История в лицах и лица с историей: в Благовещенске открылась выставка «портретов с биографией»
Люди«На лице все написано», — так можно сказать про любую из работ художника-любителя Алексея Хижинского. Он пишет портреты, по которым можно составлять биографии. Нос, губы, глаза — каждая черта лица отражает то или иное событие в жизни человека. На открытии необычной выставки «Это Родина моя» в галерее Pushkarev побывала «Амурская правда».
Святитель Иннокентия. Фото: Любовь Соколовская
Говорящие черты лица
Борода святителя Иннокентия при ближайшем рассмотрении «рассыпается» на толпу прихожан — участников крестного хода, а переносица превращается в башню Свято-Никольской церкви. Нос казака Пешкова, преодолевшего путь из Благовещенска в Санкт-Петербург, под определенным углом трансформируется в его верного коня Серого. Силуэты танцующих детей складываются в черты Вячеслава Белоглазова… Историю Приамурья смело можно изучать по этим портретам, представленным на выставке, которая открылась накануне.
Около пяти десятков картин в жанре сюрреализма заняли двухуровневый зал «Пушкаревки». Помимо персонажей, повлиявших на ход истории в Приамурье, здесь есть портреты амурчан, внесших значительный вклад в развитие краеведения, а также тех, кто стал символом понятия «русский народ». Блок и Ахматова, Гумилев и Бродский, Маяковский, Булгаков, Набоков и Пастернак: их лица — сюжеты произведений вкупе с отголосками непростых судеб. Картины с Мироновым, Леонтьевым, Гурченко содержат кадры из кинофильмов, а изображения Цоя и Высоцкого — строчки их песен…
Каждая картина подобна коллажу, рассматривать их можно долго, тут беглым взглядом не обойтись. Любопытно, что создал их не профессиональный живописец, а любитель и самоучка.
Бывший военный вооружается кистями
Граф Муравьев-Амурский. Фото: Любовь Соколовская
Алексей Хижинский — бывший военный, служил командиром разведывательно-диверсионной группы. Разумеется, ни кистей, ни карандашей в его арсенале не водилось, хотя чертить и рисовать он любил с детства. После увольнения из армии Алексей Борисович работал в сфере строительства, и снова было не до творчества. Но в один из вечеров вдруг возникло желание изобразить что‑то эдакое масляными красками. Начал с раскрасок по номерам, затем написал с десяток пейзажей. На этом дело застопорилось. Жажда творчества проснулась спустя пять лет, причем в необычном ключе.
— Я увидел в Сети картины, написанные в нестандартном ключе. Стал интересоваться и выяснил, что основоположником этого стиля стал итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо, который творил в 17‑м веке. Он составлял портреты из цветов, фруктов и различной живности. После смерти его забыли почти на 300 лет, пока Сальвадор Дали не возродил память о нем, назвав предтечей сюрреализма, — рассказывает Алексей Хижинский.
Около пяти десятков картин в жанре сюрреализма заняли двухуровневый зал «Пушкаревки». Каждая картина подобна коллажу, рассматривать их можно долго, тут беглым взглядом не обойтись. Любопытно, что создал их не профессиональный живописец, а любитель и самоучка.
Начинающий портретист попробовал изобразить что‑то похожее, однако результат устроил не сразу. Первые две картины он безжалостно выкинул. Попыткой номер три стала эпохальная фигура, без которой карта России могла остаться без Приамурья. И надо же — все получилось с первого раза! Работа «Усть-Зейский острог. Граф Муравьев-Амурский» положила начало новому циклу. На картине крыши поселения первопроходцев обрамляют надбровные дуги первого генерал-губернатора Приамурья, скальные породы образуют воротничок-стойку военной формы, а греющиеся у костра казаки — пуговица на мундире.
Человек-эпоха
Дальше работа пошла как по маслу — в прямом и переносном смысле. Хотя автор брал кисти лишь в свободное от работы время, за считаные месяцы ему удалось создать первый цикл работ «Человек-эпоха», который как раз и включил портреты тех, кто внес значительный вклад в историю родного края. Перед тем как начать работу над очередным портретом, Алексей Борисович проходит «матчасть» — собирает информацию о герое, много читает, пока образ не начнет собираться воедино.
Даниил Кантемиров. Фото: Любовь Соколовская
Конечно, порой приходится сталкиваться с неожиданными сложностями. Так было с портретом Даниила Кантемирова, управлявшего Благовещенском в 70–80‑х годах прошлого века. За 18 лет работы ему удалось создать инфраструктурную сеть, которой мы пользуемся до сих пор, а также построить второй микрорайон. Неудивительно, что на картине изображена часть улицы, названная в его честь, причем внимательные жители района смогут узнать конкретный дом — Кантемирова, 17.
— Проблема заключалась в том, что мы никак не могли найти портрет бывшего управленца. Искали в музее, архиве, пытались найти его родственников — все тщетно. Единственная маленькая фотокарточка отыскалась в архиве Белогорска. Он была плохого качества, но тем не менее позволила представить, как выглядел Даниил Давыдович, — вспоминает художник.
Рассказывая о своих работах, Алексей Хижинский отмечает, что их могло и не быть, если бы не поддержка со стороны семьи и известных горожан.
— Мне повезло, что на пути мне встретились люди, которые дали стимул для творчества. Это Виктория Хопатько, Евгений Литус и Евгений Пушкарев. Благодаря им я продолжил творить, так родилась следующая серия картин «Русский народ», объединившая российских деятелей культуры и искусства, — признается автор выставки.
Картины плачут и переворачиваются
Картина к 165-летию Благовещенска. Фото: Любовь Соколовская
Среди картин, представленных на выставке, выделяется одна — размером и содержанием.
— Создать полотно, объединившее всю историю Благовещенска, я решил к юбилею города. Так появилась картина 163 на 165 см, размеры символизируют возраст города по старому и новому стилю. В основу легла Триумфальная арка, состоящая из фрагментов различных эпох. Несмотря на большой размер полотна, на каждый исторический период отводилось не так много места, нужно было отразить ее ярко и в то же время лаконично. Вместе с Евгением Литусом мы пересмотрели тысячи фотографий и отобрали самые красноречивые, — поясняет автор.
В этой картине много символов и закладок-загадок, которые внимательному зрителю расскажут об истории города очень много.
Самая необычная из всех — картина-перевертыш. При повороте на 180 градусов изображение претерпевает настоящую метаморфозу — пейзаж с женщиной и детьми превращается в лицо мужчины. Таким необычным образом художник написал автопортрет.
«Картины боли». Фото: Любовь Соколовская
Отдельная зона на выставке отведена «картинам боли», на которых отражены ужасы войны. Поднять эту тему художник решил накануне Дня памяти и скорби — 22 июня. Несмотря на пробегающий по коже мороз при рассмотрении страшных сцен, вся серия была сразу выкуплена галереей.
Самой необычной из всех можно считать картину-перевертыш. При повороте на 180 градусов изображение претерпевает настоящую метаморфозу — пейзаж с женщиной и детьми превращается в лицо мужчины. Таким необычным образом художник написал автопортрет, куда включил жену и внуков.
Выставка открыта до конца сентября.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 13.09.2023
Добавить комментарий
Комментарии