• 5 000 концертов дал ансамбль за время существования. Фото: Архив АП
  • Фото: Владимир Воропаев

«Моим главным вдохновителем всегда была мамочка»

— Виктория Андреевна, как вы попали в ансамбль?

— В ансамбле я с самого рождения, можно сказать, с зачатия. Мама, Федина Елена Владимировна, еще беременная мной ходила на репетиции, и после рождения я всё время с малых лет была с мамой на работе. Мама отдавала кулёк старшим ребятам, и они по очереди со мной нянчились и передавали меня как эстафетную палочку от одного к другому. Сейчас эти ребята уже выпускники ансамбля, и они мне все как старшие братья и сестры, я их просто обожаю. Потом я уже научилась ходить, и в какой момент старшие сказали маме: «Елена Владимировна, ну что она тут под ногами путается, пусть уже на тренажи ходит и занимается». Так в ансамбль стали принимать детей с четырех лет. Я была в первом наборе. (До этого в ансамбль принимали только с семи лет).

Я всегда хотела быть рядом с мамой, побольше времени проводить с ней. И если я оставалась одна дома, то страдала и хотела опять к маме на работу. В детстве мне задавали вопрос: «Вика, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», а я отвечала: «Мамой», и люди думали, что я хочу быть мамой в общепринятом смысле.

«Детская хореографическая школа «Ровесники» создана заслуженным работником культуры, почетным работником общего образования, обладателем знака «За достижения в культуре» Еленой Владимировной Фединой. 8 января 2023 года Елена Федина ушла из жизни. Это стало огромным потрясением для воспитанников и коллектива. 48 из своих 55 лет Елена Владимировна отдала любимому ансамблю. 

А я понимала это по‑своему, я хотела быть как мама — хореографом, руководителем ансамбля. И мечта осуществилась. Я поступила в педагогический университет и параллельно с 18 лет начала работать в ансамбле как педагог-репетитор. Чуть позже набрала группу девочек, в следующем году они уже выпускаются. Первый танец, который я поставила как хореограф, — «Сестрички». В следующем году этот номер отпразднует свой 10‑летний юбилей. За это время он ни разу не уходил со сцены — так же как, например, и бессменная «Калинка».

— А что вас заряжает на творчество? Где черпаете вдохновение?

— Моим главным вдохновителем всегда была моя мамочка. И сейчас ничего не изменилось… Я плохо помню те дни, когда мамы не стало. Но однажды я проснулась с песней в голове «Нас бьют, мы летаем». У нас с мамой эта песня была своеобразным шуточным тренингом. Если вдруг возникали какие‑то проблемы, мы с ней пели: «Нас бьют, мы летаем!» Когда эта песня зазвучала у меня в голове, я сказала: «Мамочка, я поняла» — и сделала номер ее памяти. Этот номер дался мне с трудом, вначале вдохновилась, а потом ступор, впридачу нам не разрешали использовать песню в исполнении этого певца и пришлось срочно искать замену. Танец был под угрозой срыва, но потом всё получилось… А еще меня вдохновляют музыка и дети — они такие творческие.

— Говорят, яблоко от яблони недалеко падает. Вас сейчас часто с мамой будут сравнивать. В чём вы похожи, а чем отличаетесь?

— Я очень рада, когда говорят, что похожа на маму. И безумно горжусь этим сходством. Даже в детстве выпускники часто путали и звали меня Леной Фединой. Я спокойно к этому относилась, и мне даже это нравилось. (Улыбается.)

 

«Наш учитель Вячеслав Белоглазов и моя мама Елена Федина всегда стремились, чтобы ребенок обрел крылья и умел летать». 

 

 

Сейчас я, возможно, похожа в чём‑то на маму, но больше внешне. Я не такая мудрая, не такая сильная, не такая талантливая. Мама за что ни бралась, всё получалось у нее на отлично — хореографии, постановки, работа с детьми на тренажах. Она была безумно талантлива во всём. И главное, очень любила детей, умела почувствовать их настрой, понять на расстоянии, подбодрить. Ее дети за это очень любили и уважали. И это очень важно. Надеюсь, со временем опыт и ко мне придёт. Но сейчас для меня первоочередная задача не подвести маму и оправдать оказанное мне доверие. Вот, например, сейчас мы с вами находимся в отремонтированной центральной студии, и здесь в каждом гвоздике, в каждой лампочке, в каждой люстре — моя мама. И я сейчас тоже не могу это бросить и пустить на самотек.

«Никто не сравнится с мамой»

Фото: Владимир Воропаев

— Вы не сомневались, когда вам предложили возглавить ансамбль?

— Если честно, то я была в таком состоянии, что времени не было на долгое обдумывание. У меня был какой‑то дикий страх, что с ансамблем что‑то произойдет. И не потому, что я считаю себя каким‑то незаменимым талантом. У нас в городе много творческих людей. В первую очередь, я не могу это бросить потому, что этим занималась моя мама. У мамы была цель: после ухода Вячеслава Белоглазова сохранить ансамбль. А теперь эта ответственность лежит на мне. И поэтому у меня даже вопроса не возникло. И если бы я это оставила, я бы потом себе этого не простила.

— Вы говорите, что чувствуете поддержку мамы, в чём она проявляется?

— Да во всём! Я верующий человек и ощущаю маму всегда рядом, я не знаю, как это объяснить, но я это чувствую всей душой, всем моим телом. Например, есть вопрос, который надо решить, — и может прийти ответ откуда не ждали. И это на уровне ощущений, как бы это странно ни звучало. Я не знаю, как это объяснить, но я ощущаю, что мама во мне. На выпускном в этом году мне сказали, что я должна сказать слово о маме. У нас с ней есть любимое стихотворение, которое я услышала еще подростком и поняла, что это о нас и наших отношениях.

Фото: «Ровесники»

Тебе

Я несу твое сердце в себе,

Твое сердце в моём.

Никогда не расстанусь я с ним,

И куда не пойду,

Ты со мной, дорогая,

Все дела и поступки мои разделю

Я с тобой, моя радость,

Я судьбы не боюсь,

Ибо ты мне судьба и звезда,

Мне не нужен весь мир,

Ты — мой мир,

Моя истина и красота.

Это тайна, известная многим,

Это корень корней,

Ствол стволов,

Небо небес,

Дерево именем жизнь,

Растущее выше мечтаний души

И ума дерзновений,

Это чудо, хранящее звезды от смерти.

Я несу твое сердце,

Твое сердце в моем. © Эдвард Каммингс

Мама живет во мне. Для меня она уникальная, единственная. Я не она, и я никогда такой, как она, не стану, с ней никто не сравнится. Никогда.

— Кто сейчас рядом? К кому можете обратиться за помощью?

— У меня есть близкие друзья, которые мне помогают и поддерживают. Светлана Юрьевна Городович была близким другом моей мамы и моим директором в частной школе «Наш дом», она с детства стала для меня примером. А сейчас все они помогли мне с этим справиться, и до сих пор помогают. Меня просто обняли, что называется, приютили, обогрели и не отпускают, до сих пор рядом. Светлана Юрьевна очень мудрый человек и много мне помогает, где‑то успокаивает, а где‑то наоборот. Практически как мама помогает мне.

«Ансамбль Игоря Моисеева — наш идеал и ориентир»

Фото: «Ровесники»

— Виктория Андреевна, учебный год в ансамбле заканчивается. Что планируете на каникулах?

— Сейчас мы сдаем экзамены и принимаем участие в городских мероприятиях. Недавно в ансамбле прошел выпускной и концерты 8–9 мая. А в июне средняя группа «Ровесников» едет в «Океан». Сейчас они уже начинают подготовку к гастролям. Надеюсь, что ничего не изменится. А у старшей группы планируется поездка осенью — мы получили приглашение. Но пока не могу больше рассказать.

— Сейчас модно приглашать специалистов по обмену опытом, у вас есть планы?

6900

детей прошли за 49 лет через творческую школу ансамбля,

450

занимаются сегодня

— Давно и очень плотно мы сотрудничаем с ансамблем Игоря Моисеева. Это наш идеал, ориентир, эталон. То, к чему мы всегда стремимся и будем на них всегда равняться. Они приезжали к нам, давали мастер-классы, наши педагоги выезжали в Москву для повышения квалификации. И мы планируем такое сотрудничество продолжать.

Не так давно к нам приезжали психологи для обучения педагогов. Они рассказывали нам, как правильно работать с детьми в современных условиях.

— Ровесники — это коллектив народного танца. Что дети охотней танцуют — народный или современный танец?

— Ровесники всегда были, есть и будут коллективом народного танца. И это всегда будет в приоритете. Народный танец — это уровень сценической культуры, эстетика, слаженная хореография. В народном танце есть всё: чистота исполнения движений, красота русского костюма, наша история. И на этом мы воспитываем наших детей. Нужно знать свои корни. Хотя у нас сейчас есть и современные постановки. Но важно соблюдать баланс.

— Как вы расслабляетесь, отдыхаете?

— Мой любимый отдых — в тишине и спокойствии, чтобы меня никто не трогал. Мне важно даже не отдохнуть, а переключиться с одного вида деятельности на другой. Вообще я люблю спокойный отдых. Активности на работе хватает. Но могу и в горы, если захочу.

Фото: «Ровесники»

— Что считаете главным в своей работе и чему нужно сейчас учить детей?

— Танец — это средство для воспитания ребенка. В этом году мы поставили танец «Учитель». Это полностью мамина идея, задумка и музыка. А мы воплотили эту идею в жизнь. Воспитанники нас вдохновляют, дают нам силы, учат мудрости. Дети должны оставаться детьми — и людьми в первую очередь. В ансамбле они не только занимаются танцами. Разработана и внедрена целая система воспитания, благодаря которой они учатся понимать прекрасное, руководить, помогать младшим и просто быть лучше, добрее. У нас замечательные дети — открытые, искренние, честные. Именно в ансамбле они приобретают иммунитет. Это то, к чему стремился наш учитель Вячеслав Белоглазов, моя мама Елена Федина. Чтобы ребенок обрел крылья и умел летать, стремился к солнцу, небу и чему‑то хорошему.

***

«Прощай, мама Лена»: благовещенские «Ровесники» — о своем учителе Елене Фединой

 

Елена Федина: «Наши дети понимают, что народные танцы — это здорово!»

 

Тот самый Белоглазов: воспоминания выпускников благовещенского ансамбля «Ровесники» о наставнике

 

Закулисье: как «Ровесники» готовятся к большим сольным концертам в Благовещенске. Фоторепортаж

Возрастная категория материалов: 18+