Люди уверяли: готовы на всё
Два года назад отец Викторин, руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии, заболел ковидом. Лечился дома, в своей келье, однако заболевание, хоть и считалось средней тяжести, протекало тяжело. Именно в такое критическое время у многих людей возникают мысли о том, что доброго и полезного они сделали в своей жизни. Иеромонах думал: если выживет, то организует сообщество для помощи болеющим. Так у отца Викторина зародилась мысль о сестричестве.
Выздоровев, батюшка поделился своими размышлениями с Ольгой Салтыковой, служившей в социальном отделе епархии. Правда, он не был уверен, что кто‑то из светских людей согласится стать сестрой милосердия, и бесплатно, в свое свободное время, ухаживать за тяжелобольными. Какое‑то время эта идея просто витала в воздухе, а потом Ольга решила: «Давайте всё же попробуем!» И развесила во всех храмах объявление, что образуется сестричество, в которое ждут православных верующих от 18 лет.
Только весной 2022 года, когда ковидные ограничения были сняты,
сестер милосердия допустили в больничные палаты.
— Буквально на следующий день мне стали звонить люди, уверяя, что они готовы на всё — и учиться, и помогать. У некоторых это был какой‑то душевный надрыв, даже слезы: «Я хочу быть нужной!» — рассказывает руководитель благотворительного общества милосердия Ольга Салтыкова.
Каждая из сестер должна отработать на больничном служении не менее двух часов в неделю, но нередко их «смены» длятся и четыре, и шесть часов. Личный архив
Учиться и еще раз учиться
На первую встречу пришли 12 женщин от 34 до 62 лет: соцработник, бывший врач, мастер по маникюру, сотрудники торговли и железной дороги, работающие пенсионеры. Объединяло их только одного: они были верующими и посещали храм. А поскольку исторически сложилось, что основной работой сестер милосердия являлся уход за больными, отец Викторин встретился с главврачом первой городской больницы и предложил помощь православных сестер.
Руководитель медучреждения Александр Сучков сразу сказал батюшке: «Да!» Однако поставил условие, что члены сестричества должны пройти обучение первичной медицинской помощи больным, в том числе паллиативным. Директор Амурского медицинского колледжа Евгений Пушкарев тоже сразу согласился помочь начинающим сестрам милосердия, организовав для них бесплатную учебу. Две недели каждый вечер женщины учились азам ухода за лежачими больными. И даже получили соответствующие сертификаты. Однако пандемия нарушили планы сестричества — двери в больницу для них оказались закрытыми.
— Но мы решили не терять время и учиться дальше. Встречались с католической сестрой милосердия, которая давно служит в больнице, перенимая у нее знания и навыки. Потом договорились с центром «Доброта», в котором снова прошли обучение — более глубокое и серьезное, и получили сертификаты профессиональных сиделок. Нас учили многому, в том числе как правильно с лежачего больного снимать одежду, нижнее белье, менять постель, переворачивать, чтобы не навредить ни себе, ни человеку, — продолжает Ольга.
Помощь, похожая на дружбу
В то же время сестрам стали поступать звонки от благовещенцев, которые приглашали женщин поухаживать за больными родственниками. Домашний патронаж тоже является частью работы православного сестричества. Например, в одной из семей дочери ухаживали за старенькой мамой, страдающей деменцией, но им, как любому человеку, нужен был отдых. Женщины уехали в отпуск, а за их мамой присматривали сестры. В другом случае взрослый сын, давно уехавший жить в Находку, попросил о помощи в уходе за одинокой мамой, которой давно перевалило за восемьдесят. Надо было погулять с ней, отвезти в поликлинику, если надо, что‑то сварить или просто иногда поговорить, чтобы старушка не чувствовала себя одинокой. На эту просьбу откликнулась самая молодая сестра Наталья Олиферова, и вот уже больше года она дружит с пожилой женщиной.
Сестры милосердия не подменяют медсестер или санитарок, они делают то, что больной человек сделать сам не в состоянии.
Вообще, у сестер слово «помощь» часто заменяется словом «дружба», поскольку многие их подопечные со временем действительно становятся близкими людьми. Правда, ради справедливости надо отметить, что женщины в белых платках не занимаются работой, которая требует долгого пребывания с подопечными и специального медицинского ухода. Ведь все сестры милосердия — люди работающие, имеющие семьи, поэтому оказывать помощь они могут только в своё свободное время.
Кроме домашнего патронажа и учебы, члены сестричества общались с ребятами из реабилитационного центра «Мечта», взяли под опеку общество слепых. Именно для благовещенских незрячих московский художник-скульптор Олег Зон в технике высокого рельефа создал тактильно доступный образ Казанской Богородицы. Таких икон на Дальнем Востоке всего две — в Хабаровске и в благовещенской церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Тополиной, 80.
Больничное служение
Только весной 2022 года, когда ковидные ограничения были сняты, сестер милосердия допустили в больничные палаты. По правилам, каждая из них должна отработать на таком служении не менее двух часов в неделю, но нередко их «смены» длятся и четыре, и шесть часов. И прежде чем попасть в отделения больницы, им пришлось пройти все необходимые обследования и получить, как положено, медицинские книжки. Сначала свою помощь они оказывали в хирургии, травматологии, потом в кардиологии, урологии, а с недавнего времени в самом сложном отделении — терапии.
— Мы никоим образом не подменяем медицинских сестер или санитарок, хотя больничные утки, конечно, выносим. Мы оказываем помощь непосредственно больному: меняем ему постель, одежду, памперсы, моем голову, чистим зубы, стрижем ногти. Делаем то, что сам человек сделать порой не в состоянии, — говорит Ольга Салтыкова.
При этом основным правилом для сестер милосердия считается спокойная и незаметная работа, чтобы не мешать медперсоналу и не навредить больному. Одеты они, как положено, в белые халаты, бахилы, маски, единственное отличие — белый платок на голове, по которому пациенты могут узнать сестер милосердия.
Обет и посвящение
Любой православный человек может стать членом общества милосердия. Однако ему необходимо пройти полугодовой испытательный срок, во время которого кандидат раскрывает все свои качества. В это время сестра милосердия имеет право носить белый головной убор как символ принадлежности к обществу. Однако плат с красной эмблемой — крест, якорь и сердце — ей разрешают надевать только после выдержанного испытательного срока и обета, данного сестричеству. Те, кто сегодня в Благовещенске являются сестрами милосердия, свои головные уборы получили из рук епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана.
— Раньше мы именовались сестричеством, так как среди нас были только женщины. Но недавно к нам присоединился брат — Руслан Шарипов. Он предприниматель, руководит небольшим коллективом. Руслан помогал нам в делах, а когда я предложила ему вступить в наше общество, он сразу согласился. Поэтому сегодня мы называем себя не обществом сестер милосердия, а обществом милосердия «Вера, надежда, любовь», — поясняет Ольга Салтыкова.
Обед для всех прихожан
Раньше в здании на Тополиной, 80, в районе железнодорожного вокзала, находилось подворье женского монастыря. Когда осенью прошлого года в епархии официально организовали общество милосердия, инокини переехали и помещение передали храму, в котором священником стал отец Викторин (Селивановский) — наставник, помощник, идейный вдохновитель небольшого коллектива волонтеров добра. Ежедневно в храме после литургии сестры милосердия устраивают для прихожан чаепитие, а в воскресенье готовят полноценный обед и садятся за стол вместе со всеми, кто пришел в церковь. Они не отказывают никому из страждущих, и всегда готовы накормить тех, кто к ним обратится за помощью.
Каждое воскресенье в храме готовят полноценный обед для прихожан, и все садятся за общий стол. Сестры милосердия не отказывают никому из страждущих, и всегда готовы накормить тех, кто к ним обратится за помощью.
Со временем к первым сестрам, пришедшим два года назад, примкнули другие женщины, и сегодня в обществе 19 человек. Часть из них уже прошла испытательный срок, кто‑то еще только присматривается к православному волонтерству на правах кандидата.
— Мы хотели бы, чтобы благовещенцы знали о нашем обществе милосердия, поскольку в планах — больничное служение не только в первой городской, но и в детской больнице, а также в онкодиспансере, — говорит отец Викторин.
А все сестры в один голос утверждают, что сегодня людей, готовых безвозмездно оказывать помощь ближнему, очень много. Главное, найти единомышленников по зову сердца.
Первые сестры милосердия появились в Благовещенске в конце ХIХ века. Их было всего пятеро: они набирались из грамотных девушек, проходили обучение в течение восьми недель и сдавали экзамен в присутствии самого губернатора.
У каждого своя дорога к храму и добру
Какой жизненный путь прошли женщины, надевшие платки сестер милосердия
К православному волонтерству люди приходят по‑разному. Многие — через болезни, страдания и горечь утраты близких. Но бывает, что сама судьба подводит человека к выбору между равнодушием и желанием помогать тем, кому сейчас плохо, кто болеет или не имеет куска хлеба. Какой путь прошли женщины, которые сегодня называют себя сестрами милосердия, — об этом они рассказали «Амурской правде».
Ольга Салтыкова: церковный староста
Фото: Владимир Воропаев
Ольга Салтыкова, председатель приходского совета Храма мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, руководитель благотворительного общества милосердия. Единственная из сестер, кто служит в Благовещенской епархии. Воспитывает троих детей, старшему из которых 19, младшему — 14 лет.
Ольга родилась и выросла в Серышеве, где ее мама семь лет пела в церковном хоре местного храма. Она и привела маленькую дочь к вере, в 12 лет девочка покрестилась. Однако в храм Ольга пришла уже взрослым человеком.
После школы она поступила в БГПУ на отделение иностранных языков, где изучала китайский и английский. Потом долгое время работала в областном краеведческом музее, где занималась в том числе темами по православию. На одной из экскурсий Ольга познакомилась с отцом Викторином, который предложил ей попробовать свои силы в качестве экскурсовода в кафедральном соборе на Рёлочном. Туда часто приезжали китайские туристы, и для них надо было проводить экскурсии.
Именно Ольга стала тем человеком, вокруг которого объединились женщины, ставшие первыми в Благовещенске сестрами милосердия.
Но когда пандемия закрыла границу, туристов из‑за Амура не стало. Поэтому Ольге Салтыковой предложили перейти в социальный отдел епархии, что дало ей возможность окончить курсы по благотворительности и социальному служению синодального отдела Московского патриархата.
Два года Ольга занималась тем, что организовывала различные акции для помощи малоимущим, ветеранам, сиротам, сбор средств, вела работу с благотворительными фондами. Они ходили в колледжи, в которых откровенно, и в то же время целомудренно, разговаривали с молодыми людьми о взаимоотношениях в семье, между мужчиной и женщиной, об абортах и контрацепции. О церкви говорили мало, больше касались нравственной составляющей человека.
Поэтому тема волонтерства и благотворительности была близка Ольге, как никому другому. Именно она стала тем человеком, вокруг которого объединились женщины, ставшие первыми в Благовещенске сестрами милосердия.
Елена Лиуфа: «Белый плат — как крылья»
Фото: Владимир Воропаев
Елена Лиуфа, бывший врач, 17 лет простояла за прилавком. Известна тем, что 7 лет назад глянцевый журнал «СтарХит» выбрал ее в числе 10 человек, которые провели отпуск с телеведущим Андреем Малаховым в Италии. В общество сестер милосердия пришла одной из первых, опекает членов общества слепых.
— В 2007 году мне поставили диагноз «рак молочной железы», чему я очень рада, так как всем говорю, что любая ситуация в жизни дается для нашей же пользы. В перестройку я пошла на рынок, три года торговала рыбой. Тогда главной целью для меня было одно — деньги. Мама плакала и говорила мне: «Окончила институт с красным дипломом, а стоишь с синим носом». Ни о каком Боге я тогда не помышляла. А потом он уложил меня на больничную койку. Я покрестилась, когда одна из женщин в палате сказала, что на операцию нельзя идти некрещеной. Слава Богу, тогда всё закончилось хорошо. Чтобы побороть последствие рака и разработать мышцы руки, занялась плаванием и трижды переплыла Амур в международном заплыве «Дружба».
«Это самая важная задача сестричества: дать понять человеку, что он не одинок».
Была у кришнаитов, искала себя. Думала, что Бог — это любовь, он один, и какая разница: кришнаиты, мусульмане? А скорби в жизни продолжались. Однажды встретила человека, который спросил: «Ты крещеная, почему не исповедуешься, не причащаешься?» Я пошла в храм Всех скорбящих Радость, а там — отец Евгений. Удивилась, что такой молодой, как мой младший сын. Он потом направил меня к Виктору Викторовичу, который вел апологические встречи. Батюшка разъяснял Библию так, что за минуту всё понимаешь. Я начала воцерковляться, осознав, что можно себя изменить. Я поняла, что главное в жизни — это не деньги.
Потом начался ковид, и в чатах знакомые стали спрашивать: кто может отвезти продукты больному? У меня машина, сама за рулем, — отвезла. Я человек, который любит делиться. Однажды звонит знакомая и говорит, что у нее есть подруга, которая перенесла инсульт, ограничена в движении и впала в депрессию. Спросила, можем ли мы ей в чем‑то помочь? Мы с этой женщиной уже год: она стала сама ходить, хоть и с палочкой, у нее страхи проходят. Она понимает, что не одна. Это самая важная задача сестричества: дать понять человеку, что он не одинок.
Я человек светский и, когда нам дали белые платки, думала: по улице в них ходить, что ли? Непривычно было. А теперь мне наша одежда будто крылья дает.
Татьяна Гусева: «Очень люблю бабушек»
Фото: Владимир Воропаев
Татьяна Гусева, жена военнослужащего, имеет два высших образования: юридическое и экономическое. Работала в разных коммерческих и государственных структурах. В общество милосердия пришла всего полтора месяца назад, но взяла на себя все хозяйственные хлопоты.
Татьяна родом из Калужской области, в которой находятся Оптина и Тихонова пустыни, Боровский монастырь, и где очень много воцерковленных людей. Таню в храм водила бабушка, в детстве девочка и покрестилась. А потом вышла замуж, и в 18 лет приехала в Приамурье к месту службы мужа-пограничника. Но раз в год, в отпуске, возвращаясь на малую родину, обязательно ходила в храм, причащалась. А когда муж поступил в академию, в Москве посещала храм в Копотне, куда водила и своих детей. Двух сыновей Гусевы крестили тайно, поскольку на дворе стояли советские времена: муж был коммунистом, она сама — комсомольским вожаком.
Имея доброе и отзывчивое сердце, она всегда помогала тем, кому было трудно: деньгами, работой, участием в судьбе. Уже больше 10 лет к ней для помощи на личном огороде одна из благотворительных организаций направляет алкоголиков, наркоманов, бомжей. Татьяна их называет только по имени-отчеству, обязательно кормит и садится с ними за один стол. Говорит, что некоторые из этих отвергнутых обществом людей становятся на ноги.
— Очень люблю бабушек. Два года ухаживала за одинокой старушкой, у которой умерли муж, дочь, зять. Она работала главным бухгалтером в крупном магазине, поэтому мозг у нее работал отменно. Мне было с ней так интересно! Когда она умерла, я пошла по всем храмам заказывать сорокоуст. И в одном на двери увидела объявление о сестрах милосердия. Сначала я хотела поучиться и поехать в зону СВО, помогать и поддерживать наших ребят. А сейчас поняла, что мое место — городская больница, — рассказывает Татьяна.
Она так органично вошла в женский коллектив, как будто была в нем давно. Именно она составляет график, в который каждая из сестер милосердия вписывает ту службу, которую может исполнить в зависимости от своей основной работы и домашних хлопот.
Ирина Фаст: «Мы молимся за всех сыновей»
Фото: Владимир Воропаев
Ирина Фаст по профессии воспитатель детского сада, психолог, работала в приюте «Надежда». Самая многодетная мама сестричества: у нее шестеро собственных и четверо приемных детей.
— В моей жизни всегда рядом со мной были убогие и больные, которым я помогала. Поэтому я была учредителем протестантского приюта «Надежда», в котором могли найти кров алкоголики, бомжи, никому не нужные люди. Я крестилась в православии, потом ушла в протестантство, и мне до сих пор непонятно — почему? Может, молодая была, 27 лет. Многие годы хотела вернуться в православие, но были разные жизненные обстоятельства. Честно сказать, о моей жизни можно книгу писать. Сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю, что мне надо было именно так пройти свой путь, чтобы встретить людей, которых я спасала, которым помогала. Но именно здесь, в православном сестричестве, я нашла единомышленников, будто обрела свою семью, и поняла, что я на своем месте. И сестра милосердия — это логическое продолжение всей моей жизни.
«Ребята с передовой присылают весточки, что наши молитвы их защищают».
Я и всех своих детей так воспитала. Один из сыновей сейчас находится на СВО, поэтому мы живем только молитвами. У нас есть несколько чатов, в которых мы поименно молимся за своих родных, за друзей родных, за друзей друзей — это огромные списки. И ребята с передовой присылают нам весточки, что наши молитвы их защищают. Сын остался чудом жив, когда попал под бомбежку, и его одежда была вся посечена осколками. Уцелел только мой молитвослов в нагрудном кармане!
Первые сестры милосердия появились в Благовещенске в конце 19‑го века
Первое общество сестер милосердия в Благовещенске было организовано в 1895 году. Председательницей комитета по организации общины стала супруга военного губернатора. Женщины собирали деньги на строительство больницы, территорию под которую городская Дума выделила на берегу Амура. Средства на содержание больницы и амбулатории поступали из членских взносов комитета общины сестер милосердия, от пожертвований предпринимателей и купцов, а также с лотерей и балов. Первыми сестрами милосердия стали всего пять женщин, но фамилии их история не сохранила. Набирались сестры милосердия из грамотных девушек, которые проходили годовой испытательный срок. Затем их учили в течение восьми недель: в программу входили занятия анатомией, работа в аптеке и в лаборатории. Экзамены девушки сдавали в присутствии губернатора, руководителя курсов и представителя женского комитета общины сестер милосердия.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии