• Фото: Екатерина Гвоздовская
  • Фото: freepik.com

Масштаб проблемы

— На эту сессию мы хотели пригласить психологов, чтобы они выдвинули предположения: почему владельцы псевдобаров продолжают нарушать законодательство, несмотря на один, три, а у некоторых — десять и более штрафов, — рассказала в самом начале мероприятия замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Татьяна Величко. — Но нам чётко сказали — тут нечего обсуждать. Мотив только один: им выгодно нарушать закон, и, пока эта выгода остается, они будут продолжать это делать. Значит, и у нас, как у представителей власти, только один выход — сделать так, чтобы им нарушать этот закон не хотелось.

1533

объекта в Приамурье имеют лицензию на продажу алкоголя, из них 8 процентов — общепит

Борьба региональных властей с «наливайками» длится уже больше десяти лет. Причина проста — жалобы людей, которые вынуждены быть их соседями. «Мы постоянно, на протяжении уже многих лет, получаем жалобы от жителей, в домах которых находятся такие псевдобары, — подчеркивает Татьяна Величко. — Людям продают алкоголь поздно вечером и ночью, когда делать это запрещено. Как правило, те выпивают этот алкоголь рядом, на ближайших детских площадках, а в качестве туалета используют подъезды домов, где располагаются такие заведения».

В итоге жертвами такого соседства становятся не только дворники, вынужденные собирать бутылки возле лавочек и детских площадок по утрам, и уборщики, отмывающие подъезды, но и все жители дома. Пьяные дебоши с попыткой испортить имущество жильцов — нормальная практика посетителей пивнушек после того, как им начинают делать замечания. Нередки случаи, когда людям, высказывающим недовольство, бросали в окно бутылки, пытались испортить машины или повреждали во дворе лавочки, детские, спортивные комплексы и всё, что попадалось под руку.

— Есть и не столь очевидные минусы для жителей домов, в которых располагаются такие пивнушки, — ведь пьяные дебоширы мешают людям отдыхать, — напомнила присутствующим спикер. — Допустим, человек работает водителем — не выспавшись, у него больше шансов попасть в аварию на дороге. Учитель после бессонной ночи вряд ли сможет дать полноценный урок. Я уже не говорю о детях, которым спокойный сон необходим.

Неуловимые и неисправимые

В общем, социальную значимость проблемы понять несложно — достаточно посмотреть на толстую стопку жалоб и заявлений, которые за эти годы написали амурчане, в чьих домах работают пивнушки. Но ведь при этом власти не первый год борются с проблемой и на уровне законодательства постоянно ужесточают требования для недобросовестных предпринимателей.

3455

магазинов и псевдобаров в области торгуют пивом

Во-первых, в Приамурье запрещено размещать магазины по продаже пива в розлив в многоквартирных домах. Этот запрет «наливайки» обходят, регистрируя свои точки в качестве общепита. В ответ законодатели определили три условия, которым должно соответствовать заведение, называющее себя баром: оно оказывает услуги общественного питания, алкоголь подается в открытой таре и — распивается на месте.

«Наливайки» не могут соответствовать ни одному из пунктов: выпивать на месте пиво клиентам никто не разрешает, алкоголь продают в бутылках, а не подают в бокалах, да и еду на столы никто не подает; самих столов, как правило, тоже нет. В общем, магазин разливного пива от бара отличается существенно, и доказать в суде это не сложно.

Более того: чтобы отделить бары от «наливаек», федеральное законодательство в 2021 году установило ограничение — площадь зала заведения общепита должна быть не меньше 20 «квадратов», причем регионам нижнюю планку разрешили поднимать. Амурская область, изучив все кафе и бары, повысило этот порог до 40 квадратных метров. Для настоящего общепита зал меньшей площади делать нет смысла. А вот «наливайки», где на самом деле нет зала обслуживания клиентов (залом там называют сам магазин), под это ограничение попадают.

Прения сторон

Фото: Екатерина Гвоздовская

Казалось бы, при таком раскладе пивнушки в многоквартирных домах уже должны были исчезнуть. Однако в том же Благовещенске сегодня их можно обнаружить почти в каждом квартале.  

На

8,2

процента больше пива начали пить с начала года дальневосточники

— То, чем мы сейчас в основном занимаемся — профилактика. Некоторые нарушители получают по 10 и больше предостережений. Какой вывод об эффективности этой меры тогда можно сделать? Профилактические визиты, консультации — срабатывает это не больше чем в 10 процентах случаев, — отмечает Татьяна Величко. — Сначала почти все владельцы точек заявляют, что не знали о том, что торговать пивом в розлив в многоквартирных домах запрещено. Хотя они прекрасно понимали, какой бизнес открывали. Затем начинают обещать изменить вид деятельности, а позже, когда штрафы платить становится невыгодно, перепродают бизнес или переоформляют на членов семьи, друзей. И вот у нас на том же месте появляется новый псевдобар со старыми проблемами.

По словам замминистра экономического развития, задача властей — не ставить галочки, отчитываясь о мероприятиях, а по-настоящему изменить ситуацию к лучшему и решить проблему людей, которые страдают от соседства с пивнушками и хотят спокойно спать ночами в своих квартирах. На сессии вопрос предложили рассмотреть со всех сторон. Мнения спикеров разделились чётко: за и против такой работы наливаек.

— Наша позиция — размеры штрафов за нарушения сегодня таковы, что продолжать свою деятельность объектам всё равно выгодно. И пока они получают деньги от своей деятельности, они продолжают нарушать. И я вижу здесь только один выход — значительное увеличение штрафов, — высказала свое мнение замминистра. — Для меня, как для человека, который курирует торговлю, очень важно не навредить добросовестному бизнесу. Конечно, высокие штрафы повлияют на коммерческую деятельность этих объектов. И я сегодня готова выслушать всех, кто имеет противоположные точки зрения.

Без помещений и надежды на будущее

Кстати, точку зрения владельцев «наливаек» озвучила сама Татьяна Величко: «Они говорят нам: «Поменяйте закон, отмените запрет — и мы не будем нарушителями». Ожидаемо, что региональные власти с таким путем решения проблемы не согласны.

Тему «вынужденности» нарушений озвучила еще один спикер, которая присутствовала на сессии по видеосвязи — кандидат экономических наук, директор Приморского филиала РАНХиГС Марина Соколова. В ее послужном списке есть и работа начальником управления экономического развития администрации Владивостока.

— В курируемом мной управлении было управление торговли, и проблемы коллег нам близки, — сразу отметила она. — Если органы власти начинают думать, почему сложилась ситуация, когда предпринимателям проще заплатить штраф, чем следовать закону на федеральном уровне — как минимум видится несколько вариантов ответа.

В среднем пиво в два раза дешевле других алкогольных напитков.

По ее словам, главное — у бизнеса просто не осталось выхода после запрета продавать пиво в домах: подходящих помещений в нежилых зданиях слишком мало как во Владивостоке, так и в Благовещенске. При этом предприниматель уже выстроил бизнес-модель, ожидает определенную норму прибыли и не готов терять деньги. Не найдя альтернативных помещений, он оставляет всё как есть.

— Бизнесмены, которые работают на рынке розничного алкоголя, — узкоспециализированные предприниматели. Сложно из этого продуктового коридора диверсифицировать свой бизнес в другие сферы. При этом штраф не огромный и его можно заложить в расходы. Это проще, чем закрывать бизнес, — подводит итог спикер.

Есть и вторая версия, по мнению Марины Соколовой: возможно, предприниматели думают, что вести этот бизнес им осталось недолго, и стараются выжать максимум из своего дела, пока это возможно.

— Я думаю, предприниматель улавливает из общей атмосферы, разговоров в профессиональном сообществе намеки на то, что у государства могут возникнуть основания для реализации постепенной монополии на продажу алкоголя, — говорит она. — Объективные предпосылки для этого есть — СВО, механизмы бюджетоформирования и так далее. Возможно, бизнесмен, предполагая, что в перспективе он не сможет зарабатывать на своем бизнесе, оставляет всё как есть, невзирая на штрафы.

Ужесточение наказания

— Давайте всё же уточним, что нарушители — это очень мелкий бизнес, у которого в среднем 1–3 точки. Не нужно всех предпринимателей в один цвет окрашивать, — добавил еще один спикер, уполномоченный по защите прав предпринимателей Амурской области Игорь Радченко. — Я общался с бизнесом этой категории и понимаю, что люди стоят в какой-то мере у края. Их работа подвержена внешнему влиянию, и им больше ничего не остается делать, как идти на нарушение. Если бы мы понимали их бизнес-модель, могли бы им помочь.

2

раза — во столько в среднем пиво стоит дешевле других видов алкоголя, по данным исследования компании NielsenIQ

Бизнес-омбудсмен предложил обсудить не то, как штрафовать бизнес, а то, как сделать их работу законной. Правда, действенных предложений никто не озвучил. Зато судья Благовещенского городского суда Татьяна Астафьева рассказала, как сами предприниматели защищают свою позицию.

— Из моей практики видно, что причина этих нарушений — погоня за прибылью, — поделилась она. — Крупные игроки законы не нарушают: это чревато потерей лицензии и, следовательно, своего дела. Штрафы в основном характерны для мелкого бизнеса.

Причем те владельцы «наливаек», которые решают оспорить наказание, не приводят в свое оправдание доводов. «Они пытаются уйти от ответственности, доказывая, что при составлении материалов были допущены процессуальные нарушения. Причем доказательная база на 100 процентов подтверждает факты правонарушений», — подчеркивает судья.

Поскольку постоянные нарушения характерны для одних и тех же объектов — значит, штрафы действительно не слишком эффективны.

— Возможно, нужно внести поправки в законодательство, чтобы при нарушениях появилось такое наказание, как «приостановление деятельности», — говорит Татьяна Астафьева. — Как показывает практика, это существенное осложнение для бизнеса, которое заставляет их пересмотреть свое отношение к законной работе.

Преследовать по закону

К тем, кто против незаконной работы «наливаек» в домах, присоединилась и зампредседателя общественной палаты Амурской области Юлия Маслова.

— Общественная палата наделена функцией общественного контроля. К нам тоже поступают жалобы из муниципалитетов. Мы готовы принять участие и войти в состав комиссий, которые выявляют факты нарушения продажи алкоголя в регионе, — отметила она.

Как регион работает с псевдобарами

 

С начала 2024 года было:

 

• 550 предостережений

• 194 профилактических визитов

• 767 консультаций

А заместитель руководителя Росалкогольтабакконтроля по ДФО Александр Зайцев вообще предложил самим бизнесменам не стесняться и писать жалобы на нарушителей: «И вам хорошо, и нам», — честно заметил он.

— Также я советую не «плевать» на профилактические мероприятия. Если вам выдают предостережение — вы нарушаете закон. Пожалуйста, отнеситесь серьезно и перестаньте это делать, — обратился к участникам алкорынка спикер из Владивостока. — Хоть у нас и есть 336-е постановление (о моратории на проведение плановых проверок. — Прим. авт.), но есть и индикаторы риска, в соответствии с которыми прокуратура может согласовать проверку. А наши проверки, как правило, весьма результативны.

Самогон вместо «наливаек»

Высказал свое мнение и вице-президент «Опоры России», президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.

Фото: Екатерина Гвоздовская

— Мне кажется, люди у вас рано ложатся спать. Я прошелся по Благовещенску после 10 вечера — город вымирает. Я сначала думал: зачем так рано ограничивать продажу — в девять вечера. Теперь понял, — поделился впечатлениями он. —  Еще специфика вашего региона в том, что население само не производит алкоголь.

74

процента проданного алкоголя в России в среднем приходится на пиво. В ДФО этот показатель выше — 80 процентов

Это значит, что к бабушкам за самогоном и его производными амурчане почти не бегают. А в тех регионах, где продажа самодельного спиртного процветает, — оно проходит мимо учета государства. «Но зато и возле «наливаек» люди не стоят — они знают, у кого можно купить в любое время суток», — отмечает эксперт.

Правда, такая альтернатива зал тоже не слишком воодушевила.

— С одной стороны, у вас просто практически нет отдельно стоящих зданий, где можно было бы законно торговать пивом на розлив, — подвел итог сессии Владлен Максимов. — С другой — малый бизнес должен жить. Но как это сделать — мы пока не очень понимаем.

И это действительно основная проблема «наливаек». Региональные власти требуют соблюдения двух правил: место и время продажи. Бизнесмены, которые продают пиво на розлив, не являются идейными нарушителями. Просто выносить свой бизнес за пределы многоквартирных домов им невыгодно. Покупатели — это люди, которые хотят спуститься на первый этаж и тут же купить пива, а не топать за пенным до ближайшего торгового центра. Причем в торговом центре «разливайке» придется конкурировать с сетевыми алкомаркетами и супермаркетами. 

Также существенную часть прибыли превдобарам приносит время продажи: когда закрываются официальные магазины с алкоголем, у покупателей, которым нужно срочно купить спиртное, нет альтернативы. Если же пивные магазины будут работать только тогда, когда разрешено продавать алкоголь, и при этом уйдут из многоквартирных домов, размер выручки у них упадет. То есть их бизнес, по сути, выгоден только благодаря нарушениям. Найти компромисс в этом случае — из области фантастики. Ну а поскольку надеяться на то, что бизнесмены смирятся с потерей прибыли и добровольно перестанут нарушать закон, не приходится (за последние 10 лет сознательность демонстрировали единицы), единственной эффективной мерой остаются только внушительные штрафы.

Что пьют амурчане

Согласно исследованиям, продовольственная корзина россиянина выглядит так: 74 процента расходов идет на продукты питания, 3 процента — это алкоголь (без пива), 10 процентов — пиво, 6 процентов — табак, 6,5 процента — непродовольственные товары. При этом показатели Дальнего Востока и, в частности, Амурской области в целом повторяют общероссийскую картину.

— При этом продажи безалкогольных напитков растут быстрее алкогольных, наибольший прирост — у энергетиков и холодного чая, — отмечает руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока компании NielsenIQ Мария Гаранина. — На первом месте по популярности у россиян холодный чай – на него приходится 37 процентов рынка, на втором – энергетики: 15,5 процента, на третьем – соки: 11 процентов.

Тем не менее потребление алкоголя тоже растет, хоть и не такими темпами, как в случае с безалкогольными напитками. Самые быстрые темпы роста в натуральном выражении (то есть в литрах, а не за счет инфляции) среди спиртного показывают виски, ром, текила и биттеры.

— Потребление пива в среднем по России выросло на 4,8 процента, по Дальнему Востоку — на 8,2 процента, — говорит Мария Гаранина. — В целом в ДФО на 20 процентов выросла продажа алкоголя с начала этого года. Люди начинают чаще покупать биттер, виски, коньяк и вермут. Значит, наш потребитель с категории «водка» мог вполне перейти на премиальный алкоголь. Психология потребления такая: я пью не водку, а качественный напиток, поэтому могу потреблять больше.

Интересно, что в среднем по России потребление водки не выросло, а вот на Дальнем Востоке покупать ее стали больше на 8,3 процента с начала года.

Комментарий

Татьяна Величко, замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области:

— Мы не имеем права закрывать глаза на нарушение комфорта жизни людей в домах, где располагаются такие псевдобары. На один такой объект приходится 200–300 жителей в доме. И все они имеют право спокойно жить в собственных квартирах.

Предложения убрать запреты, чтобы нарушители перестали считаться нарушителями — это не решение проблемы. Мы предлагали владельцам таких псевдобаров продавать алкоголь до 21 часа, как и положено это делать всем магазинам. В итоге ни один не сдержал слова. У этого бизнеса малые затраты на открытие, и покупателей они привлекают не за счет вложений в оформление, концепцию заведения, а за счет доступности продукта. Поэтому смена деятельности — например, открыть кафе или магазин цветов — реальная и достойная альтернатива систематическому нарушению законодательства.

Минздрав России предупреждает: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

Возрастная категория материалов: 18+