Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №18 (29164) от 14 мая 2025 года
Издается с 24 февраля 1918 года
16 мая 2025,
пятница

«Нити судьбы»: как три поколения амурских мастериц создают историю в крестиках и глади

Люди

В коллекции мастерицы — жительницы Константиновки Евгении Лапиной собраны картины, вышитые ее мамой и бабушкой. Некоторым — более 75 лет. На рукотворных работах с изображением лебедей, оленей и южных берегов можно увидеть не просто талант мастера, но и историю — различные техники тех времен и материалы, которые доставались из старинного сундука. Амурчанка не просто хранит память — она продолжает дело своих родных. Ее руками, буквально на коленях, создаются шикарные вышитые и украшенные бисером картины, пушистые думочки и нарядные бахтусы.

Фото: Алексей Сухушин

Первое знакомство с иголкой — благодаря «Бурде»

Евгения Лапина родом из Приморского края, на родину отца — в Константиновку — семья переехала, когда ей было полтора года. Здесь, в Приамурье, она окончила школу, получила три высших образования и вышла замуж за земляка. В свои 39 лет мастерица не представляет и вечера своей жизни без привычного и любимого занятия — рукоделия. Сейчас Евгения работает начальником районного отдела культуры.

— В моем случае сложно сказать, когда именно произошло знакомство с вышивкой: когда ты растешь в этой среде, какой-то конкретный день или год назвать невозможно. Я выросла на думочках, как они у нас назывались, — это вышитые подушки, — вспоминает свое знакомство с рукоделием Женя.

Фото: Алексей Сухушин

В их семье было заведено, что если думочка — то она обязательно должна быть вышита цветами и лежать строго на диване.

— Если папа приходил с работы и вальяжно ложился на ковер на полу и брал думочку, то хватало моментального цепкого взгляда мамы — и всё тут же возвращалось на место. Потому что нити были на вес золота, тогда не было такого ассортимента, а были с трудом добытые схемы и кропотливая работа. У меня тоже бережное отношение к вышивкам было заложено с ранних лет, — рассказывает мастерица.

Первое знакомство с иголкой и импровизированной канвой у Жени произошло, когда она нашла схему вышивки в журнале «Бурда». И хотя узор был незатейливым, крестики получались корявыми — девочка вышивала не по канве, а по приспособленной под это дело ткани, бесконечно спрашивая совета у бабушки. Женя постоянно вышивала, но увлечение накрыло ее с головой во время первого декрета. Тогда, в 2009 году, вернулась мода на вышивание и в продаже появились различные наборы с интересными сюжетами.

В доме распускалось всё, что можно было распустить

Фото: Алексей Сухушин

Конечно, Евгения пристально наблюдала за бабушкой и мамой, когда они занимались рукоделием. Бабушка — Мария Ткаченко — работала швеей на фабрике. Она обшивала всю семью, вязала носки и шарфы, но особую страсть питала именно к вышивке.

— Специальных ниток в то время не было. Не говоря уже о том, что есть сейчас: схемы, канва и готовые паспарту с разложенными нитями — только наслаждайся процессом. У нас дома всё, что можно было распустить и пустить на картины, — распускалось, — вспоминает Евгения.

Три поколения женщин в семье Евгении Лапиной из Константиновки не представляли своей жизни без рукоделия. Секреты вышивки и нити из бабушкиного сундука передавались из поколения в поколение, а работы 50-х годов вошли в семейную коллекцию.     

Она берет в руки картину, на которой крестиком вышит пейзаж далекого южного берега. Подпись к вышивке гласит, что она была сделана в 50-е годы. Цвета хоть и немного поблекли, всё равно передают атмосферу. Если приглядеться, становится понятно, что нити — непривычные для современности.

Фото: Алексей Сухушин

— Это картина моей бабушки — самая дорогая для меня. Здесь, конечно, нити смешанные — и хлопок, и шерсть, и даже вязальные нити — что было в то время, то она и использовала. И сама канва, конечно. В те времена вышивали на тканях, которые могли найти. Это мешковина, как вообще на ней возможно так выложить рисунок?! Ткань настолько сложная, что глаз должен быть очень наметан, — объясняет Евгения Лапина. — Еще картина мне дорога и тем, что у нее оригинальная рама — ее сделал мой дедушка. К сожалению, я его не застала при жизни. Он сам вырезал стекло, сам делал раму, сзади можно увидеть, что оформление совсем не современное.  

«Это не просто вышивка — это история»

Некоторые картины в коллекции жительницы Константиновки вышиты по схемам уже готовых работ. Бабушка Евгении брала у подруги подушку, на которой уже был вышит приглянувшийся мастерице сюжет, и отсчитывала крестики не по схеме, а по готовой работе.

Фото: Алексей Сухушин

— Эта картина мне досталось в виде ткани с вышивкой, а я уже оформила ее в рамку. Бабушка была против, говорила: «Да ты что, тут такие нити, они уже и цвет потеряли!» А я уверена, что это не просто вышивка — это история, — утверждает Евгения.

Мастерица вспоминает удивительные нитки мулине из бабушкиного сундука — хлопковая грубоватая нить кировского производства. Они тогда были в большом дефиците. Запомнились Евгении и бабушкины шерстяные нити, которые она раздваивала. В те времена школьница Женя увлекалась плетением модных фенечек. Но ей из сундука выдавали чуть ли не по сантиметру заветных материалов.  

— Я даже не знаю, что из рукоделия моя бабушка не умела: она и ткала, и вязала, и вышивала. Сегодня ее уже нет в живых, последнее десятилетие она жила с нами в Приамурье, она видела мои картины. У нее уже было слабое зрение, она могла только вязать. И всегда говорила, глядя на современную вышивку: «Вот если бы в мое время были такие сюжеты, если бы я могла сейчас заняться любимым делом…» — с грустью вспоминает внучка.

Мама Евгении Ольга Белокопытова занималась вышивками уже по журналам, она также стала поклонником рукоделия. Всегда сама шила новогодние костюмы, обшивала форму и, конечно же, делала замечательные картины.

Картины творятся на коленях, а руки сами всё чувствуют

Фото: Алексей Сухушин

Первые работы Евгения дарила родственникам, подругам, они разлетелись не только по стране, но и по миру. Работы девушки есть в Благовещенске, в Углегорске, в Москве и в Белоруссии. Но есть и такие, которые хочется оставить себе на память.

— Иногда мне наборы дарят, но, если честно, я люблю всё же сама выбирать сюжеты. Каждая картина должна откликаться. Если этого нет, то работа не пойдет, и никакого удовольствия от творчества я не получу, — признается Евгения Лапина.

Какой бы тяжелый у меня ни был день, я успокаиваюсь сразу же, как только беру в руки вышивку или вязание», — говорит Евгения Лапина.

Яркие современные работы в коллекции рукодельницы и ее новая страсть — картины на флизелиновой основе: на готовую поверхность наносится узор бисером и бусинами.

Есть в работах Евгении незаметные на первый взгляд сложные моменты вышивки. Где-то мастерица добавляет, например, французские узелки — это уже не просто крестик, а совсем другая техника, или бекстич — тонкие линии, выделяющие мелкие детали на основном рисунке. 

Особая любовь — вязание на пальцах и создание бахтусов

Фото: Алексей Сухушин

Талантливый человек — талантлив во всём, отдельная любовь Евгении — это вязание. Подушки, пледы и шали исполнены в разных техниках — полным крестиком, вязанием на пальцах. Для вязания не требуется специально оборудованного места, поэтому женщина вяжет даже в поездах — по пути на отдых. Членам своей семьи Евгения вышила каждому по думочке — по году рождения: у кого-то это веселая мышка с куском сыра, у кого-то сказочный дракон, а кому-то достался кот.

Фото: Алексей Сухушин

На вышивку простой картины у Евгении уходит около двух недель, более сложные работы могут занять до девяти месяцев кропотливого труда и даже до полутора лет.

Во втором декрете женщина увлеклась изготовлением бахтусов — вязаных шалей, имеющих треугольную форму, Евгения связала их уже более 30. Здесь мастерица позволила себе работать на заказ, потому что набитая годами рука мастерила изделия играючи.

Фото: Алексей Сухушин

— Пледы вяжу спицами, крючком — только игрушки, когда просят дети. Особый вид рукоделия — это вязание пальцами из специальной турецкой пряжи «Пуффи Файн». Пледы и подушки из нее получаются очень уютными, мягкими, да и делать их очень приятно. В среднем подушку можно изготовить дня за три, плед вяжется до пяти дней, — признается рукодельница. 

В Китае женщины присыпают вышивку мерцающей пудрой

Фото: Алексей Сухушин

Отдельно можно отметить оформление картин. Это тоже нелегкая работа, ведь благодаря рамке и паспарту (это линия полотна или бумаги между вышивкой и багетом, она увеличивает объем и позволяет лучше сфокусироваться на картине) работа выглядит законченной. Иногда, как признается Евгения, приходится просто охотиться за рамами.

— У меня есть свой багетный мастер в Благовещенске, с которым мы оформили уже более двух десятков работ, я доверяю его вкусу, — говорит Евгения. — К каждой работе очень важно подобрать подходящую рамку — по цвету, по текстуре. Вот, например, к картине с пандами я специально искала рамку в виде бамбука. Некоторые рамки и наборы для вышивания привозила из путешествий — например из Пекина.

Как отмечает Евгения, в Поднебесной очень любят вышивку, там много специализированных магазинов и  отделов. По наблюдению амурской мастерицы, у китайских мастериц вышивка масштабная, с крупным крестиком, а при самом оформлении они часто посыпают готовое изделие мерцающей пудрой. В основе сюжета — цветы, природа, времена года.

Фото: Алексей Сухушин

На вопрос: «Какой сюжет любит больше?» Евгения признается, что она — человек настроения.

— Всё по наитию. Даже не скажу, что есть любимый сюжет. Когда хочется успокоиться, выбираю пейзажи и цветы, когда хочется яркого праздника — беру яркую вышивку бисером и бусинами. Я могу взяться за большую работу и даже усложнить ее — вышивать не просто крестиком, а добавить еще и бисер. Главное — чтобы было желание творить, — уверена женщина.

Самые дорогие работы в коллекции Евгении — картины, вышитые бабушкой. Мастерица бережно хранит их под стеклом и ни при каких обстоятельствах не продаст.

Работы Евгении сейчас представлены на выставке в Амурском областном доме народного творчества. Одна из картин — вышивка крестиком по фотографии.

Фото: Алексей Сухушин

— За основу взята моя фотография, когда я занималась хореографией, — в наряде для танца. Набор мне подарила моя сестра, я его доработала. Там есть элементы люрексовой нити и бисера, — рассказывает мастерица.

На вышивку простой картины у Евгении уходит около двух недель, более сложные работы могут занять до девяти месяцев кропотливого труда и даже до полутора лет.

— Когда беру в работу большую и сложную вышивку и устаю, то могу переключиться на более простую. При этом вышивка — это мое хобби, я могу посвятить ей не более нескольких часов в день, ведь у меня семья и двое детей, — признается мастерица.

В квартире мастерицы на стенах нет ни одной картины

Фото: Алексей Сухушин

Удивительно, что в семье, где выросло три поколения мастериц, сегодня обучать тонкостям вышивки некого. У Евгении — два сына. Но мать всё же научила их вязать пальцами. Младший сын, которому шесть лет, умеет пришивать бусины и пуговицы, и с нетерпением ждет, когда мама даст пришить очередную. 

— Если вы придете ко мне домой, то не увидите моих работ — ни одной картины на стене, ни одного пледа. Мой муж — любитель современного стиля в интерьере, а 16-летний сын говорит, что мне нужна отдельная комната для своих работ, —  отмечает  Евгения. — Были мысли набрать детей и учить их рукоделию. Но интерес проходит быстро, а чтобы вникнуть и полюбить ту же вышивку — нужно терпение, у современных детей это вызовет сложность, им результат нужен сразу.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Девятилетняя модельер из Тынды готовит коллекцию вязаных изделий для творческого состязания в МосквеДевятилетняя модельер из Тынды готовит коллекцию вязаных изделий для творческого состязания в Москве
Министр культуры Приамурья Надежда Доргунова: «У меня собраны куклы почти всех амурских мастериц»Министр культуры Приамурья Надежда Доргунова: «У меня собраны куклы почти всех амурских мастериц»
Амурчанка научила жителей Латинской Америки создавать кукол и превратила увлечение в бизнес
Мастер-классами о народных орнаментах Приамурья заинтересовались мастера Канады, Франции, Индии
Трон в подарок тёще: 200 поделок из дерева смастерил железнодорожник из Завитинска
Крестики без ноликов: 86-летняя амурчанка превратила свою квартиру в галерею вышитых картин
«Мечтаю научиться летать»: в Благовещенске мастер по изготовлению мебели строит настоящий самолет
Ангелы из дерева согревают сердца: зачем жительница Благовещенска создает добрых хранителей
Связанные одной целью: благовещенка открыла свой магазин и интернет-канал по вязанию
Художница из Хэйхэ на берегу Амура выложила из гальки изображение черного дракона (фото)
«Мои цветы приносят радость»: хобби обернулось для амурской семьи неожиданным бизнесом

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Благовещенцев просят не белить стволы деревьевОбщество
Одного выбросили: у пернатых «звезд» реалити-шоу из Березовского заказника осталось лишь три птенцаПроисшествия
Юнармейцы Белогорска за участие в параде на 9 Мая получат новую наградуДень Победы
«Люди очень довольны»: в Завитинске пользуется спросом обновленная баняОбщество
Почему благовещенский автомобилист стал пешеходомПроисшествия
Из-за дождей казачью ярмарку в Грибском перенесут на другой деньОбщество

Читать все новости

Люди

«Работать нравится»: молодой фельдшер показала сельский ФАП губернатору Приамурья«Работать нравится»: молодой фельдшер показала сельский ФАП губернатору Приамурья
Нина Гребешкова: «Я не могла не приехать в Амурскую область»
Поменял автомат на руль: участник СВО из Белогорска открыл собственное дело благодаря господдержке
«Как я выжила в «Крокус Сити Холле»: рассказ экс-амурчанки спустя год после теракта в Подмосковье
В Амурской области ушел из жизни заслуженный дорожник Сергей Лотобаев
Система Orphus