Предательство без срока давности: в Приамурье УФСБ рассекретило уголовные дела пособников нацистов
ОбществоКоллаборационизм — это слово появилось во Франции и активно использовалось в годы Второй мировой войны. Оно означает добровольное сотрудничество с врагом против родной страны во время войны или военных действий. В СССР коллаборационистов называли проще — предатели. Их преступления не имеют срока давности. Об этом необходимо помнить особенно сегодня, когда в некоторых западных государствах и странах бывшего Советского Союза поднимает голову неофашизм. Именно об этом шла речь на круглом столе в БГПУ. Он прошел в рамках всероссийского проекта «Без срока давности», запущенного Генпрокуратурой, ФСБ и МВД России.
Фото: Алексей Сухушин
Острая и важная тема
На дискуссию собрались преподаватели, студенты, аспиранты Благовещенского педуниверситета, эксперты, хабаровчане — представители педагогического института Тихоокеанского госуниверситета. Кандидат исторических наук, доцент Высшей школы педагогики и истории педагогического института ТОГУ, руководитель Центра изучения Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории Станислав Сливко подробно осветил тему коллаборационизма русской эмиграции в Европе в 1941–1945 годах. А студенты историко-филологического факультета БГПУ Алиса Контемирова и Алена Кочетова представили совместную работу о судебном процессе в Краснодаре в 1943 году. Тогда это был первый широко освещаемый публичный суд над пособниками нацистских оккупантов.
В августе 1951 года военный трибунал войск МГБ Амурской области приговорил уроженцев Латвии к заключению в исправительно-трудовых лагерях на сроки от 10 до 25 лет.
Особое внимание собравшихся привлекла выставка «Следствием по делу установлено». На ней были представлены архивные материалы уголовных дел, рассекреченных УФСБ России по Амурской области. Одно касалось уроженца Благовещенска по фамилии Король, второе — в отношении разреабилитированных граждан Прибалтики, находившихся на спецпоселении в Куйбышевском районе (ныне Белогорский округ). Допросы, анкеты, приговоры, фотографии: старые документы буквально дышали историей.
Расследование отдела контрразведки Смерша
Фото: Алексей Сухушин
Король родился в 1911 году в Благовещенске в семье служащего, потом переехал в Томск, где окончил институт, получив профессию инженера-механика, женился. С началом войны был призван в Красную армию, но в ноябре 1941 года в районе Брянска был взят в плен. Находясь в лагере для военнопленных под Бобруйском, в мае 1942 года Король, изменив Родине, поступил на службу в немецкий карательный отряд — батальон «Березняки».
В составе этого подразделения бывший лейтенант Красной армии принимал участие в боях против советских партизан. Будучи помощником командира батареи, не раз отдавал приказания и открывал огонь по деревням, в которых находились мирные жители и партизаны.
9
уроженцев Латвии были отправлены на спецпоселение в Амурскую область. Некоторые из них, проживая на временно оккупированной немцами территории Латвийской ССР, изменили Родине и служили в немецко-фашистской армии
В январе 1943 года Короля назначили на должность начальника отдела пропаганды 1-го Восточного запасного полка РОА (Русская освободительная армия, «власовцы» — одно из крупных добровольческих воинских формирований, созданных в Германии). Выступал с докладом на собрании жителей Бобруйска, проводил агитацию среди крестьян против советской власти. Осенью 1943 года его направили в отдел пропаганды военного учебного заведения во Францию, где он и прослужил руководителем лекционной группы до февраля 1944 года.
При отступлении немецких фашистов из Франции Король оказался в Добердорфе, в офицерской резервной роте. С сентября 1944 по апрель 1945 года возглавлял отдел пропаганды при 1-м запасном полку РОА, открыто проводя антисоветскую пропаганду. В Восточной Пруссии диктором ездил с агитмашиной по передовой и через громкоговоритель читал манифест бывшего генерала Власова, призывая красноармейцев переходить на сторону немецко-фашистских сил.
Арестовали предателя 17 сентября 1945 года в Томске, при аресте обнаружили 101 немецкую марку. Расследование по его делу проводил отдел контрразведки Смерша. В ходе допроса задержанный признал себя виновным по большинству эпизодов, в том числе и в том, что в мае 1942 года принял присягу на верность службе Гитлеру и его правительству.
Приговор в отношении Короля был утвержден в ноябре 1945 года военным трибуналом 1-гвардейской танковой, Донской дивизии в закрытом заседании. Трибунал приговорил уроженца Благовещенца к 10 годам исправительно-трудового лагеря с последующим поражением в правах на 3 года.
Хотели бежать за границу
Фото: Алексей Сухушин
Что касается дел разреабилитированных граждан Прибалтики, то расследование в отношении них в 1951 году проводило УМГБ по Амурской области. Это были 9 уроженцев Латвии 1907–1921 годов рождения, отправленные на спецпоселение в Амурскую область. Некоторые из них, проживая на временно оккупированной немцами территории Латвийской ССР, изменили Родине и служили в немецко-фашистской армии. А после освобождения Латвии Красной армией перешли на нелегальное положение, вступив в латышские националистические формирования.
Так, один из подсудимых в феврале 1943 года поступил на службу к оккупантам и был зачислен в 19-ю дивизию СС, называемую «латышской». Окончив специальные командирские курсы, в звании капрала убыл на Волховский фронт, под Ленинград, и в должности командира отделения участвовал в боях против советских войск. В августе 1943 года был ранен, после излечения вступил в латышский легион немецкой армии и воевал там до момента капитуляции фашистской Германии. В 1945 году попал в плен.
Другие подсудимые в 1943 году также поступили на службу в немецкую армию, приняли присягу на верность Гитлеру и воевали против советских солдат. Часть из них взяли в плен в Латвии, те, кто успел убежать в Германию, в 1945 году тоже были пленены. Некоторые после освобождения Латвийской ССР, боясь ответственности за измену, перешли на нелегальное положение и вошли в состав националистических банд.
Кроме того, двое из обвиняемых с 1929 года были членами военно-фашистской организации, которая возобновила свою деятельность после оккупации Латвийской ССР. По заданию немецкой полиции, они вели карательные операции против советских граждан и партизан.
Проект «Без срока давности» нацелен на сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
У каждого из этих латышей за спиной были подобные истории. В 1949 году за участие в нацформированиях они были высланы на спецпоселение в Амурскую область. Однако и здесь не прекратили свою подрывную деятельность. Работая в совхозе «Возжаевский», подсудимые установили между собой связь и проводили среди местных жителей антисоветскую агитацию. Собираясь вместе, спецпоселенцы восхваляли порядки и могущество империалистических государств, вели пропаганду войны, пели песни антисоветского содержания. И даже планировали побег, высчитывая расстояние от совхоза до границы.
В августе 1951 года военный трибунал войск МГБ Амурской области приговорил уроженцев Латвии к заключению в исправительно-трудовых лагерях на сроки от 10 до 25 лет. Однако в 1955 году этот приговор был пересмотрен трибуналом Дальневосточного военного округа, который уменьшил сроки с 25 до 10 лет. Но самое поразительное, что в 1956 году все осужденные были освобождены и вернулись на родину.
Историческая память
Фото: Алексей Сухушин
Дмитрий Кузнецов, кандидат исторических наук, доцент, заведующий научно-образовательной лабораторией по изучению событий Второй мировой войны при кафедре всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ:
— Обнародование таких материалов и других уголовных дел имеет важное значение с точки зрения исторической памяти. Несмотря на то что прошло почти 80 лет, всё это остается актуальным до сих пор.
Фото: Алексей Сухушин
Ярослав Ширяев, начальник архивного отдела УФСБ России по Амурской области:
— Работы по розыску пособников фашистской Германии велись до 70-х годов прошлого столетия. Была такая разыскная книга, и к 70-м годам практически все включенные в нее лица были установлены. На современном этапе, учитывая активное противостояние Запада, думаю, будет формироваться новая книга, поскольку русские националисты примкнули к украинским. Но все они будут найдены и справедливо наказаны.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 14.05.2024
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии