Вячеслав Фетисов с супругой Ладой и дочерью Анастасией на красной дорожке ММКФВячеслав Фетисов с супругой Ладой и дочерью Анастасией на красной дорожке ММКФ

«В 65 всё ещё только начинается»

— Вячеслав Александрович, какие ощущения перед юбилеем? Возраст свой ощущаете?

— Цифры — вещь упрямая. Понятно, что, когда ты молодой парень, тебе надо всё не сейчас, а прямо сейчас! Ты думаешь, что в 50 жизнь уже заканчивается и всё теряет смысл. Как говорят, жизненный опыт купить невозможно — его можно только нажить. И с высоты уже прожитых лет я могу сказать, что в 65 всё ещё только начинается. И это не игра цифр, а твое отношение к жизни: насколько ты хочешь быть полезным, насколько тебе интересно то, что происходит в динамично меняющемся мире. И постараться не потеряться, и найти свое место. Это тоже такая непростая задача.

— Есть какие-то принципы, которым вы стараетесь следовать в жизни?

— Философия моей жизни была предопределена моими родителями: я родился и вырос в Москве — в бараках. Мы жили в большой комнате без удобств: без воды, тепла и электричества. И родители мне говорили: «Сынок, если хочешь отсюда выбраться, надо хорошо учиться!» Такая понятная стратегия, поэтому учился я хорошо, у меня не было вариантов. Так получилось, что потом меня увлек спорт. В 14 лет я принял решение, что хочу быть лучшим хоккеистом! Рад, что с третьего раза попал в ЦСКА, в великую хоккейную школу Анатолия Тарасова. То есть система тогда давала три шанса для человека, который хотел чего-то добиться. Я в майке ЦСКА не проиграл ни одного турнира.

«Во двор въехала белая «Волга», выходит Валерий Харламов. Он пожал мне руку, потрепал по голове и сказал: «Старайся! Может быть, и мы с тобой когда-то вместе сыграем!» И через четыре года мы с ним уже играли вместе».

«Благословение» Валерия Харламова

— Какое-то было самое яркое и запоминающееся событие детства, о котором вы часто вспоминаете?

— Тут нельзя не вспомнить о Валерии Харламове. Когда стал чуть старше, мы с родителями переехали в хрущевку — она была площадью 44 квадратных метра, и мне в то время казалась каким-то огромным дворцом! В этом же доме, в соседнем подъезде, жил дед Сергей — это был дедушка Валерия Харламова. Он видел, как я катаюсь на коньках, знал, что я занимаюсь хоккеем, и как-то однажды сказал: «Скоро Валера в гости придет — приходи и ты к нам, чаю попить». В назначенный день я с самого утра сидел на лавочке и ждал этого великого человека. И вот во двор въехала белая «Волга», выходит Валерий Харламов с дедом. Он пожал мне руку, потрепал по голове и сказал: «Старайся! Может быть, и мы с тобой когда-то вместе сыграем!» И через четыре года мы с ним уже играли вместе. То есть моя мечта сбылась! С тех пор я никому не отказываю ни в автографе, ни сфотографироваться, ни в том, чтобы сказать какие-то слова поддержки. Я понимаю, насколько важно было тогда для меня познакомиться с Валерием Харламовым и сейчас важно тем людям, которые просят меня об автографе.

— А помните, как дни рождения в детстве отмечали?

— Не было никаких тортов со свечками — во всяком случае, я не помню ничего подобного. Были какие-то сладости, приходили в гости соседские мальчишки. В то время, когда я рос, о комфорте никто не думал. Мы все ходили в субботу и в воскресенье на стадион для того, чтобы поучаствовать в каких-то совместных праздниках: духовой оркестр, футбол, лото, домино для мам и бабушек. То есть чувствовали единение — и все остальное уходило на второй план, в том числе празднование каких-то юбилеев и личных праздников, дней рождений.

Мужская суть

— Часто спортсмены после завершения карьеры становятся тренерами и остаются ими на протяжении многих лет. Вы же выбрали немного другой путь. Не жалеете, что не стали тренером?

— Наверное, немного — да, но больше — нет. Потому что с подачи президента мне удалось послужить моей Родине в других качествах, быть ей полезным. Это был зов судьбы, и я принял это предложение. Я бесконечно благодарен президенту и всем тем, кто на протяжении всех этих лет был со мной рядом. Мы отстроили систему спорта, которая работает и сегодня. Это был стратегический план развития — без него мы бы не получили ни Олимпиаду в Сочи, ни все наши крупные соревнования и победы. Тогда, в не самое простое время, вместе с командой, которая собралась из великих профессионалов, мы сумели достичь больших успехов. Так что в какой-то степени это была и тренерская работа.

— У вас есть какой-то план: чем будете заниматься дальше?

— Пока не думаю, чем буду заниматься, не планирую заранее — все происходит как-то само собой, удивительным образом. Поэтому надеюсь, что у меня новые успехи ещё впереди. И не важно какие: большие или маленькие. Мужик должен побеждать каждый день — обстоятельства, соперников. Двигаться вперед — это мужская суть! Например, когда конкуренты хотят забрать твое место, а ты думаешь: «Я вам этой радости никогда не доставлю! Я уйду тогда, когда сам посчитаю нужным». Так что уходить я не собираюсь — пока есть чем заниматься.

«В 14 лет я принял решение, что хочу быть лучшим хоккеистом! Рад, что с третьего раза попал в ЦСКА, в великую хоккейную школу Анатолия Тарасова», — говорит Вячеслав Фетисов.

— Скажите, вы смогли найти свою формулу счастья?

— Мне кажется, что счастье заключается в том, когда рядом есть твои близкие и любимые люди, которые полностью тебя поддерживают во всем. Когда у тебя есть дело, которое тебе интересно. Когда у тебя есть общение с людьми, которые с уважением к тебе относятся. И хочется пожелать себе, чтобы это счастье не заканчивалось, а только продолжалось. Все живы и здоровы. Все, слава богу! Мне хочется, чтобы мир образумился.

— Что пожелали бы себе и окружающим?

— Мы сегодня куда-то бежим с большим ускорением. Понятно, что влиять на этот процесс довольно сложно. Но делать каждый день что-то для того, чтобы эту ситуацию разрешить, — наверное, это очень важно. Хочется пожелать себе и всем дальнейших побед. Точно знаю, что добиться успеха тяжело, и надо стараться не пройти мимо возможностей. Жизнь продолжается. Хочется быть полезным, креативным. Надеюсь, что все мои друзья, семья и болельщики будут рядом!

Возрастная категория материалов: 18+