Младшая дочь Петра Симайкина Любовь родилась накануне Великой Победы — в апреле 194-гоМладшая дочь Петра Симайкина Любовь родилась накануне Великой Победы — в апреле 194-го

Язык на спор и шрамы во всю спину

Заметка о Петре Васильевиче появилась в «Амурской правде» в начале 1945 года. Однако, как выяснилось спустя 80 лет, тогда в фамилии была допущена ошибка – она была написана через «е». Поэтому мы внесли правку.

«Наш земляк — Петр Васильевич Симайкин, до войны работавший начальником охраны в Золотпродснабе на пристани Бурея, около трех лет сражался на фронте. Будучи пулеметчиком в разведке, он уничтожил свыше 400 гитлеровцев и привел 10 языков. За проявленное мужество и отвагу он награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, двумя медалями «За отвагу» и медалью «За оборону Сталинграда».  

Заметка о Петре Васильевиче появилась в «Амурской правде» в начале 1945 года. Фото: Архив АП

Именно эту заметку в юбилейной рубрике «Амурской правды» к 80-летию Победы прочла внучка Петра Васильевича – и сразу написала в редакцию.

Она рассказала, что ее дед — родом из Саратовской области, но всю жизнь прожил в Приамурье. На фронт он призывался из Бурейского района. К тому моменту он был женат – супругу взял с четырьмя детьми, до войны родили еще двух – дочь и сына. Большая семья росла дружно, все всю жизнь считали друг друга родными – и всех поднимал дед. Петр Васильевич еще до войны хорошо ездил на лошади и даже владел джигитовкой – мог показывать трюки с саблей во время скачки.

Как говорят внуки Петра Васильевича, когда он призывался в армию, служил у Семена Буденного — и там научился этому.

Из найденных в официальных источниках фактов, которыми поделилась внучка, известно, что Петр Симайкин участвовал в битве за Сталинград – за это награжден двумя медалями. Как оКогда Петра Васильевича призывали на фронт, он был уже женат — супругу взял с четырьмя детьми, до войны они родили еще дочь и сына. В апреле 1945-го в семье Симайкиных появилась на свет младшая дочь по имени Любовь.б этом писала 2 февраля 1983 года «Амурская правда» (по роковому совпадению — это дата смерти ветерана):

Когда Петра Васильевича призывали на фронт, он был уже женат — супругу взял с четырьмя детьми, до войны они родили еще дочь и сына. В апреле 1945-го в семье Симайкиных появилась на свет младшая дочь по имени Любовь.

«Много амурцев, в частности, было в составе 68-й (бывшей 96-й) гвардейской стрелковой дивизии. В августе ей было поручено выбить врага из города Серафимович и захватить плацдарм на правом берегу Дона. (…) В те августовские дни город был взят, и плацдарм захвачен. Отсюда 19 ноября дивизия вместе с другими частями 21-й армии пошла в наступление. В составе этой дивизии храбро сражались Иван Пономарев из Шимановского района, уничтоживший 87 фашистов, разведчик Петр Симайкин из Буреи, взявший десять языков и многие другие амурцы».

Петр Васильевич участвовал в битве на Курской дуге, был командиром разведроты и вывел свой полк из окружения. Воевал в Белоруссии, дошел до Восточной Пруссии. Освобождал Сумскую и Харьковскую области. Под Кёнисбергом (сейчас это Калининград) получил ранение – пулеметная очередь прошила спину.

Олеся Пожетнова с супругом, детьми и внуками. Личный архив

— Я эти шрамы помню – по диагонали справа налево спину пули прошили. Чудом не задело позвоночник, — вспоминает внучка Олеся Пожетнова. — Вообще дедушка мало говорил о войне, бывало только если чего-то горячительного выпьет, начинает. Вспоминал болота в Белоруссии, в которых они долго сидели – бывало и без еды. А это была нейтральная полоса – наши сидели напротив фашистов. Рассказывал, как однажды отправился «в туалет» в лес, а вернулся назад с языком. Мужики между собой даже спорили, кто приведет. Вот дед десять языков добыл за войну и 465 фрицев уничтожил!

Петр Васильевич вспоминал, как однажды неожиданно взял языка. Пошел в разведку, подчиненных оставил позади себя. И не заметил немцев. А на животе — автомат. Понял, что начнет поворачиваться — его сразу убьют. Каким-то чудом сумел расстрелять трех немцев, а четвертый встал на колени и твердил: «Три киндера, три киндера». То есть три ребенка… Русский воин пожалел его и отвел к своим.

— Мой брат Володя всегда думал, что памятник, который стоит в Берлине возле Бранденбургских ворот, — советский солдат держит девочку на руках — сделан с нашего деда. Потому что он тоже спас маленькую девочку, только советскую. Это было, наверное, под Курском. После боевых действий всё горело вокруг, и вдруг в дыму солдаты услышали тихий плач ребенка. Стали искать, и дед первый увидел маленькую девочку. Подхватил на руки и отнес к себе в роту. Потом малышку передали местным жителям, — говорит Олеся.

«Каким-то чудом дед смог расстрелять трех немцев, а четвертый встал на колени и твердил: «Три киндера, три киндера». То есть три ребенка… Русский воин пожалел его».

Петр Васильевич вернулся домой в 1944 году, а в апреле 1945-го, накануне Великой Победы, в Новобурейском появилась на свет его младшая дочь и мама Олеси по имени Любовь. Когда ей было семь лет, семья переехала в Благовещенск. Еще один интересный факт из биографии – Петр Васильевич успел поработать швейцаром в открывшейся в 1969 году гостинице «Юбилейная»: ему даже выдали специальную униформу, вспоминает внучка. Сама Олеся родилась во Владивостоке, куда переехали ее родители. С дедушкой она виделась, когда приезжала в гости. Но сейчас внучка живет в амурской столице.

Как «ушло» от разведчика звание Героя

Еще один факт биографии, о котором внучка фронтовика узнала почти случайно, — оказывается, дедушка лишился звания Героя Советского Союза. Рассказал об этом сын Петра Васильевича и ее дядя Иван.

— В 1945 году дядя Ваня проходил службу на Сахалине. Однажды он зашел в казарму, а там висит плакат, где написано, что в нашей части служит сын Героя Советского Союза. Когда стали спрашивать, оказалось, дед не получил звание. Вроде бы, из-за ошибки в фамилии. Дедушка говорил нараспев – он же саратовский. И вот его фамилия всегда по-разному звучала – без «й» и даже с двумя «й» писали. У нас даже у родни в документах написание отличается. Но вообще в семье говорили, что у деда был конфликт с военным комиссаром: он пошел за званием подшофе и поссорился с комиссаром, и тот сказал: «Не будет тебе звания!» Достоверно мы не знаем. Потом знакомые говорили, что было много бойцов, которые по ошибке Героя не получили. Я дяде своему верю – ведь в те времена из Благовещенска из Сахалина дошла такая информация! Наверное, нужно искать, запросы делать, а как – я не знаю, — признается Олеся Викторовна.

Парад на 9 мая, предположительно фото сделано около Дома офицеров на улице Ленина (ныне АОДНТ). Фото: Личный архив семьи

Сын Петра Васильевича долго был обижен на отца за этот факт. Мама Олеси тоже сожалела, что не узнала об этом раньше, ведь могла расспросить отца и найти «концы» этой истории.

Пескарики и «коклетки» от дедушки

Петра Васильевича часто приглашали выступать в школы Благовещенска. Иногда случалось так, что приходил в класс к собственному внуку — так его воспоминания доходили и до семьи.

— Дедушка был очень добрый. Всегда помогал, нянчился с внуками от всех своих семерых детей. Помогал им достать дефицитный товар: ковер или мебель, в те времена же было сложно что-то купить. Приезжал и во Владивосток к нам, я была ребенком и хорошо это помню, — говорит внучка. — Звонил маме на работу: «Любка, а Любка!» Говор у него был интересный. Хорошо помню: «Я не знал, что на ужин приготовить. Сделал вермишельку с коклетками»… Сначала они жили в деревяшке в районе Зейской — Первомайской, дед любил ходить рыбачить на Зею и приносил пескариков. Очень любил жареную рыбку.

В фамилии Петра Симайкина нередко делали ошибки — возможно, это стало причиной того, что он не стал Героем Советского Союза. Даже в публикациях «Амурской правды» его фамилию напечатали с ошибкой.

Фронтовика похоронили в Благовещенске в 1983 году. Сейчас у него уже 16 внуков, 22 правнука и пять праправнуков – и память о героическом разведчике они бережно передают через поколения.

Второй дедушка скрывал военные подвиги

В архивных данных Олеся Пожетнова нашла сведения об еще одном своем дедушке-фронтовике по папиной линии. Илья Никифорович Титоренко всю жизнь работал шофером. И за его плечами – большой фронтовой путь от рядового до старшего сержанта 29-й зенитно-артиллерийской Первомайской дивизии, он награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды и орденом Славы второй степени.

— Дед после войны работал шофером в селе Касаткино Архаринского округа. Мы даже не знали, что он воевал! Я часто приезжала туда на лето, на покос и на рыбалку с ним ездила. И не знала, что дед дошел до Польши и форсировал Днепр. Он умер, мне уже было 24 года — можно было собрать воспоминания! Очень сожалею, что не узнала об этом раньше, — делится Олеся Викторовна.

Возрастная категория материалов: 18+