас может гораздо больше.
Защитный скафандр
— Вы перфекционист в плане работы?
— Полный! Как и Дальский, кстати: либо жить — либо не жить! Играть так играть, гулять так гулять, плакать так плакать!
— Кстати, что сложнее — плакать или смеяться?
— Плакать или смеяться — разницы нет. И то и то хорошо. Но ничего сложного в этом нет. Просто не надо играть — надо жить. Это понимаешь во второй половине жизни уже. Просто надо найти еще вещи, которые объединяют тебя с персонажем. Например, тот же Дальский. Он сумасшедший — и я тоже сумасшедший, он фанатик своего дела — и я фанатик своего дела.
— Получается, в вашей фильмографии больше ролей таких — веселых балагуров?
— Вы знаете, все-таки там есть серьезные вещи. Мамонт Дальский — не балагур. Я сам иногда «бла-бла-бла», и все думают, что я веселый. Нет, не веселый. Когда моей жене кто-то, например, на премьере говорит обо мне: «Как тебе с ним весело!» — у Гали лицо меняется. Она отвечает: «Очень! Вы даже не представляете себе, как!» Это всё — защитный скафандр. Как нам всегда говорили: что бы у вас в жизни ни случилось, не тащите улицу и ваши проблемы в театр. Неважно, что у тебя температура 39! Какая разница зрителю — играешь и играешь! Потом вышел — и опять в свои проблемы погрузился, и жалко, что так спектакль быстро закончился: там другой мир, в котором ты был недолго.
Неуёмный артист
— Многие ваши коллеги сейчас стали режиссерами, продюсерами, преподавателями. Вам близко это? Хотели бы что-то попробовать?
— Нет. Вообще не моё! Мне предлагали преподавать. Но из меня не выйдет педагога, потому что я не могу нормальными словами объяснить. Меня всё бесить начинает! И потом, ну как это, прийти к студентам и сказать: «Здравствуйте, я Ян Цапник!» — а потом уехать на съемки куда-то? Мне стыдно будет. Как можно взять за этих детей на себя ответственность, если ты не учишь их? Поэтому надо либо как надо, либо никак. Режиссером тоже не могу быть. Я даже перед монитором не могу сидеть — я неуёмный, у меня иголки во всех местах! Продюсировать? Так как я учился в спортивном классе, то спасало меня только то, что я много читал. В девять лет я даже Томаса Манна (немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии. — Прим. авт.) прочитал. Поэтому считать цифры, бюджет я бы не смог. Есть же прекрасные продюсеры, которые на своем месте, и они знают свою работу. Зачем я еще туда пойду?!
— Какие роли вам ближе и интереснее играть?
— Меня часто спрашивают журналисты: «Какую роль мечтаете сыграть?» Да мне неважно, кого играть: Гамлета, Офелию или зайчика на солнечной полянке. Играть подлеца — пожалуйста, играть что-то другое — пожалуйста! Мне нравится всё: и плакать, и смеяться. И чем больше ты играешь роли, которые отличаются одна от другой, тем лучше. Ведь это и есть твое развитие!
Фото Вадима Тараканова и телеканала «Россия»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии