«Мы знаем эти объекты по адресам»
Ор пьяных собутыльников и боязнь выйти ночью во двор, желтые «сталагмиты» на углах домов, а рядом — коричневые кучи. Истории, которые рассказывают жители многоквартирных домов с пивнушками на первых этажах, больше похожи на страшилки. Но это — реальные жалобы.
«Мы знаем эти объекты по адресам, помним количество обращений по каждому. И недовольство людей, соседями которых становятся пивные магазины, справедливо. Летом невозможно открыть окно: крики, драки, пиво распивают тут же, на детской площадке, а затем из ближайшего угла дома делают туалет. Одной благовещенке, когда она начала из окна ругать клиентов такого псевдобара, в квартиру закинули открытую полуторалитровую бутылку с пивом», — рассказывает заместитель министра экономического развития и внешних связей области Татьяна Величко. «Злачные» адреса она помнит наизусть.
Чтобы торговать в розницу любым алкоголем, необходимо быть обществом с ограниченной ответственностью и иметь лицензию. Но, если ты продаешь только пиво, сидр и медовуху, можно обойтись и без нее.
Замминистра признается: когда на месте пивного бара, на который в течение нескольких лет горожане жаловались властям, появляется цветочный салон, зоомагазин или парикмахерская, она чувствует гордость за свою работу.
— Болевые точки известны нам наперечет. Например, «Пивоваров» на Мухина, 27. Люди жаловались регулярно на нарушение общественного порядка из‑за работы этого магазина. Каждую жалобу мы отрабатывали. И когда их собралось достаточно, обратились в прокуратуру, — говорит Татьяна Величко. — В итоге собственнику надоело платить штрафы, и он съехал. Еще один пример — псевдобар на Ломоносова — 50 лет Октября. Теперь здесь расположен «Бьюти-бар», а было страшное место — сколько нервов потрачено было у жителей окрестных домов. «Красная пресня», «Барин» — люди приносили фотографии с ужасными картинами, пестрящими испражнениями, и просили помочь.
История борьбы
Здесь важно уточнить — речь идет именно о пивных магазинах. Чтобы торговать в розницу любым алкоголем, необходимо быть обществом с ограниченной ответственностью и иметь соответствующую лицензию. Но, если ты продаешь только пиво, сидр и медовуху, можно обойтись и без нее, а также необязательно регистрировать ООО — достаточно стать индивидуальным предпринимателем. Отсутствие необходимости брать лицензию развязывало руки предпринимателям — «хочу и торгую».
9,6
процента — на столько выросло потребление пива, сидра, медовухи в Амурской области с прошлого года
Такие «наливайки» быстро стали головной болью жильцов. Несколько лет назад, в 2016 году, регион запретил продажу разливного пива в многоквартирных домах. Однако владельцы точек не закрылись, а переоформили свои магазины в заведения общественного питания. Причем к настоящим кафе никакого отношения они не имели: доска для сидения вдоль одной из стен и в лучшем случае — пара пластиковых стульев не сделали «наливайки» местом для встреч. Поэтому пить посетители таких мест продолжали за пределами псевдобаров — на ближайших детских площадках, во дворах. Со всеми вытекающими последствиями.
От «перепрофилирования» в якобы точки общепита «наливайки» получили еще один бонус: теперь запрет на продажу алкоголя с 9 вечера до 11 утра и по праздникам к ним тоже не относился. Как правило, пиво в таких местах продают до 23 часов как минимум. Так что видеть и слышать клиентов пивнушек жильцам приходится до глубокой ночи.
Продажу пива без лицензии могут запретить
Продавцы пива в скором времени, возможно, начнут работать по общим «алкогольным правилам». В Государственную Думу внесли законопроект об обязательном подключении продавцов пива и пивных напитков к Единой государственной системе по контролю за производством и оборотом алкоголя (ЕГАИС) и запрете продажи пива без лицензии, сообщает РИА «Новости».
По словам члена комитета нижней палаты парламента по безопасности и противодействию коррупции Султана Хамзаева, главная задача нововведения — сделать так, чтобы пиво облагалось полным алкогольным акцизом и на продукцию распространялась система ЕГАИС. «Пиво и пивные напитки — самый продаваемый алкоголь в России, но они до сих пор не подлежат регулированию ЕГАИС», — отметил он.
