Осталось доделать хвост
Любовь к самолетам у Дмитрия появилась в детстве. Мальчишкой он мечтал стать авиастроителем, но после школы не удалось поступить в авиационный вуз. Теперь же, спустя годы, пытается воплотить детскую мечту.
В 2022‑м мастер по изготовлению мебели начал строить настоящий самолет: сверхлегкий, массой до 115 килограммов, спортивно-пилотажный. Правда, с открытой кабиной и больше похожий на летающий мотоцикл. Аналог создаваемой амурским Кулибиным техники — самолет «Виера».
Фото: Никита Печеник
Все запчасти благовещенец вытачивает вручную. Он уже установил двигатель, осталось доделать механизм управления, подмоторную раму и крылья. Делаются передачи от штурвала к управляющим поверхностям, а это тяги различного рода, качалки, шарниры. Довольно‑таки кропотливая работа.
— Два года назад я искал помощника в строительстве самолета. Не нашел, но после публикации в «Амурской правде» мне поступило несколько звонков. Оказывается, у нас в области много людей, интересующихся самолетами, и тех, кто их строит. И сейчас у нас образовался некий клуб, мы делимся опытом. В Благовещенске, Зее и Белогорске ребята строят планеры, дельтапланы, винтокрылые автожиры (нечто среднее между вертолетом и самолетом). Общаемся с мастерами из других регионов. За год в России выпускают 100–150 самодельных самолетов. Кто‑то свое творчество превращает потом в коммерческий проект. Например, таким стал самолет СП-30, на котором фермеры опрыскивают поля, — рассказывает Дмитрий Лайн.
«Мечтаю научиться летать»
Амурский Кулибин признается, что никогда не был фанатом летного дела, ему нравилось именно проектировать и создавать сложную технику. «Но в 45 лет у меня проснулся интерес к полетам, и я теперь хочу научиться летать», — признается энтузиаст. Он нашел людей, с кем приближается к своей мечте.
Фото: Никита Печеник
— Мы с другом Станиславом Маркевичем по субботам летаем на своих самолетах. Они четырехместные, и мы можем брать на борт еще трех пассажиров, — рассказывает пилот Евгений Гамза. — Прошлым летом Дмитрий попросил прокатить его. Во время первого нашего полета мы разговорились — оказывается, он делает самолет. Я был удивлен: «Как можно делать такую технику, не имея пилотских прав и не летая самому?!» Но Дмитрий заверил, что хорошо знает теорию. И мы стали его теорию проверять на практике.
Обучение на пилота включает наземную подготовку (теорию и занятия на авиатренажере), часы в небе, экзамен и медкомиссию. После чего обучающийся получит удостоверение пилота малой авиации.
В итоге лето и осень самолетостроитель провёл на аэродроме в селе Ивановка. Вместе с Евгением он поднимался в небо. Конструкция самолета Cessna-182 позволяет почувствовать себя вторым пилотом — в нем два «пульта управления». И пока пилот управлял штурвалом, пассажир смотрел на приборы, анализировал действия и видел, куда и какие рычаги тот отклоняет.
Фото: Никита Печеник
— Я показывал Дмитрию разные манёвры, как на разных скоростях делаются крены, как работают триммеры. В его проекте самолета их не было предусмотрено — он думал, это лишнее. Но триммеры нужны: зададите нужный угол рулям управления, и самолет будет идти по нужному курсу. А без них вам придется постоянно держать в руках штурвал, иначе машина пойдет вниз. Вся суть наших совместных полетов в том, что теория — это хорошо, но без практики — плохо.
Ближе к облакам
Фото: Никита Печеник
— Самое интересное, что у меня страх высоты, на балкон десятого этажа я не выйду. А вот летать на самолете не боюсь. Хотя, когда мы летали с Евгением 15‑й час, у меня в мозгу словно что‑то щелкнуло: «Я не смогу так, как он». Но все‑таки в следующую субботу снова приехал на аэродром погонять с ветерком, — признается Дмитрий.
«С ветерком» — скорее эпитет, потому что в закрытом самолете скорость не чувствуется. Но есть моменты, когда пилоту приходится поволноваться.
— К примеру, уже знаю: при заходе на посадку пилот должен выбрать нужную скорость, решить, как лучше подлететь к аэродрому — садиться с большой скоростью или плавно дотягивать. Важно вовремя выпустить закрылки. А попробуй запомни все приборы, которых на панели куча, а их нужно одновременно контролировать. Интересно, что в машине водитель управляет рулем, а пилот в самолете — педалями. И ручки — это крен вверх-вниз, влево-вправо, — сравнивает транспортные средства Дмитрий.
Летали благовещенцы при минус двадцати градусах и на высоте до трехсот метров. Дмитрию нравился сверху вид озер, небольших речушек и дорог. Весной он надеется снова «побыть» вторым пилотом.
«Потому что мы пилоты»
Фото: Никита Печеник
Удостоверение пилота в нашей стране можно получить только в лицензированных авиашколах, ближайшая в Новосибирске. Обучение там очное, стоимость — больше одного миллиона рублей.
— Надеюсь, что Дмитрий всё‑таки отучится и получит свидетельство пилота, — говорит Евгений Гамза.
Пилот Евгений Гамза пришел в авиацию как авиамоделист. В 2013‑м прошел обучение в Хабаровском авиационном учебном центре, а летную подготовку — у амурского пилота-инструктора Ларисы Касьян.
По его мнению, всех пилотов объединяют два качества — предельная концентрация внимания и предельная его расконцентрация. То есть способность одновременно контролировать огромное количество параметров и при этом распределять внимание.
Фото: Никита Печеник
— К самодельным самолетам я хорошо отношусь. Основное отличие между самолетом, что строит Дмитрий, и моим — это размеры. У него он двухместный, маленький, а у меня четырехместный и побольше. Плюс Дмитрий делает нечто спортивное, чтобы летать на рыбалку и садиться на берега рек, песчаные косы, — поясняет опытный пилот.
«На пенсии возьмусь за проект грузового самолета»
Сверхлегкий самолет — это вторая крупная «поделка» Дмитрия. Несколько лет назад он придумал и собрал уникальный автомобиль. В планах на будущее — построить грузовой самолет.
— Всему свое время. На пенсии у человека открывается новое дыхание, сужу по своей маме, Людмиле Семеновне Мерзляковой. Она, выйдя на пенсию, занялась творчеством — стала писать и издавать книги для детей, которые сама же и оформляет. Сейчас они продаются десятками тысяч экземпляров. В прошлом году мама получила литературную премию имени Леонида Завальнюка, а месяц назад в Хабаровской типографии вышла ее книга «Принц Орех».
Я на пенсии планирую строить грузовой самолет, с грузоподъемностью до тонны. Его думаю собрать из готовых запчастей, которые постепенно закупаю. Он проще, чем этот. Для него придется изготовить одну фюзеляжную раму, остальное уже куплено — крылья от Ан-2, хвостовое «оперение» от Як-12, бензобаки Як-18Т, шасси от вертолета Ми-2, два австрийских двигателя «Вальтер Минор» по 160 лошадиных сил. Еще года два-три — и доукомплектую его.
***
Амурский Туполев: зачем благовещенец Дмитрий Лайн строит летающий мотоцикл
Жительница Благовещенска пишет детские книжки об амурской природе: куда уплыла ауха?
Надолго я запомню год Петуха: рассказ учительницы из Волкова
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии