Сам себе машинист: в депо Белогорска туристов знакомят с историей и дают порулить локомотивом
Экономика«Эта водонапорная башня, которая обсуживала паровозы. Постройка 1914 года — из бутового камня. Даже дырочку проделать в нем совсем не просто», — показывает на сооружение, напоминающее средневековую крепость, руководитель музея Наталья Буракова. В Белогорске на территории старейшего локомотивного депо история в прямом смысле оживает. На экскурсии по предприятию можно проследить весь путь железной дороги — от дымящих паровозов к современным электровозам, которые сами могут рассчитать безопасное расстояние и затормозить в случае экстренной ситуации, а также самому стать машинистом. «Амурская правда» побывала в депо, которое третий год активно принимает туристов со всех уголков страны.
Фото: Алексей Сухушин
Эксплуатационное локомотивное депо Белогорск — крупнейшее в России, на нем трудятся более двух тысяч человек. В прошлом году предприятие отметило большой юбилей — 110 лет со дня образования. Однако далеко не все амурчане знают, что здесь хранится вековая история железной дороги. Сейчас депо — одна из самых востребованных точек промышленного туризма, который активно развивается в Амурской области.
Фото: Алексей Сухушин
— Мы входим в акселератор минэкоразвития области по промышленному туризму, уже два года проводим экскурсии, — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации Юрий Артемьев. — Для нас это вопрос престижа и поддержки бренда: мы доказываем, что РЖД — это качество, безопасность и современные технологии. Идет речь об истории, профориентационных вопросах, безопасности движения, также показываем технические фишки. Приоритет отдается школьникам, приходят к нам и студенты Амурского многофункционального центра профессиональных компетенций. Это ребята, которые потом проходят у нас практику, а потом устраиваются на работу.
Чтобы побывать во всех уголках предприятия, понадобится пять часов. Поэтому здесь разработали модули — части экскурсии можно комбинировать по желанию гостей, и тогда каждое посещение депо откроет новые его стороны.
Дети и взрослые могут управлять современными локомотивами
Фото: Алексей Сухушин
6
тысяч посетителей приняли в депо Белогорска за 2022–2023 годы
Современное административное здание, по которому сначала ведут нас экскурсоводы, построено несколько лет назад. За окнами видно, как на станцию прибывает пассажирский поезд.
— Наше плечо обслуживания — 325 километров в сторону Облучья, и на запад до Магдагачей — 370 километров. Это не конечная точка, некоторые поезда доезжают до станции Сковородино, — говорит Юрий Артемьев.
Он сам пришел сюда работать помощником машиниста в 2009 году — вслед за старшим братом.
Фото: Алексей Сухушин
— Мама работала в медицине, поэтому я тоже планировал поступать в медицинский. Но когда начал работать брат, увидели льготы и уровень зарплаты здесь, и вместо биологии я стал изучать физику. У нас действует коллективный договор — это целая книжка дополнительных льгот и гарантий. Сначала я работал помощником машиниста, потом стал машинистом, потом машинистом-инструктором — уже были люди в подчинении, затем исполнял обязанности заместителя начальника депо, потом перешел в профсоюз, — вспоминает Юрий, который и сам легко проведет по предприятию любую экскурсию.
За это время в работе железной дороги произошли немалые изменения. Сейчас нагрузка на нее постоянно растет, и, чтобы увеличить поездопоток, активно внедряются современные технологии.
— Например, сейчас поезда следуют по системе «виртуальная сцепка». Во всех современных локомотивах стоят компьютеры со спутниковой связью: машинисты видят идущий впереди поезд, расстояние до него, при этом грузовой поезд движется сам в системе автоведения — сам замедляется, ускоряется, держит безопасное расстояние. Благодаря этому интервальное время следования уменьшается, а пропускная способность дороги увеличивается, — удивляет ноу-хау Юрий.
«Ермак» нового поколения
Восточному полигону сейчас уделяется особое внимание. Депо Белогорска одним из первых начало получать современные локомотивы «Ермак». Почувствовать себя машинистом может каждый посетитель экскурсии, сев за пульт тренажера-симулятора, который полностью имитирует настоящий локомотив.
50
тысяч туристов — по предварительным подсчетам столько гостей побывало на предприятиях Амурской области в прошлом году
Фото: Алексей Сухушин
Для тех, кто мало знаком с современной железной дорогой, впечатление от «внутренностей» «Ермака» будет большим сюрпризом — локомотив напоминает большой компьютер. Экраны, датчики, а пульт управления больше похож на игровой джойстик. Рядом с креслом машиниста стоит второе — для помощника. Бригада состоит из двух человек, причем пары подбирают с помощью психологов.
Фото: Алексей Сухушин
Перед локомотивом на экране отображается железнодорожный путь — он полностью совпадает с реальной «трассой».
— Сейчас мы движемся в Аргу, — говорит машинист первого класса Евгений Кузнецов, который сдает экзамен на тренажере.
На отдельном экране отображается профиль пути — он похож на график, показывает все подъемы, спуски и изгибы. Каждый из них машинист должен знать как свои пять пальцев. Кстати, во время каждой поездки идет регистрация 40 параметров движения, кассеты потом попадают в отдел расшифровки. Специалисты — в большинстве своем это представители прекрасной половины человечества — должны оценить каждое действие бригады.
«У каждого машиниста есть браслет на руке, на нем установлена телемеханическая система контроля бодрствования и состояния».
За «рулем» локомотива Евгений Кузнецов больше 20 лет, но тесты и экзамены сдает регулярно. Как говорят в депо, если человек приходит в эту профессию, он должен быть готов к постоянному обучению.
Фото: Алексей Сухушин
— Я пришел на «железку» сразу после армии. Самая дальняя точка пути у меня до Магдагачей, это больше 11 часов. Грузовой поезд движется непрерывно. Всегда всё разное в пути: ситуации, помощники и даже погода. Грузы вожу самые разные, первоклассным машинистам часто достаются особые — например, взрывчатые материалы. К ним особые требования, вести нужно более плавно. Вот сейчас мы едем по зейскому мосту, — комментирует Евгений, не отрываясь от экрана, на котором рельсы «выезжают» на мост. Сбоку появляются люди в ярких дорожных жилетках. Машинист подает звуковой сигнал и поясняет — это обязательно делается при встрече с людьми и при проезде по искусственным сооружениям.
Ноу-хау в помощь людям
Помогают обеспечить безопасность как самой бригаде, так и другим участникам движения и современные технологии.
Фото: Алексей Сухушин
— У каждого машиниста есть браслет на руке, на нем установлена Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), которая считывает сопротивление кожи по микроимпульсам тока. При плохом состоянии человека система подает сигнал на прибор в локомотиве, и через 6 секунд будет автоматически применено экстренное торможение, — поясняют специалисты.
192
тонны — масса одного двухсекционного локомотива, трехсекционного — 280 тонн. А с учетом всего состава это более семи тысяч тонн, если поезда сдвоены — более 12 тысяч тонн
Фото: Алексей Сухушин
Еще один пункт экскурсии — это ремонтное депо. Здесь жизнь кипит и днем и ночью.
— Мы обеспечиваем и пассажирское движение. У нас сотни локомотивов, и они должны быть всегда готовы к работе, это большая ответственность, — рассказывают сотрудники.
Посчитать светофоры и остановить поезд
В депо Белогорска можно не только «порулить», но и даже остановить грузовой состав. Для этого в техническом классе установлен действующий макет тормозного оборудования поезда.
Фото: Алексей Сухушин
— Ребятам рассказывают про особенности работы, о том, что поезд тормозит каждой колесной парой. Приводим в нужное положение ручку крана машиниста и смотрим на манометр за давлением, — Юрий Артемьев нажимает на рычаг — тормоза срабатывают, вываливая столб пара. — Все шипит по‑настоящему. Работает система за счет сжатого воздуха. Дети могут сами попробовать остановить состав и почувствовать всю мощь.
«Историю нужно ценить»
Фото: Алексей Сухушин
Наталья Буракова ведет нас в святая святых — местный музей, гордость предприятия. Он появился в 1996 году, и последние пять лет становится лучшим музеем на ЗабЖД. Располагается он в одном из исторических корпусов, построенных также в прошлом веке из бутового камня.
— Рассказываю детям: представьте, как нужно было строить, чтобы это простояло столько лет. У нас здесь есть самая узкая дверь, самый узкий коридор, — говорит экскурсовод по пути в музей.
Наталья Александровна отдала родному депо большую часть жизни. Выйдя на пенсию, так и не смогла расстаться с ним — заведует музеем на общественных началах.
— Пришла на работу в депо в 1978 году, здесь познакомилась с будущем мужем — мы с ним проработали тут всю жизнь. У нас таких семей много, и целые династии есть. Кстати, экскурсии до меня супруг водил, но из‑за проблем со здоровьем больше не может. Сама работала на ремонте, я — техник по замерам. Мне приносили детали, а я обмеряла и выносила «вердикт» — допустимый износ или эту деталь нужно заменить. Ой, про это я могу долго рассказывать, — прерывает сама себя Наталья Александровна, энтузиазму и энергии которой завидует даже молодежь. — Мы передаем свой опыт следующим поколениям. Я любила, люблю и всегда буду любить свое дело. Главное — история предприятия, и нужно ее ценить. Это гордость страны!
Фото: Алексей Сухушин
Посетителей музея встречает большая диорама — точная копия самого депо и всех локомотивов, которые здесь работали. Создавали экспозицию сами работники.
Каких только сокровищ нет в музее: кроме инструментов железнодорожников, топки паровоза, радиостанции и даже настоящий колокол, в который можно подать сигнал, есть и предметы быта прошлых эпох. На стене — галерея героев. Фотокарточки министров и наркомов, дети многих и сейчас работают на железной дороге.
Фото: Алексей Сухушин
— Геннадий Фадеев — первый министр путей сообщения, родом из Шимановска. Он до сих пор к нам приезжает. Почетный железнодорожник Александр Поддавашкин — наш, белогорский, он руководил нашим депо 13 лет, и его дети у нас работают. Поддавашкины — это целая железнодорожная династия, — рассказывают экскурсоводы.
— Мы — шестая держава, которая начала строить железные дороги. За рубежом были другие рельсы: на нашей магистрали Санкт-Петербург — Москва уложили широкоподошвенные в стальном исполнении. Весь мир оценил этот рельс, и весь мир сейчас использует такие, — с гордостью демонстрирует Наталья Александровна разрез настоящего рельса.
Фото: Алексей Сухушин
Она признается, что мечтает передать свое дело молодежи. И у нее уже есть верный помощник — студент Владислав Мордвинцев самостоятельно изучает историю по интернету, собрал домашний музей и уже сам водит экскурсии по депо.
В депо Белогорска сфотографироваться можно как с арт-объектами, так и с настоящими локомотивами.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 24.01.2024
Добавить комментарий
Комментарии