• Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
  • Фото: mibf.info
  • Фото: mibf.info

Пятикнижие от достоевсковеда

Игоря Волгина не зря называют главным достоевсковедом страны — большую часть жизни он занимается исследованиями творчества Достоевского. На ММКЯ-2023 он представил новую книгу «Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Пятикнижие» (16+).

— Достоевский — тема огромная и вечная, — отметил на презентации литературовед. — «Круговая порука» — избранный текст из пяти моих книг о Достоевском, написанных ранее. В нее включены основные сюжеты, главные для жизни Достоевского. Это не биография, предполагающая последовательное изложение. Это своего рода путеводитель, позволяет представить жизнь и смерть Достоевского как национальную драму. Даже тот, кто неплохо знает биографию Достоевского, найдет новое для себя.

По словам Игоря Волгина, ни один писатель в мире не обладал такой драматической биографией, как Федор Михайлович, ни один писатель не переживал собственную казнь. Жизнь Достоевского с рождения была полна парадоксов и загадок. Его считают петербургским писателем, но он родился в Москве и 19 лет прожил там. Там получил воспитание, там прошли главные события его детства.  

Литературовед раскрывает тайны происхождения Достоевского, не знавшего своих предков. Его дед был униатским священником в деревне на Украине, откуда приехал в Москву и порвал отношения с родственниками. Почему это произошло — тоже тайна. Также не раскрыта причина, от чего погиб отец Достоевского. По одной версии, он умер в поле от апоплексического удара, по второй — был убит крестьянами в своем имении. «Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского» не только рассказывает о загадках биографии Достоевского, но и создает портрет современного ему общества.

Где увидеть шедевры Третьяковки

Как прогулки с Сергеем Шнуровым и Константином Хабенским по Третьяковской галерее, закрытой на пять месяцев во время пандемии, превратились в книгу «Шедевры Третьяковки. Личный взгляд» (6+), рассказала искусствовед и экс-директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

— Когда началась пандемия, мы поняли, что нужно придумывать новый формат на тот период, пока галерея была закрыта, — пояснила Зельфира Трегулова. — Так появились два фильма: «Третьяковка с Сергеем Шнуровым» и «Третьяковка с Константином Хабенским», а также мне предложили записать подкасты для ресурса Arzamas.

Проекты оказались успешными, на их основе и родилась эта книга. По словам автора, перед ней стояла задача говорить об искусстве ярко, эмоционально, с личными впечатлениями и подтолкнуть читателей вглядеться в произведения искусства, вступить с ними в диалог.

Книга знакомит с российскими художниками XIX — XX века, начиная от автора «Явления Христа народу» Александра Иванова и заканчивая нашим современником Эриком Булатовым.

На вопрос «Искусство для избранных или для всех?» Зельфира Трегулова ответила: «Для всех — однозначно. И эта книга для всех, но без какого-то послабления в отношении профессионального уровня разговора».  

«И кусочек Красной площади из окна»

О своем детстве, которое прошло в 1970-е в столице в легендарном доме на Горького, где жил Роберт Рождественский с семьей, где из окна квартиры можно было увидеть кусочек Красной площади, а соседями были Бондарчук, Ефремов, Басов, множество других актеров, режиссеров, физиков и прочих талантов, рассказывает Екатерина Рождественская в книге «Призраки дома на Горького» (16+).

— Все мои книги — жизнеописания, — поведала на презентации дочь известного советского поэта. — Пишу о быте, о том, что дорого каждому человеку — о детстве, близких и любимых людях. Когда вы читаете, вы тоже вспоминаете и себя, и родителей. Книги создают определенное настроение, рожденным в СССР можно поностальгировать, а молодежи — узнать, как жили их родители.

Екатерина Рождественская рассказала о своем пути в литературу, который оказался извилистым, несмотря на то, что она — дочь знаменитого литератора. Окончив МГИМО, Екатерина работала переводчиком, в 90-е, когда нужно было много зарабатывать и кормить семью, стала риелтором, потом, когда ее муж создал журнал «Караван историй», увлеклась фотографией. Потом начала записывать смешные случаи во время фотосессий и переродилась в писателя.

— Нашла ту деятельность, которая мне безумно нравится. Хочу, чтобы по книгам был поставлен фильм, — поделилась Рождественская.  

Также она рассказала, о чем будет следующая книга — о жизни семьи в Переделкине, где у Рождественских была дача с 1961 года. По словам Екатерины Робертовны, ее отец любил этот поселок смолоду — в его студенческие годы рядом с Переделкиным находилось общежитие Литинститута, где он учился.  

— Когда в архиве Литинститута я взяла личные дела родителей, меня удивило вот что: папа учился хорошо, но постоянно получал замечания — пропустил пары, не пришел, опоздал. А причина была в том, что он, будучи нищим студентом, ходил пешком из общежития в поселке в Литинститут в центре Москвы, а это четыре часа, — поделилась Екатерина Рождественская. — Мы очень любили нашу дачу в Переделкине, это особое место. Помню, как прогуливался Валентин Катаев со своей женой, как меня родители водили к Чуковскому и я брала с собой пару шишек, чтобы положить в самовар — такая была традиция.   

«Никто» по имени Ирина Винер

Легендарный тренер по художественной гимнастике Ирина Винер представила свою книгу «Я — никто... Автобиография легендарного тренера» (16+). Человек, которому удалось вывести российскую художественную гимнастику в абсолютные мировые лидеры, о себе в формате книги рассказывает впервые.

Ирина Винер рассказала, что не собиралась писать такую книгу, но ее убедила ученица Алина Кабаева.

— Книгу заказала Алина Кабаева. Она сказала: пожалуйста, расскажите все, что случилось в этой жизни. Это была ее инициатива. И я это сделала, — поделилась с читателями Ирина Винер.   

Презентуя книгу, тренер много говорила о своей любви к детям, о том, что это — «лучшие люди на Земле», что она всегда советуется с детьми и доверяет их мнению. При этом ей приходится быть с ними жесткой, но никогда — жестокой.

Книгу Ирина Винер порекомендовала читать всем. Она о том, что во всем нужно добиваться результата.

— Нужно работать. Бывают разные проблемы, но приходишь в зал и все забываешь, откуда-то на тебя спускается энергия, — поделилась автор. — Я не называю это работой, это моя жизнь. Когда дети попадают в поток музыки и за полторы минуты показывают все образы, которые в ней заложены, и все получается — это самое большое счастье.

Читатели задали прославленному тренеру вопросы на самые разные темы — от борьбы с лишним весом до слов, которые она говорит тем, кто занимает не первое место. Про вес Ирина Винер уклончиво ответила, что всегда советует детям брать от нее только лучшее, а на отдельные недостатки просто закрывать глаза. А по поводу спортивный амбиций пояснила:

— Сначала надо попасть в тройку, которая едет на чемпионат. А там надо бороться и побеждать — за Родину, за маму, за тренера, за город, в котором ты родилась, за тех людей, которые сидят у телевизора и болеют за тебя. Это огромная ответственность, я всегда об этом своим детям говорю.

Единственное, о чем постеснялись спросить автора: что значит название «Я — никто…» Видимо, чтобы узнать, придется прочитать книгу.

Молодой и популярный Лев Кузьминский

Самый молодой писатель, попавший в этом году в списки литературных премий, о котором разом все заговорили — 23-летний Лев Кузьминский с книгой «Привет, заморыши!» (18+). Его роман повествует о жизни семьи с приемными детьми. Лев и сам является старшим ребенком в семье, где семеро детей, четверо младших — приемные. Оказалось, что этот опыт — интересный материал для книги.

— Основываясь на своей биографии, я написал роман о молодом человеке, который живет в семье с трудными подростками, — рассказал Лев Кузьминский. — Все мои родственники послужили прототипами. Сюжет отчасти придуман, я взял реальные образы и закрутил вокруг них историю. Сначала это ситком, который превращается в триллер с элементами комедии. 

Работа над книгой шла два года, мама поддержала писателя и дала немало ценных советов. Но прочесть книгу смогли не все братья и сестры, потому что ее возрастной ценз 18+. 

Названием книги стала первая фраза одной из приемных сестер, которая приехала из иркутского детского дома. «Привет, заморыш!» — поздоровалась она с младшим братом. 

Сейчас Кузьминский учится в магистратуре Литинститута и работает над продолжением романа. Есть идеи попробовать себя в жанре ужасов или супергероики. Кроме того, он надеется, что книга будет когда-нибудь экранизирована, поскольку изначально он писал не роман, а киносценарий.

Исторический роман с женским лицом

Женская проза стремится к историко-приключенческому жанру, и новая книга писателя, журналиста и сценариста Елены Афанасьевой «Театр тающих теней» (16+) — тому подтверждение.

Действие в романе происходит с 1917 по 1922 год. Главная героиня Анна — молодая женщина из дворянской семьи, она любит стихи, зачитывается Блоком и Гумилевым, вышла замуж и родила двух дочек. Но ее родной Петроград уже охвачен музыкой революции, и Анна вместе с детьми уезжает в Крым, чтобы пережить смутные времена.

— Мои герои не представляют, что их ждет дальше. В книге наряду с вымышленными действуют исторические персонажи, например, там есть родители Владимира Набокова и сам молодой писатель, и другие известные люди, кто оказывается в Крыму, — рассказала Елена Афанасьева. — Все их разговоры о том, надолго ли смута и когда они смогут вернуться в город на Неве. Большая часть романа посвящена тому, как Анна выживает с дочками в Крыму, где власть менялась восемь раз, переходила из рук в руки, и каждая последующая власть оказывалась страшнее предыдущей. Люди оказываются виноваты перед очередной властью, поскольку всего лишь хотели выжить. Трагедия гражданской войны — нет ничего страшнее.

Чтобы написать этот роман-трилогию, Елена Афанасьевой потребовалось 10 лет. Уже осенью выйдет продолжение — «Театр тающих теней. Под знаком волка» (16+).

Маринина исследует Шекспира

У Александры Марининой вышли одновременно две очень разные книги: новый детектив «Дебютная постановка» (16+) и настоящее историческое расследование «Генрих Шестой глазами Шекспира» (16+) — продолжение серии «Больше, чем история».

«Дебютная постановка» — детектив, где присутствует Каменская, но как второстепенный персонаж. Главный герой в новой книге — журналист Петр Кравченко, действие происходит в 2021-м ковидном году, Петр ведет расследование и сталкивается с нестандартной ситуацией, которая уходит корнями в 1960—70-е годы.   

— Когда собирала материал для романа, с удивлением узнала много интересных фактов о милиции того периода, — поделилась деталями  Александра Маринина. — Мой папа работал в уголовном розыске, имел высшее образование, и я была уверена, что все сотрудники милиции такие же. Для меня был шок, когда узнала, что в 60-е годы среди сотрудников милиции только 9 % имели высшее образование. Какой была милиция в те годы, как она менялась до середины 1980-х, мне, всю жизнь прослужившей в милиции, показалось интересным, и я это включила в книгу.

Вторая новинка, «Генрих Шестой глазами Шекспира», написана в жанре нон-фикшн. Это логичное продолжение «Шпаргалки для ленивых любителей истории», которая вышла год назад. «Шпаргалку» Маринина начала писать исключительно для себя, но оказалось, что это интересно и читателям.

— Мне задают один и тот же вопрос: что вас потянуло на историю средневековой Англии? Это не история, это подробный и построчный разбор исторических пьес-хроник Шекспира, — пояснила писательница. — Каменская — это убойный отдел, трупы, слезы, горе и прочее. Я устала быть серьезной, мне захотелось быть позитивной. «Шпаргалки» именно так и написана — позитивно и весело. Мне хотелось еще остаться в этом состоянии, и я взялась за Шекспира, за пьесы-хроники о Генрихе Шестом. Современные школьники их не воспринимают — цветистые тексты, полные метафор, утяжеленные отсылками к Библии и античным мифам, которые нашим современникам непонятны. Я переписала современным прозаическим языком, без утяжелений и цветистости, и дополнила своими комментариями. Сейчас работаю над пьесой-хроникой «Генрих Четвертый».

Авторские комиксы о духах Алтая

Рисованные истории — особый жанр, Павел Шикин, основатель издательства «Рукомикс», рассказал о серии комиксов «Дух Тайги» (12+). Это приключенческий графический роман с элементами фэнтези.

Идею комикса Павел Шикин придумал, находясь на отдыхе на турбазе в Горном Алтае. Сам он вырос на супергеройских комиксах, и часто недоумевал, почему нет достойного отечественного аналога.

В первом комиксе серии главный герой — военный, который отправляется в тайгу на поимку беглых заключенных. Во второй книге к сюжету подключается фантастический мир тайги, сюжет разветвляется, добавлены новые персонажи. В планах — третья книга.

— Мы решили найти стиль российского комикса, — рассказал Павел Шикин. — Комикс — такая штука, которая читателю не предоставляет возможности придумать образ, он видит то, что для него придумал автор. Возможно, читатель сам бы и не представил себе этот образ, пока автор его не покажет. Это отдельный вид искусства.

Зависимость или хобби — в чем разница?

Нон-фикшн о здоровье всегда пользуется спросом и особенно, если речь идет о психическом благополучии. Василий Шуров, нарколог-психиатр с 15-летним опытом лечения разных зависимостей — от пищевых до любовных, презентовал книгу с игровым названием «Над пропастью не ржи. Записки нарколога» (18+).

Отвечая на вопросы, автор дал совет, как отличить хобби от зависимости. Шуров намекнул, что совет применим к любому источнику дофамина, будь то наркотик, алкоголь, вкусная еда, коллекционирование марок или даже чтение книг.

— Есть три стадии отношений с источником дофамина — друг, враг, хозяин, — пояснил Шуров. — Употребили — улучшилось настроение, начинается дружба. Затем приходит понимание: если не употребили — все плохо, а употребление идет в ущерб остальным сферам жизни. Дальше третья стадия, с утратой ситуационного и количественного контроля, когда человек себе не принадлежит, обещания близким не выполняет. У него появился хозяин, а другие источники дофамина уже не радуют. 

В книге — полезные советы, как понять, что проблема есть, сколько попыток можно дать зависимому, чтобы самому остановиться и как вести себя созависимым.

Правила счастья от Михаила Лабковского

Как стать счастливым самому и воспитать счастливым ребенка, как не потерять счастье в процессе жизни — советами поделился психолог с 40-летним стажем, автор бестселлеров «Хочу и буду» (16+) и «Люблю и понимаю» (16+) Михаил Лабковский.

Если его послушать, то все просто. Правил всего три: надо иметь легкий характер, отпустить обиды на родителей и не быть «застревающей личностью». Свойство такой личности — «вязкая психика», это когда человек на кого-то обиделся и «пережевывает» это годами.

— От этого надо избавляться, — посоветовал Михаил Лабковский. — Нужно рационализировать свои эмоции. Невротик испытывает потребность в страданиях, если что-то не нравится — молчит, потому что ему надо чувствовать себя жертвой. А люди без невроза сразу говорят о том, что конкретно им не нравится. И никакой вязкости.

Лабковский напомнил формулу, выведенную ВОЗ: здоровье – это отсутствие болезней. И добавил свою: счастье — отсутствие несчастья.

Давайте быть счастливыми и читать хорошие книги!

Возрастная категория материалов: 18+