Фото: Оксана ПыгамоваФото: Оксана Пыгамова

— Велотуризм стала постигать поэтапно. Сначала каталась возле дома, затем выезжала за город. Аппетит рос, и я выехала на федеральную трассу. Проехав внутри страны,захотела проехать и за ее пределами. Главное — не форсировать события, прислушиваться к себе. И потихоньку покорять мир.

Путешествие по России было запланировано после выхода на пенсию. Но два года назад произошли трагические события — за неделю похоронила маму и сестру. Находиться в городе стало эмоционально тяжело. Приняла решение уволиться и поехала искать себя. Лечить депрессию. Даже хорошо, что велопоход был одиночным. Мои мысли были заняты только дорогой, а если воспоминания накатывали, то давала себе слабину проплакаться, и ехала дальше.

Фото: Личный архив Оксаны Пыгамовой

В дороге изменились характер, а также отношение к себе и к окружающим. Я стала более сдержанной на эмоции, стала больше созерцать. В путешествии ты — путник-наблюдатель, который выпал из системы. От тебя ничего не зависит, ты только смотришь. Я очень люблю природу и еду к ней, по возможности минуя большие города.

За время путешествия по России — с мая 2023 года — стала доверять интуиции. Возможно, она была развита, но в быту не так явно выражалась. А в экстремальных ситуациях острее чувствуется, что организм тебя о чем-то предупреждает. Главное — разобраться с эмоциями. Например, осенью я была в Абхазии. В какой-то момент внутри меня началась паника. Думала, что это усталость, организм халявит и не хочет ехать. К этому сопротивлению добавился внутренний голос: «Оксана, завтра надо выезжать». Я прислушалась и поменяла билет на поезд на день раньше. 

Фото: Личный архив Оксаны Пыгамовой

В пути нас застала непогода и последствия шторма в Краснодарском крае. Где-то на железной дороге размыло пути, и движение парализовало. Мы стояли вблизи моря в ожидании. Если бы стихия настигла меня в Абхазии, я еще долго оттуда выбиралась бы — потеряла время и увеличила бы траты на ночлег и питание. 

Были и удивительные случаи, которые даже с интуицией не свяжешь. В самом начале путешествия по России, где-то под городом Сковородино, остановилась перекусить. Возле меня притормозил автомобиль, из которого вышли двое мужчин. Сказали, что работают вахтовым методом в Сковородине и, если нужна помощь, готовы ее оказать. Я очень устала, был вечер, моросил дождь, и нужно было ехать дальше, поэтому мужчинам вежливо отказала. Но один из них, представившийся Александром, настоял, чтобы я записала его номер телефона. Даже дал ручку и клочок бумаги. Я, посмотрев на него, спросила: «Кажется, ты знаешь то, чего я не знаю?» — ухмыльнулась, но цифры, которые он несколько раз продиктовал, записала. Они уехали, я — тоже.

Пришло время готовиться к ночлегу. Подъехала к придорожному отелю, но то ли там мест не было, то ли дорого, то ли установить палатку на территории отказали — в общем, я там остановиться не могла. И, вымотанная дорогой, решила все-таки воспользоваться предложением Александра. Вернулась в Сковородино, нашла рабочее общежитие, о котором мне говорили. Но меня не пустили, а до Александра дозвониться не смогла. С еще большей усталостью и эмоционально разбитой выехала на трассу и поехала искать место, чтобы установить палатку. 

Проехала километров пять и уже думала разворачивать лагерь, когда со мной связался Александр и сказал возвращаться. Он был убедительным, что называется, до мурашек. Я вернулась. В общежитии меня уже встретили на высшем уровне: с чаем и печеньками, душем и ночлегом. Утром я продолжила путь и через пять километров в ступоре остановилась. В том месте, где я планировала ставить палатку, на трассе лежал сбитый автомобилем медведь. Это был «мой» медведь! Я должна была в этом районе ночевать. Этот случай перевернул мое сознание.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Когда ехала по федеральной трассе, было много предложений о помощи. Практически всегда отказывалась. Но был случай в Забайкалье, когда я, завидев женщину, сама себе сказала: «Оксана, сегодня у нее переночуешь». Так и получилось. Она обратила на меня внимание, расспросила обо мне, узнала про велосипед и предложила зайти выпить чая. А я ей ответила: «Так хочу чаю, что переночевать негде». Она была не против. 

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

16 сентября доехала до Москвы, где на Красной площади меня встретили друзья и сын. Я сразу приняла решение, что путешествие продолжится. Чуть позже определила направление — ближе к Средней Азии: Казахстан — Киргизия — Таджикистан. Потом — Индия. Но нужно было перезимовать. Поэтому с сентября и до середины февраля я прокатилась на велосипеде и без него по Сочи, Геленджику, заехала в Абхазию. Новый год встретила в Тюмени у родных. Слетала к одному сыну в Черногорию, к другому — в Питер. Некоторое время жила в Москве.

Фото: Личный архив Оксаны Пыгамовой

В конце февраля вернулась в Краснодарский край, чтобы забрать велосипед, который оставляла для техосмотра. Купила билет на поезд до Астрахани и поехала до границы с Казахстаном. Но оказалось, что 29 февраля там еще холодно. Ночами до -7 градусов. Казалось бы, что и эти морозы можно пережить, но не в степи, где закрепить палатку сложно, плюс бесконечный ветер. Западная часть страны не обжита, а потому есть сложности с пополнением запасов еды и воды.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Я выдержала три дня. На четвертый пошел снег, и бороться с непогодой не было сил. По трассе то шла, то ехала. Водители нескольких фур останавливались с предложением довезти. Но у меня табу — никакого автостопа. А потом сдалась — согласилась сесть, так как продолжать путь самостоятельно было небезопасно. И это было спасение, так как дальше началось такое бездорожье, что автомобили еле передвигались.

Меня довезли до города Атырау. По прогнозу морозы еще держались долго, а оставаться в хостеле мне оказалось дорого. Нужно было оперативно принимать решение, куда двигаться дальше. Спасибо моим друзьям из чата, которые подсказали ловить фуру и ехать на границу с Узбекистаном, где было теплее.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Поймать фуру было непросто — все ехали груженые, и разместить велосипед было негде. Один водитель согласился прицепить велосипед к своему автовозу, не снимая с него сумок, а меня посадил в кабину. Так и доехали. По пути еще заскочили к его теще, где меня угостили верблюжьим мясом.

И мнение об автостопе у меня изменилось: я стала общаться с людьми, чего мне очень не хватало. Они знакомили меня с историей и культурой страны, с ними можно было просто поболтать. Теперь я решила, что в экстремальных ситуациях отказываться от помощи водителей автомобилей не буду.

Фото: Личный архив Оксаны Пыгамовой

Следующая встреча с водителем случилась в Каракалпакии. На дороге стояла фура, и я заглянула в кабину, чтобы спросить воды. Гостеприимный водитель усадил внутрь, предложил супчика и дальше продолжить путь вместе. Но мне так хотелось ехать самой — чувствовать дорогу, проезжать мимо песков и верблюдов. В общем, договорились, что до границы с Узбекистаном доеду сама, а дальше — вместе. Тем более что он продолжительное время был в пути, ему нужен был отдых.

Расставание длилось недолго. Минут через 40 он меня догнал на фуре и кивнул садиться в кабину. «А велосипед?» — спрашиваю я. И велосипед. И вместе с сумками загрузил на свое спальное место. С таким комфортом мой велосипед еще не ездил! А потом говорит: «Отпустил тебя, а у самого кусок в горло не лезет! Переживаю, как это женщина на дороге одна. Мерзнет». Представить только: ради меня человек лишил себя отдыха. А ведь дальше дорога была такой ужасной, что мы на низкой скорости ехали двое суток.    

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Узбекистан я проехала с запада на восток. Попала в дни празднования Рамадана. Из-за этого питание было несколько другим, чем я ожидала. А еще мечтала об изобилии фруктов, но не сезон.

Не смогла я адаптироваться к тому, что это мужская страна, здесь статус женщины иной. От этого испытывала дискомфорт.

В целом, в Средней Азии гостей любят. Здесь говорят: «Пустить в дом путника — впустить счастье». В России не так. В России нет восприятия путников как паломников, несущих пласт информации.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Чтобы делиться увиденным, я веду социальные сети, развиваю ютуб-канал. Перед большим путешествием по России дети мне подарили телефон с хорошей камерой и приложением по монтажу видеороликов. Осваивала все в дороге. Какой бы сильной усталости не было, раз в три дня вечером лежу в палатке и монтирую ролики. Это нужно еще и для того, чтобы память телефона почистить. Это отнимает время, силы, но при этом отвлекает. Мои ролики «не высшего пилотажа», но люди смотрят. Число подписчиков на YouTube за год выросло со 130 до 1 040.

Кроме того, я даю понять, что в моем возрасте на себе нельзя ставить крест. Жизнь только начинается. У большинства менталитет такой, что в 50 чувствуют себя пенсионерами: тяжелы на подъем, боятся покинуть зону комфорта. Я не говорю, что нужно Россию на велосипеде пересечь, но есть спортзалы, клубы по интересам. Живите для себя. Не нужно зацикливаться на трагедиях. Надеюсь, что подаю кому-то пример.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Обстоятельства сложились так, что после Узбекистана мне нужно было вернуться в Благовещенск. На поезде доехала до Казахстана, оттуда — в Россию. До дома в целом я добралась за неделю на восьми поездах.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Дома, по ходу решения личных вопросов, оформляю визу в Китай. Но туда поеду через Монголию. Поеду не одна, а с велопутешественниками из Анапы. Братья Максим и Виталий сейчас едут по России. В середине июня мы встретимся на российско-монгольской границе.

Одиночным путешествием я, наверное, насытилась. И период, когда нужно было быть наедине с дорогой, прошел. С опытом поняла, что за границу лучше ехать в компании: проще решать проблемы, в том числе технического характера. Кроме того, это экономически выгоднее и психологически комфортно.

Фото: Архив Оксаны Пыгамовой

Как говорят, у самурая нет цели, у самурая есть путь. Так же и я понимаю, что у меня только путь, а движет по нему любопытство. Интересно то, что за поворотом.

Сколько стран посещу – все зависит от здоровья, финансов и обстоятельств. Много – хорошо. Нет — зато хорошо провела время.

***

Москва, встречай: благовещенка завершила одиночное велопутешествие по России

Возрастная категория материалов: 18+