«По факту все псевдобары в жилых домах — это магазины, торгующие пивом на розлив. А это запрещено».
Сейчас лицензия на продажу для пива, сидра и медовухи в розничной торговле не нужна. При этом подключение к ЕГАИС все равно необходимо, но если речь идет о продаже только пива и пивных напитков — система учитывает не каждую проданную бутылку, а данные об оптовой закупке алкоголя у легального поставщика. Именно этот пункт и планируется изменить в новом законопроекте. В этом случае магазины не смогут торговать пивом и пивными напитками без лицензии, все пиво будет учтено. Итог — уменьшится доля контрафакта, налог будет не только для производителя, но через всю систему: от производителя до магазина. Это сделает, по словам инициаторов законопроекта, отрасль более прозрачной, а с прилавков магазинов исчезнет контрафакт, достигающий, по оценкам, 30 процентов.
Как «квадратные» ограничения помогли закрыть нелегальные точки
Фото: freepik.com
В 2021 году федеральные власти (проблема с пивными актуальна не только в Приамурье) устанавливают: торговать алкоголем в многоквартирных домах может только тот общепит, площадь зала обслуживания у которого не меньше 20 квадратных метров. И разрешают регионам поднимать эту планку. Амурская область делает минимальный порог в 40 квадратов. Перед этим специалисты собрали информацию обо всех муниципалитетах: сколько точек общественного питания, где торгуют алкоголем, есть на территориях, и какого размера у каждой зал.
2
раза — во столько сократилось количество пивбаров в Благовещенске с 2019 по 2021 год
«Нашей задачей было не «зацепить» добросовестные кафе, которые предлагают на своей территории алкоголь, — объясняет Татьяна Величко. — В итоге остановились на показателе 40 квадратных метров: так добросовестных кафе это ограничение не коснулось, а большинство псевдобаров этот барьер преодолеть не смогли.
За нарушения по квадратам владельцам пивнушек грозят штрафы от 20 до 40 тысяч рублей. «Однако на практике данный бизнес остается рентабельным и с учетом штрафов. Положительно на ситуации сказывается многократность жалоб. Это уже систематическое нарушение законодательства, что давало региону повод обратиться в прокуратуру. Дальше — исковое заявление, суд и принудительное закрытие», — отмечают специалисты этой сферы.
Новая законодательная норма позволила за два года, с 2019 по 2021‑й, сократить количество пивнушек в жилых домах Благовещенска почти вдвое: с 98 до 50. Особенно заметным уменьшение пивных стало в центре города: на их месте начали появляться аптеки, цветочные, зоомагазины.
Антикризисные послабления повысили градус
78
литров пива приходилось на одного амурчанина в 2022 году
Начавшаяся в 2020 году пандемия серьезно усложнила жизнь большинству бизнесменов. Тревожным для предпринимателей стал и период введения антироссийских санкций в марте прошлого года. Для поддержки малого бизнеса на федеральном уровне ввели мораторий на проверочные мероприятия. С одной стороны, инициатива прекрасная. Вот только в итоге региональная власть лишилась оперативной возможности в ответ на жалобы жителей возбуждать административное производство. Теперь для проведения контрольных мероприятий и принятия мер оперативного реагирования проверку необходимо согласовать с прокуратурой. При этом в большинстве проверок за последние два года региону отказывали.
Логичный результат — количество пивнушек вновь начало расти, на сегодня в городе их около семидесяти.
— У нас есть примеры, когда после встречи с нами предприниматель соглашался перестать нарушать закон. Ведь по факту все псевдобары в жилых домах — это магазины, торгующие пивом на розлив. А это запрещено. Но таких сознательных предпринимателей — единицы. В основном они предпочитают выплачивать штрафы и продолжают нарушать законодательство, — отмечает Татьяна Величко.
Самые хитрые владельцы пивнушек-псевдобаров, которые только притворяются точками общепита, имитируют закрытие магазина к приходу проверяющих. И оформляют бизнес на своих сотрудников.
Самые хитрые владельцы имитируют закрытие магазина к приходу проверяющих, оформляют бизнес на своих сотрудников: новое (хоть и подставное) лицо — чистая история. Кроме того, такой бизнес нередко меняет владельцев: заплатив несколько штрафов и осознав, что с незаконной пивнушкой власти продолжат бороться, руководитель точки выставляет псевдобар на продажу, убеждая потенциальных покупателей, что это доходный и несложный бизнес.
— Там, где есть возможность, мы находим собственников помещений и предупреждаем: не сдавайте арендаторам-владельцам псевдобаров, они нарушают своей работой законодательство. Иногда такие предупреждения приносят результат, но не всегда, — отмечает замминистра.
«Наливайки» притворяются общепитом
Взывать к социальной ответственности — благородно, но не слишком эффективно. На фоне увеличивающегося количества пивнушек регион принял решение ужесточить правила. Сегодня в многоквартирных домах не смогут продавать алкоголь заведения общепита, у которых площадь зала обслуживания меньше 40 квадратов, этот показатель планируют увеличить до 60 квадратных метров.
Таким образом те псевдобары, которые избежали наказания в 2021 году, сейчас уже не смогут ускользнуть от нарушения законодательства.
«Мы снова провели масштабную работу: изучили заведения общепита, которые предлагают алкоголь и при этом имеют площадь зала обслуживания менее 60 квадратных метров. В итоге реальных точек общепита в этой категории оказалось три. Продажа алкоголя для них не принципиальна, они готовы от нее отказаться. Поэтому нарушителями окажутся именно «наливайки», которые лишь притворяются общепитом», — рассказала Татьяна Величко.
Жалобы на работу псевдобаров можно направить на телефон горячей линии министерства 8 (914) 538-39-80 (есть «Ватсап»), 8 (4162) 22-44-07, 23-21-23, а также круглосуточно на адрес электронной почты [email protected]
Предприниматели: «Не надо стричь всех под одну гребенку»
«Это напоминает охоту на ведьм. Ну почему именно мы?» — возмущается жительница Благовещенска, которая попросила не называть ее имени. Несколько лет назад она приобрела «бизнес под ключ» — пивной магазин, маскирующийся под заведение общепита. Сначала, по ее словам, точка приносила доход. Не такой высокий, как было обещано прежним владельцем, однако достаточный. Но затем штрафы свели рентабельность на нет. В итоге в конце прошлого года женщина продала свой бизнес и ушла работать в другую сферу. «Нам просто не давали дышать! Дергали и дергали, тыкали тем, что мы только притворяемся общепитом. Да я готова стать магазином, только в этом случае тоже буду нарушать законодательство. Вы же нам сами не оставляете выхода! — поделилась своим возмущением амурчанка. — Во-первых, не возле каждого пивного магазина собираются пьяницы и дебоширят. Не надо нас под одну гребенку ровнять. А во‑вторых — почему вообще именно к нам претензии? Алкомаркетов в городе хватает, супермаркеты алкоголь тоже продают. Но нет, все беды от пивных баров. Мне еще повезло, смогла продать бизнес, хоть и со скидкой. Некоторые ребята разоряются и вообще теряют свое дело».
Комментарии
Василий Орлов, губернатор Амурской области:
— Для борьбы с недобросовестными предпринимателями, которые открывают в жилых домах пивнушки, поручаю подготовить предложения для изменения федерального законодательства. На примере Благовещенска мы видим, как отразился мораторий на проведение проверок в сфере продажи алкогольных напитков. Эту законодательную инициативу нужно обсудить с профильными ведомствами других субъектов Дальнего Востока. Уверен, что для наших соседей этот вопрос тоже актуален.
Татьяна Величко, замминистра экономического развития и внешних связей амурской области:
— Нашей задачей было не «зацепить» добросовестные кафе, которые предлагают на своей территории алкоголь. В итоге остановились на показателе 40 квадратных метров: так добросовестных кафе это ограничение не коснулось, а большинство псевдобаров этот барьер преодолеть не смогли.
Минздрав России предупреждает: чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии