Декрет довел до красоты
Сколько восторженных возгласов услышала Евгения Хамраева за последние время!
Действительно, удивляться есть чему. Обычный сельский дом, двор, огород, через который дорожка ведет к теплице. Заходишь в нее, и — пропадает дар речи. На длинной грядке плотной стеной стоят несколько тысяч высоких, в полтора метра, хризантем: желтые, оранжевые, бордовые, белые, розовые, сиреневые. А рядом с ними кусты роз с бархатными бордово-красными распустившимися бутонами. Увидеть такое мощное разноцветное половодье в Возжаевке никто не ожидает. Поэтому все, кто приходит за букетами к Евгении Хамраевой и Александру Даньковскому, восхищаются их цветами.
В свое время Евгения работала официанткой в вагоне-ресторане, а последние 15 лет трудилась продавцом у частного предпринимателя. Из торговли она ушла в декретный отпуск, родив третьего ребенка. В семье уже росли две старшие дочери — Милана и Сабрина, вместе все жили в 2 — комнатной квартире, расположенной в бывшем военном гарнизоне.
— Я всегда выращивала комнатные цветы, особенно мне нравились крупные южные пальмы, — рассказывает Евгения. — А в декрете у меня буквально проснулась любовь к красивому и яркому. Четыре года назад в одной из групп увидела, что девушка продает горшечные розы и хризантемы.
Купила, стала искать о них информацию, размножать.
Одни разочарования
Фото: Владимир Воропаев
С горшечных цветов всё и началось. Именно на них сельская жительница отрабатывала технологию выращивания хризантем и роз. Потом в интернете увидела голландские сорта цветов для среза. Решила попробовать вырастить такие же. Заказала 200 черенков с западного региона страны, однако, получив их на почте, была разочарована. Слишком долго шла посылка, поэтому практически все черенки сгнили. «Что вырастет, то вырастет», — подумала Евгения и посадила около 10 штук оставшихся жизнеспособными корней. Хризантемы дали ростки, выросли, вымахав больше полутора метров, но не зацвели.
Несколько лет семья из села Возжаевка методом проб и ошибок училась выращивать голландские сорта хризантем, а также розы. Сегодня Евгения Хамраева и Александр Даньковский делятся красотой со своими односельчанами.
Осенью супруги растения выкопали, пересадили в горшки и перенесли в свою квартиру на пятый этаж. И вдруг в ноябре цветы расцвели. Но Евгению ждало второе разочарование: это оказались совсем не те сорта, которые она заказывала и о которых мечтала. Однако энтузиастка не опустила руки и с упорством продолжала разводить хризантемы.
— Эти сорта оказались самыми сложными, на них я два года училась, как правильно выращивать хризантемы, что делать, чтобы они раньше зацвели, — вспоминает Евгения.
Соцконтракт на теплицу
Фото: Владимир Воропаев
В 2021 году на земельном участке Тамары Валентиновны, мамы Александра, подготовили грядки, на которых супруги высадили уже 500 хризантем. Они выросли и зацвели к середине сентября. Половину цветов Евгения и Александр сумели продать, остальные пришлось просто-напросто выбросить.
— Конечно, было жалко своих трудов, но появилось удовлетворение, что у нас всё‑таки получилось. При этом мы понимали, что в открытом грунте не добьемся более раннего цветения, нужна была теплица, — говорит цветовод-любитель.
Благодаря паре, решившейся на необычный для деревни бизнес, сельским женщинам стали чаще дарить цветы.
Именно тогда, два года назад, красивейшие хризантемы увидела одна из подруг Евгении и подсказала ей, что можно заключить соцконтракт и получить деньги на развитие своего дела. Евгения Хамраева составила смету, зарегистрировалась как самозанятая, и в конце 2022 года получила от органов соцзащиты 100 тысяч рублей. На них супруги купили пленку и доски для первой теплицы. Правда, денег не хватило, и пришлось вкладывать собственные средства.
Теплицу на 160 квадратных метров поставили снова на огороде Тамары Валентиновны в прошлом году. На более комфортные условия хризантемы отозвались цветением к 25 августа — на месяц раньше, чем в предыдущий год. Евгения возила букеты в Белогорск на сельхозярмарки, распространяла информацию в группах соцсетей. Постепенно стали появляться люди, которые знали, где можно купить красивые цветы непосредственно с грядки. Почувствовав заинтересовать покупателей, поверив в свои силы, Евгения и Александр в прошлом году купили небольшой домик с участком земли, на котором поставили еще одну теплицу для цветов.
Знак «Женевы»
Фото: Владимир Воропаев
Выращивание цветов — дело сезонное, дающее доход только пару месяцев в году. Супруги это понимают, поэтому планируют не только расширяться, но и подсчитывают, во сколько им обойдется теплица, в которой цветы могут расти круглый год. По сегодняшним временам затея эта дорогостоящая. Но ведь ни Евгения, ни Александр еще пару лет назад не представляли, что будут выращивать розы и хризантемы в таких количествах.
— Я думаю, всё у нас впереди. Поэтому уже придумала свой фирменный знак для букетов из нашей теплицы: цветочный сад «Женева», — делится планами Евгения Хамраева. — Почему именно «Женева»? Это сокращенно от двух имен: моего — Женя, и младшей дочери — Ева.
Розы спят в яме
Фото: Владимир Воропаев
В нынешнем году Евгения Хамраева заключила еще один соцконтракт для приобретения подкормки, туманообразователя и других материалов для выращивания цветов. Одновременно, став самозанятым, соцконтракт заключил ее супруг Александр и получил 200 тысяч на вторую теплицу. Он в своих предпочтениях больше тяготеет к «царице цветов».
«Когда к нам приходят за хризантемами и видят такое разнообразие — теряются и просят меня выбрать цветы».
Вообще, Евгения и Александр хризантемами и розами занимаются вместе. Удивительно, но мужчина, который всю жизнь был связан с сантехникой, прикипел к выращиванию цветов. И у него это получается не хуже, чем у жены. Тем более, на всех этапах работы по получению красивых растений нужна мужская сила. Например, для зимовки розовых кустов Александр копает в огороде огромную яму глубиной в полтора метра — что сделать, учитывая глинистость почвы, непросто. Потом выкладывает яму картоном и каждый куст в отдельном мешке складывает плотно друг к другу. Затем снова слой картона, доски, старые одеяла, ботва, земля и снег.
— Так розы спят зимой. Они не вымерзают, поскольку привиты на шиповник, который называется дикая роза «канина», — рассказывает Александр. — С розами немного проще, чем с хризантемами. Розы посадил — и через месяц они уже зацвели. В этом году в теплице первый срез делали в июне. Сейчас второе цветение идет.
«Я букеты сама «кручу»
Фото: Владимир Воропаев
Как заметила Евгения, чаще всего букеты у них покупают женщины, а из представителей сильного пола это делают в основном молодые люди. Мужчин в возрасте среди покупателей практически нет.
— Когда к нам приходят за хризантемами и видят такое разнообразие, то теряются, и просят меня выбрать цветы на мое усмотрение, — улыбается Евгения Хамраева. — Я букеты сама «кручу». В первый год у меня были смешные букеты, на второй — несколько интересней, а в этом году я уже шикарные делаю. Смотрю по интернету, как московские флористы работают, и учусь. Хотя до профессионала мне, конечно, еще далеко.
Евгению и Александра радует, что среди их покупателей больше местных жителей, хотя кто‑то приезжает даже из Белогорска. Это значит, что благодаря двум людям, решившимся на столь необычный для деревни бизнес, сельским женщинам стали чаще дарить цветы.
Фото из личного архива
— Весь процесс выращивания цветов: посадка, полив, обработка — это тяжелый труд, — не скрывает Евгения. — Но когда начинается цветение, появляется прилив энергии, воодушевление. Мне не жалко срезать свои цветы, так как я знаю, для чего они растут. Чтобы другим приносить радость.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии