И при этом звучало, что те давние события и их участники отражены в «Оптимистической трагедии» (12+) Всеволода Вишневского, где прототипом комиссарши стала революционная журналистка Лариса Рейснер.
Гораздо позже, вспоминая эти разговоры, я никак не могла связать события в уральской деревне и «Оптимистическую трагедию», где действовали матросы Балтики. Или родственники напутали, или детская память подвела.
И только в процессе чтения «Бронепароходов» (18+) Алексея Иванова все встало на места — балтийские революционные матросы устанавливали новые порядки в селах по берегам Камы и Волги, реквизировали хлеб у крестьян, старались удержать контроль над главными водными артериями.
На одном из кораблей, курсировавших по Каме, вместе с мужем, командующим Волжской военной флотилией Федором Раскольниковым, находилась «валькирия революции» — Лариса Рейснер. Воспевший ее в «Оптимистической трагедии» Всеволод Вишневский тоже есть в «Бронепароходах». Он выведен как бесшабашный морячок и бывший юнкер Волька Вишневский.
Мы привыкли думать, что гражданская война велась на суше — красные конники Буденного, легендарные тачанки, эшелон с белочехами и золото Колчака стали ее символами. Но война велась и на реках, и ее главными героями были бронепроходы. Малоизвестные страницы речных баталий Иванов раскрыл в своей книге.
Бронепароходы — тоже своего рода изобретение и символ гражданской войны, пуленепробиваемой броней обшивались обычные гражданские суда. Броня их уродовала, скрывая ясную красоту линий, но и защищала.
Книга повествует о революционных преобразованиях, которые прошлись по речфлоту: корабли и плавбаза были национализированы, а бывшие владельцы приняты на работу — хозяйство должны были обслуживать профессионалы. Преданные речному делу капитаны не могли в этой неразберихе оставить свои суда и служили то красным, то белым, в зависимости от того, кто захватывал корабль.
«Однако летом восемнадцатого года смертоносная революция медленно всплыла из обломков прежней жизни, словно уродливое чудовище из обломков кораблекрушения».
Трагическая навигация 1918 года легла в основу книги.
Иванова после выхода «Бронепароходов» сразу же начали обвинять в эксплуатации стереотипа о кровожадных красных и благородных белых. По первым главам действительно складывается такое впечатление, но потом картина выравнивается — писателем показан не только красный, но и белый террор.
В новом романе Алексея Иванова гораздо меньше хулиганства и юмора, чем в ранних книгах, в той же «Блуда и МУДО». Читаются «Бронепароходы» далеко не на одном дыхании. Прежде всего притормаживает чтение композиция — главы повествуют о событиях, происходящих в одно время, но в разных местах и с разными людьми. Структура интересная: стоит взглянуть на оглавление.
Поначалу было трудно угадать, кто же главные герои. Автор знакомит нас с персонажами, мы начинаем к ним привыкать, но в первых же главах их убивают, расстреливают, уничтожают. Пожалуй, это самый кровожадный роман Алексея Иванова. Чего стоит одна только сцена «речного боя», где топят корабли друг друга оказавшиеся по разные стороны баррикад братья-капитаны Дорофей и Севастьян, и оба гибнут в этом братоубийстве.
Ближе к середине романа автор собирает главных персонажей на одном корабле, на буксире «Лёвшино», который ведет по взбаламученной войной и полной опасностей реке капитан старой закалки Иван Диодорович Нерехтин. В его команде — и бывший охранник чекистов Сенька Рябухин, и молодой революционный солдатик Егорка Минеев, и набожный лоцман Федя Панафидин со своим оберегом — иконой Николы-Якорника. Федя Панафидин — носитель «Божьей тайны», которая непостижима, как река и помогает неведомо как миновать самые непроходимые пороги и перекаты, как на речном маршруте, так и на жизненном.
И конечно, на этом корабле оказалась Катя, дочь бывшего «короля Камы» пароходчика Якутова, и вместе с ней — чудом избежавший расстрела Великий князь Михаил (тут у Иванова ненадолго проскользнул момент альтернативной истории). А еще — хитрый и практически неубиваемый киллер Хамзат Мамедов, агент нефтедобытчиков Нобелей (да-да, тех самых, один из которых учредил премию), бывшая арфистка (женщина пониженной социальной ответственности), а ныне повариха-кок Стеша, карточный шулер Яшка Перчаткин…
Этот Ноев ковчег пройдет сквозь самую безумную навигацию века и доберется до затона, чтобы встать на зимовку. Но переживут навигацию далеко не все.
В «Бронепароходах» есть и трогательная лирическая линия (и даже не одна). Есть две детективных истории, связанных с промышленным шпионажем в сфере нефтедобычи и похищением золотого запаса Госбанка. Есть погони на бронепароходах и боестолкновения. Сами бронепароходы поданы как живые существа, которые живут и старятся, сражаются, страдают от ранений и боли, погибают.
В книге много терминологии, по которой можно выучить речное дело. Или хотя бы попытаться. Так, например, я узнала, что «сиянием» на колесных пароходах называлось ограждение гребных колес. А еще очень много различных судов, которые просто проходят мимо.
Впрочем, может, и не просто — в конце осени у Алексея Иванова выйдет документальная книга «Речфлот» (18+), «фундаментальный, художественнояркий, объемный и пронзительный труд по истории отечественного речфлота» — проанонсировала новинку в своем ТГ-канале продюсер и жена писателя Юлия Зайцева. Не исключено, что «Речфлот» и «Бронепароходы» отлично дополнят друг друга.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии