— Наталья Николаевна, когда вам предложили возглавить школу, вы сразу согласились?
— Сомнения были. Хоть я и проработала 18 лет в коллективе, но последние 3 года работала в другом месте. После скоропостижного ухода Елены Фединой мне стали звонить родители, выпускники, друзья ансамбля. Я, конечно, сомневалась. Но коллектив меня поддержал. Конечно, когда я уходила 3 года назад, было намного проще. Сейчас все по‑другому и приходится решать многие хозяйственные вопросы самим, но мы справимся. Я знала, куда иду и на что согласилась.
— От кого чувствуете поддержку?
— В первую очередь — это родной коллектив. У нас нет посторонних людей, мы семья и все вопросы решаем сообща. Нас три человека, которые коллегиально принимают все серьезные решения. Я, Виктория Андреевна Волкова и Наталья Юрьевна Сладкова — заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог по семейному воспитанию (она была помощником Елены Владимировны). Может быть, новичкам не совсем понятны некоторые моменты. Но те, кто давно работает в ансамбле, понимают друг друга с полуслова. Я занимаюсь административными делами, Виктория Андреевна — творческими.
«У нас поменялась структура учреждения»
— Наталья Николаевна, почему был изменен статус «Ровесников» и образована школа?
— Это была давняя мечта основателя ансамбля Вячеслава Васильевича Белоглазова и нашего художественного руководителя Елены Владимировны Фединой. 55 лет мы были структурным подразделением системы образования. Сначала это был Дворец пионеров и школьников, позже Центр эстетического воспитания имени В. В. Белоглазова (ЦЭВ). Сейчас мы от них отделились, наш учредитель теперь не управление образования, а управление культуры Благовещенска, так хотела Елена Владимировна. Общее здание мы делим с руководством, которое управляет всеми коллективами ЦЭВа. Помещение находится в оперативном управлении, а мы на основе договора возмещаем все затраты. Елена Владимировна всегда мечтала, чтобы ансамбль был полноценной административной единицей и имел свое управление, финансирование. Она год назад начала этим заниматься, и 22 декабря 2022 года мы получили лицензию на образовательную деятельность. Это очень большая ответственность.
— Расскажите о программе и структуре школы.
— У нас поменялась структура учреждения. С начала нового учебного года мы будем перераспределять всех детей по группам. Если раньше дети разного возраста могли находиться в одном танцевальном классе, то теперь — как в общеобразовательной школе — первый, второй и так далее год обучения будут распределяться отдельно. Мы работаем по трем программам. Две общеразвивающие: подготовительная программа с 5 до 7 лет, общеобразовательная повышенного мастерства для детей 10–11‑х классов. И основная программа предпрофессиональная для детей с 1‑го по 10‑й класс. Именно после окончания этой программы наши дети будут получать документ государственного образца, с которым могут идти дальше учиться при желании. В колледж и далее в институт культуры. Обязательные предметы в программе — классический народный танец, подготовка концертных номеров, теория и история искусств, музыкальное воспитание, семейное воспитание, гимнастика.
Хореографический ансамбль «Ровесники» основал в 1967 году кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Вячеслав Васильевич Белоглазов. На базе ансамбля он создал и внедрил уникальную, единственную в России систему взаимного воспитания и обучения. В ней педагог становится наблюдателем, мудрым мотиватором, регулятором всего процесса воспитания, а старшие ребята — «активными воспитателями и наставниками». Опыт работы ансамбля используют в творческих коллективах и школах страны.
Новые предметы не добавились в программу. Со старших классов становится больше часов в соответствии с федеральными государственными стандартами. Начинаем с классики до 6 часов в неделю, потом добавляем народный танец, и часы немного меняются.
450
детей занимаются сейчас в школе, соотношение мальчиков и девочек 40/60
Как автономное учреждение, мы можем в дальнейшем ввести платные услуги — поэтому мы планируем ввести дополнительные услуги. Это могут быть программы ЗОЖ, английский, танцы для родителей и другое.
Конечно, мы мечтаем, чтобы наши дети ходили в школу не только танцевать, но и учились здесь общеобразовательным дисциплинам. Это очень удобная стратегия на будущее. Родители могут привезти ребенка утром и вечером забрать. У нас на данный момент есть проблема, так как ребята учатся в две смены и нам приходится начинать репетиции после 19 часов. А если дети будут здесь учиться, то мы сможем скорректировать расписание так, как удобно нам и воспитанникам. А некоторые ребята так вообще мечтают о школе-интернате, чтобы вообще не расставаться со своими друзьями.
— Документ государственного образца не дает право поступления без экзаменов?
— Во всех учреждениях есть творческий конкурс, и его всем нужно сдавать, нашим детям будет гораздо легче его пройти. Так как они усваивают в школе серьезную хореографическую подготовку.
— 2023 год объявлен президентом Годом педагога и наставника. Сколько педагогов сейчас трудятся в школе. Где берете кадры?
6900
детей прошли за 49 лет через творческую школу ансамбля
— Сейчас у нас работает 24 педагога. Хореографы, гимнасты, педагоги по семейному воспитанию, педагог по музыкальному воспитанию, истории искусств. Но к новому учебному году нагрузка на педагогов увеличивается, и нам нужны будут еще дополнительные кадры. В данный момент у нас трудятся два хореографа из колледжа культуры, которые ведут классический танец. Но, кроме этого, мы еще подали заявку на хореографов и концертмейстеров.
Раньше все наши педагоги дополнительного образования были с высшей категорией. Сейчас все штатные единицы обнулились, и педагоги стали называться преподавателями и должны пройти переподготовку в учреждениях культуры. Все преподаватели в данный момент проходят онлайн-обучение в Воронежском институте повышения квалификации. Все серьёзно: 500 часов обучения, тесты, экзамены. Помимо этого, планируется повышение квалификации 4 педагогов-хореографов во главе с Викторией Волковой в институте культуры.
«Нам важно сохранить свою родную русскую культуру»
— «Ровесники» всегда славились своими костюмами.
— Да, у нас своя швейная мастерская, 4 художника-модельера. Эти люди творят красоту и одевают весь ансамбль. Ткани покупаем за счет средств благотворительного взноса.
— Чему уделяете внимание в воспитании детей сейчас?
— Нам важно сохранить свою родную русскую культуру. Воспитывать детей на духовных ценностях. К сожалению, сейчас общеобразовательная школа стала только обучающим органом. В школе не занимаются воспитанием. Не всегда получается нам взаимодействовать. Очень хотелось бы, чтобы во всех учреждениях говорили одно и то же и не было противоречий. Мы очень стараемся. Но не всегда все зависит только от нас.
«Детская хореографическая школа «Ровесники» создана заслуженным работником культуры, почетным работником общего образования, обладателем знака «За достижения в культуре» Еленой Владимировной Фединой. 8 января 2023 года Елена Федина ушла из жизни. Это стало огромным потрясением для воспитанников и коллектива. 48 из своих 55 лет Елена Владимировна отдала любимому ансамблю.
— Народные танцы — не формат?
— Да, к сожалению, бывает такое, когда наши выпускники приходят на кастинги танцевальных передач на федеральные каналы, а им говорят, что они не формат. И вот это двойной стандарт. Мы стараемся воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, знания своих истоков. Когда наши дети выезжают на международные фестивали, они видят, как люди относятся к своему народному костюму, искусству, наблюдают, как люди с удовольствием носят традиционную одежду, а мэр встречает в народном костюме. Конечно, дети видят и понимают, насколько это ценно и важно. Это дорогого стоит. Хочется верить, что у нас тоже все поменяется. Мы часто в качестве примера приводим случай из гастролей в Сингапуре. По дороге на концерт у нас сломался автобус, и мы очень сильно опаздывали. Когда поняли, что не успеем, дети встали с мест и начали петь гимн России, потом «Катюшу» и другие русские песни, пока не добрались до места. Невозможно просто научить ребенка любить Родину, мы должны любить ее сами и воспитывать своим примером.
«Мама увидела «Ровесников» по телевизору и решила, что я должна танцевать»
Фото: rovesniki-amur.ru
— Как вы попали в ансамбль?
— Однажды мама по телевизору увидела «Ровесников» в «Голубом огоньке» и решила, что если мы вернемся в Благовещенск, то ее девочки обязательно будут танцевать в ансамбле. Родители оба появились на свет в Амурской области, но так как папа был физиком-атомщиком, уехал работать по распределению в город Горький. Сейчас это Нижний Новгород. Там мы и родились с сестрой. Когда мы вернулись в Благовещенск, в ансамбль с первого раза нас не приняли, не прошли по конкурсу. И со второй попытки, с 1980 года, мы стали танцевать. Вот с этого года и началась моя ровесничья жизнь. В 2002 году Елена Федина пригласила меня работать в ансамбль педагогом-репетитором, а потом замдиректора по художественной работе, завучем ансамбля. По образованию я бухгалтер-аудитор и надеюсь, что знания мне помогут сейчас в финансовых вопросах.
***
«Прощай, мама Лена»: благовещенские «Ровесники» — о своем учителе Елене Фединой
Елена Федина: «Наши дети понимают, что народные танцы — это здорово!»
Тот самый Белоглазов: воспоминания выпускников благовещенского ансамбля «Ровесники» о наставнике
Закулисье: как «Ровесники» готовятся к большим сольным концертам в Благовещенске. Фоторепортаж
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии