• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Мост вместо моря

Экспорт практически всегда является важной составляющей экономики у пограничных регионов, и Приамурье — не исключение. Важную роль для области сыграло сближение России с Китаем, наш субъект сегодня не без оснований претендует на звание центра российско-китайских отношений. Добавляет актуальности и федеральная политика «поворота на Восток».

За последние пять лет объемы экспорта из Приамурья выросли почти в пять раз. Развитие международной торговли подстегнула логистика — важно понимать, что это в том числе и экспортная услуга. Свое влияние оказал международный автомобильный мост через Амур: несмотря на то что пункт пропуска «Каникурган» работает пока по временной схеме, объемы перевозок постоянно растут. И этот логистический коридор область продолжает расширять: сейчас идет проектирование сухого порта в Березовке. Второй международный мост Джалинда — Мохэ тоже проектируется, он тоже даст дополнительные объемы международных перевозок через Приамурье.

За потоки экспорта и импорта (а это — налоги в бюджет, новые рабочие места и развитие региона в целом) Приамурье конкурирует с Хабаровским, Приморским краями, Еврейской автономией.

— Да, у нас нет выхода к морю: здесь сильные позиции у Приморья. Но у нас есть мост, строится канатная дорога, в перспективе должен появиться сухой порт. Экспорт невозможен без удобной логистики, и власти региона активно работают в этом направлении, — отмечает Максим Сиротин.

Большая пашня

Фото: Алексей Сухушин

Если Приморский край, Сахалин, Камчатка могут предложить иностранному потребителю рыбу, морепродукты, то у Амурской области есть свое «море» — это поля. На наш регион приходится 53 процента всей дальневосточной пашни. При таком раскладе тот факт, что именно соя — самый известный амурский экспортный товар, закономерность.

— У Приамурья действительно очень серьезные позиции в экспорте продукции агропромышленного комплекса. И речь не только о «сырой» сое. В регионе работают несколько заводов по глубокой переработке этой культуры. Чем глубже переработка — тем выше добавочная стоимость продукта. Сколько нужно потратить средств на доставку в другую страну самих бобов сои и сколько — на доставку готового масла, шрота, лецитина, клетчатки? Переработанная продукция меньше по объему, значит, логистика обойдется дешевле, а вот стоимость такого товара — выше. К тому же переработка дает рабочие места, налоги Приамурью, — говорит руководитель регионального Центра поддержки экспорта (ЦПЭ). — Поэтому последние несколько лет идет упор на экспорт именно продуктов переработки и расширение перерабатывающих мощностей.

Большую роль играет и тот факт, что Китай — наш ближайший сосед — сою и продукты ее переработки употребляет в очень больших количествах. И закупает КНР и бобовые, и соевый изолят, и лецитин, и клетчатку не только в Приамурье, но и в других странах, конечно. Здесь у нас есть свое преимущество. Регион не занимается производством генно-модифицированной сои, как это делают некоторые крупные экспортеры из других стран. Наша соя — экологичная и натуральная. Тренд на экологичность — еще одно преимущество, на которое делает ставку амурский экспорт.

Печенье, йогурты, сырки и пастила

Фото: КФ «Зея»

Однако иностранным покупателям интересна не только соя, но и другие продукты. Международный рынок сейчас активно изучают амурские производители молочных, кондитерских и колбасных изделий.

3-е

место заняла в прошлом году Амурская область по объему турпотока из Китая

— В Китае, например, пользуется популярностью хабаровское, новосибирское мороженое. Есть интерес к российским йогуртам. Конечно, необходимо учитывать культурные особенности страны. Например, жители Китая старшего поколения практически никогда не будут есть творог. А вот 20–25-летние китайцы уже готовы его пробовать. Например, у нас недавно были представители из КНР — они высоко оценили в том числе глазированные сырки одного из амурских производителей, — рассказывает Максим Сиротин. — Также китайских дистрибьюторов интересуют наши йогурты, колбасные и кондитерские изделия, мед.

Кроме того, в числе продуктов, которые вызывают интерес у азиатских потребителей, — квас. Не отстают в популярности и кондитерские изделия, самые востребованные из них — пастила и печенье, причем не слишком сладкие.

Рекордсмен среди амурских экспортеров

КНР, Польша, Румыния, Германия, Латвия, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Чешская Республика, Япония — во все эти страны отправляет свою продукцию компания «Аметис». Предприятие — лидер по количеству стран-контрагентов в Приамурье. Производит «Аметис» дигидрокверцетин и арабиногалактан из лиственницы даурской и березы. Это антиоксиданты и антиокислители. Вещества используют в фармакологии, пищевой, косметической промышленности, а также в животноводстве и сельском хозяйстве. В фармакологии субстанции амурского экспортера применяют в сердечно-сосудистых препаратах, в пищевой промышленности — для увеличения сроков хранения жиросодержащих продуктов и придания им парафармацевтических свойств, в сельском хозяйстве — в качестве добавки к пище сельскохозяйственных животных и птицы, а также в качестве добавки в стимуляторы роста растений.

Порядка 25 % экспортных товаров из Приамурья отправляется в страны СНГ

В скором времени в числе экспортируемой появится продукция газохимической отрасли, которая сейчас активно развивается в Амурской области. Этой продукцией азиатские партнеры очень интересуются уже сейчас. В прошлом году регион организовал бизнес-миссию в Турцию и впервые — в Узбекистан. А еще Центр создал экспозицию амурских производителей на 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. В марте этого года была бизнес-миссия в Монголию. В планах — бизнес-миссии в Индию, Вьетнам. Центр поддержки экспорта Приамурья активно помогает экспортерам: организовывает бизнес-миссии, помогает найти потенциальных партнеров, создать или модернизировать сайт, составить коммерческое предложение. Бизнес может рассчитывать и на помощь в продвижении и сертификации продукции.

Приамурье территориально располагается близко к быстрорастущему рынку стран АТР, что также вписывается в повестку стратегического разворота России на Восток. Центр поддержки экспорта на условиях софинансирования оказывает и дополнительные услуги. Например, создание или модернизация сайта экспортера.

Не только амурские производители

Другой вопрос — насколько интересен этот рынок амурским производителям? Для начала компании стремятся закрыть внутренний спрос — и это правильно, с учетом стратегии продовольственной безопасности. Только после этого имеет смысл выходить на международный рынок.

— Конечно, нашим производителям интересен экспорт. В первую очередь — самым крупным в области переработчикам сои, производителям молочных продуктов, колбасных и кондитерских изделий, — отмечает Максим Сиротин. — Но не стоит также забывать и о том, что экспортер может продвигать на рынок того же Китая не только амурскую продукцию, но и производителей из других регионов.

В Приамурье сегодня порядка 100 компаний-экспортеров. Пограничное положение области дает возможность развиваться не только производителям, но и дистрибьюторам продукции, изготовленной в других регионах России, что также идет в «плюс» экономике Приамурья в целом. Дистрибьютором быть легче, так как не надо проходить «экспортную аккредитацию», а достаточно найти покупателя и выстроить логистику. Так амурские предприниматели экспортируют соки, в том числе — детские, муку, «кондитерку», молочную продукцию. Особым спросом пользуется сухое молоко.

— Крупные российские заводы-производители сами занимаются экспортом, а средним и малым предприятиям нередко удобнее отдать экспортное продвижение на аутсорс, — отмечает руководитель Центра.

В поисках иностранных покупателей

Как регион помогает продвигать амурскую продукцию на зарубежных рынках

Фото: economy.amurobl.ru

Два важных пункта при экспортировании продуктовых товаров — это цена и сроки хранения. К сожалению, не всегда мы можем конкурировать по цене с конкурентами из Китая. Но этого и не нужно, говорит Максим Сиротин. В нашем случае нужно строить маркетинг с акцентом на натуральность и экологичность продукции и работать в соответствующем сегменте для покупателя «с доходом».

Премиальный сегмент

Однако использование натуральных ингредиентов вызывает одну сложность — сравнительно небольшие сроки годности продукции, говорит эксперт. Например, в Китае средний срок годности от полугода. У нашей продукции — как правило, меньше.

И это тоже задача экспортеров: донести до продавцов и покупателей в других странах (прежде всего — в КНР) мысль о том, что для качественного экологичного продукта из натуральных ингредиентов нормально иметь короткий срок годности, и реализацию нужно подстраивать под эти условия. Тем более в области имеется и планируется соответствующая логистическая инфраструктура, которая сократит сроки доставки товаров в близлежащие провинции соседа.

— В целом же экспортный потенциал можно и нужно наращивать. Он огромный: только в провинции Хэйлунцзян, что по другую сторону Амура, живет почти вчетверо больше людей, чем на всем Дальнем Востоке. При этом нам не обязательно выходить сразу на юг Китая: огромный рынок сбыта совсем рядом — можно начинать с соседних провинций, — отмечает руководитель Центра.

Перспективная Монголия

За решениями, на каких зарубежных рынках стоит продвигать амурскую продукцию, стоит системная работа региональных специалистов. И здесь также большую роль играет Центр поддержки экспорта Амурской области.

Фото: Алексей Сухушин

— Год назад, когда я пришел на эту должность, я начал изучать статистику экспорта, — вспоминает Максим Сиротин. — И обратил внимание на Узбекистан — в стране порядка 36 миллионов населения, большой и при этом растущий спрос. И в ноябре 2023 года мы организовали бизнес-миссию в эту страну. Еще одно перспективное направление — Монголия. Центр поддержки экспорта не работал с экспортерами на данном направлении, а экспортная статистика в страну отличается небольшими цифрами. А ведь географически эта страна находится между Китаем и Россией, то есть логистические перспективы для экспорта отличные.

Кроме того, в Монголии развито животноводство: в стране больше 5 миллионов голов скота. А значит, востребована и продукция АПК — животным нужны комбикорма, в том числе — овес, шрот и так далее. А амурским аграриям для высокой урожайности сои необходимо соблюдать севооборот — то есть засеивать соевые поля другими культурами в определенные периоды. И Монголия — рынок сбыта для таких культур. Как итог — в марте этого года четыре амурских предпринимателя приняли участие в бизнес-миссии, организованной ЦПЭ.

Впрочем, другие страны Юго-Восточной Азии также заинтересованы в продуктах амурского АПК. Сейчас область наращивает производство кукурузы, овса и ячменя на экспорт, перспективными направлениями является выращивание рапса и льна.

Бизнес-миссии как метод продвижения

Центр поддержки экспорта не только ищет перспективные направления, но и организует в такие страны бизнес-миссии.

— Бизнес-миссия — это коллективная поездка наших предпринимателей в иностранную страну для налаживания контактов, — комментирует Максим Сиротин. — Сначала мы связываемся с российским торговым представителем в этой стране, проводим встречу в формате видеоконференции и уточняем, какие направления экспорта для нашего региона актуальны.

«Экспортный потенциал у Приамурья огромный. Только в провинции Хэйлунцзян, что по другую сторону Амура, живет почти вчетверо больше людей, чем на всем Дальнем Востоке», — говорит Максим Сиротин.

Представители делятся базой контактов. Затем Центр поддержки экспорта готовит коммерческие предложения от амурских производителей с переводом на язык страны-импортера, чтобы потенциальные контрагенты могли изучить ассортимент и понимать примерные цены продукции. А еще готовит план встреч. Также ЦПЭ закрепляет за каждым участником автомобиль (в том числе для трансфера из аэропорта до гостиницы и мест встреч с контрагентами) и переводчика и оплачивает эти расходы. Если нужна общая встреча амурских бизнесменов и зарубежных потенциальных партнеров — организовывает и арендует соответствующее помещение.

— Обязательный пункт бизнес-миссии — встреча с торговым представителем России в иностранном государстве, — отмечает Максим Сиротин. — Он рассказывает о текущем состоянии экономики государства, перспективных рыночных нишах, особенностях делового оборота, также отвечает на интересующие вопросы экспортеров, связанных в том числе с особенностями допуска наших товаров и услуг на заграничный рынок. И предоставляет контакты потенциальных покупателей для проработки в ходе бизнес-миссии.

Бизнес-миссии, как и участие в международных выставках, — один из эффективных способов поиска иностранного покупателя, отмечает руководитель Центра поддержки экспорта. «Они дают возможность пообщаться с контрагентом лицом к лицу. Это очень важно при работе с азиатскими партнерами: их деловые обычаи, как правило, сводят на нет практически любые дистанционные контакты, если до этого будущие партнеры не знакомились друг с другом», — говорит Максим Сиротин.

Мука для Вьетнама

Компании, которая выходит на международный рынок, нужно быть готовой подстраиваться под местные условия. Например, вьетнамские импортеры попросили производителей муки изменить упаковку из бумажной на полиэтиленовую из-за высокой влажности и температуры в стране. Китайские дистрибьюторы зачастую просят добавлять больше посыпки в кондитерские изделия, чтобы внешний вид продукта был привлекательным даже в жару.

«Госуслуги» для экспортеров

Помочь экспортерам в продвижении их товара может цифровая платформа «Мой экспорт»: сервис запустили в 2020 году в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Его называют «госуслугами для предпринимателей». Платформа работает в режиме одного окна и предоставляет экспортерам онлайн-доступ к государственным и бизнес- услугам. Услуги цифровой платформы «Мой экспорт» предназначены как для потенциальных и начинающих экспортеров, так и для экспортеров, имеющих опыт ведения внешнеэкономической деятельности.

Главная цель платформы — упростить российским предпринимателям выход на внешние рынки.  Например, здесь можно бесплатно запросить и получить, например, статистику по экспорту в разные страны того или иного товара. Или узнать, кто из стран больше всех потребляет определенный продукт. Узнать, откуда запрашиваемая страна импортирует продукт, увидеть объемы экспорта и так далее. Здесь же есть большая библиотека тематических вебинаров. Есть и платные услуги — например, можно заказать маркетинговое исследование на интересующую тему в интересующей стране.

Также есть бесплатный сервис «Барьеры и требования рынков». Здесь можно узнать о барьерах и требованиях рынка к нужному продукту в конкретной стране. И получить информацию о таможенных пошлинах, о тарифных и нетарифных мерах в экспорте — а значит, рассчитать затраты.

Из чего складывается цена продукта за рубежом

Базовая стоимость продукта — это затраты производителя и его норма прибыли. Но за рубежом амурский товар будет стоить дороже. Три вида расходов присутствуют практически всегда при экспорте — логистика, сертификация и таможенное оформление. И они существенно повышают ценник продукта.

— Также, по договоренности сторон, в стоимость могут быть включены расходы по продвижению продукции за рубежом, но это отдельная история, которая может быть отнесена на паритетной или долевой основе на покупателя и продавца, — отмечает Максим Сиротин.

Деревянные солдатики для Таиланда

Амурские мастера и мастерицы выходят на международный уровень

Фото: АОДНТ

Партия деревянных игрушек — солдатиков — отправилась в прошлом году в Таиланд: их иностранный покупатель приобрел у мастера из Зеи. Разобраться в тонкостях электронной коммерции и выйти на экспорт предпринимателю помогли в ЦПЭ Амурской области, разместив его продукцию на международной электронной торговой площадке LAZADA, которая объединяет участников международной торговли из России, Китая, стран Юго-Восточной Азии.

— У нас довольно много талантливых амурских мастеров, — говорит руководитель Центра поддержки экспорта Приамурья Максим Сиротин.  — Не так давно к нам обратились представили магазинов русской продукции из Китая. Они хотели расширить ассортимент продуктов питания из нашей страны. 

Недавно Центр поддержки экспорта совместно с центром «Мой Бизнес» и Центром развития территорий провел совещание в Доме ремесел и обсудил с мастерами продвижение их товаров на глобальном уровне в сфере креативных индустрий. Например, на тематических международных выставках в странах Персидского залива, Индонезии и, конечно же, Китая, куда съезжаются потенциальные покупатели со всего мира. Но для организации такой бизнес-миссии мастера должны быть оформлены как предприниматели: ведь именно в этом случае они могут получить финансовую и организационную поддержку.

Амурские бизнесмены заинтересованы в использовании бартера вместо международных платежей

Введенные Западом санкции не смогли существенно повлиять на структуру экспорта из Приамурья. Как и другие регионы Дальнего Востока, наша область больше ориентирована на азиатский рынок, в первую очередь — Китай. Одна из главных проблем, которую отмечают экспортеры, — возникающие время от времени затруднения во взаиморасчетах.

— На мой взгляд, здесь имеет смысл на законодательном уровне развивать новые и совершенствовать существующие механизмы финансовых расчетов. А еще — стимулировать бартерные сделки, которые позволят избежать или как минимум снизить количество транзакций, — комментирует руководитель Центра поддержки экспорта Приамурья Максим Сиротин. — Практика последних месяцев показывает, что бизнес обратил внимание на такую практику внешнеэкономической деятельности. Но пока опыта и законодательных разъяснений недостаточно, чтобы полноценно пользоваться этим аналогом международных переводов.

Возрастная категория материалов: 18+