Фото: Минтранс Амурской областиФото: Минтранс Амурской области

В реестре не значатся

Улица Горького — одна из самых оживленных транспортных артерий Благовещенска. На одном из ее участков высадился целый десант специалистов, чтобы проверить: легально или нелегально возят пассажиров таксисты.

Сотрудник ДПС останавливает автомобиль с символикой одного из агрегаторов, проверяет документы, просит водителя поднять капот. В это время специалист минтранса Ирина Пушкарева оперативно проверяет: зарегистрирован ли данный таксист в федеральной государственной информационной системе — реестре легковых такси. Ее вердикт: не зарегистрирован. Одновременно свою работу выполняет представитель налоговой инспекции. Его вывод тоже неутешительный: водитель не значится как самозанятый, то есть не платит налог на профессиональный доход.

Следом останавливают еще одну машину, потом — другую. Всего в этот день проверили шесть автомобилей-такси, и по всем — одна и та же картина. Лишь один водитель, кстати женщина, оказалась зарегистрированной как самозанятая, но при этом ее авто не входило в реестр легковых такси. Ей выдали памятку с QR-кодом — с отсылкой на необходимый для регистрации пакет документов.

«Скорее бы доехать»

Фото: Минтранс Амурской области

Многие амурчане, вызывая такси через агрегатор, совершенно не подозревают, что их заказ будет выполнять не зарегистрированный, а значит, нелегальный перевозчик. Такие водители не афишируют свою деятельность, чтобы не платить налоги, не проходить обязательные технический и медицинский осмотры перед выходом на линию. А это прямая угроза жизни и здоровью пассажиров, считают в областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства.

49

транспортных средств проверено в ходе пяти рейдов с 16 апреля. В отношении 5 водителей составлены протоколы о незаконной предпринимательской деятельности

Впрочем, и сами пассажиры часто жалуются на перевозчиков. Обычно людей не устраивает санитарное состояние салона (грязь, неприятный запах) или поведение водителя, который грубит, а иногда говорит несвязно. «В таких ситуациях думаешь только об одном: скорее бы доехать», — говорит благовещенка Инна Старостина, которая постоянно пользуется услугами такси.

— Решить проблему можно только легализовав деятельность водителей, — отмечают в областном ведомстве. — Надеяться на сознательность водителей не приходится, поэтому региональный минтранс совместно с представителями правоохранительных органов продолжает выходить в рейды.

Эти мероприятия в Благовещенске начали проводить с 16 апреля. Сразу же появилась эффективность: с улиц практически исчезли водители из стран ближнего зарубежья, которые в свое время составляли значительную часть таксистов. Это отмечают даже сотрудники ДПС.

Быстро и дешево — не значит безопасно

Фото: Минтранс Амурской области

Вопрос о незаконных и небезопасных пассажирских перевозках не раз поднимался в амурском правительстве. Поэтому дорожно-транспортное ведомство проводило также рейды по проверке водителей, которые оказывают услуги на междугородних рейсах. Например, на благовещенском автовокзале, где   таксисты-нелегалы зазывают пассажиров доставить их в Свободный или Белогорск.

 — Нелегальные перевозчики переманивают у нас пассажиров, — рассказал водитель Райчихинского пассажирского автотранспортного предприятия Денис Шкалин. — У нас комфортабельные автобусы, водитель перед каждым рейсом обследуется медиком, транспорт проходит предрейсовый и послерейсовый осмотры. Автобусы, жизнь и багаж пассажиров застрахованы на всем маршруте. У нас установлены тахографы, соблюдается режим труда и отдыха водителя.  У нелегалов такого нет. Они посадили пассажиров, взяли деньги  и быстренько привезли. Но если посмотреть статистику ГИБДД, у нелегальных перевозчиков много дорожно-транспортных происшествий.

 — С точки зрения закона услуга считается легальной, если у водителя есть путевой лист,  лицензия или разрешение  на перевозку пассажиров, — комментирует начальник отдела автомобильного транспорта областного минтранса Ярослав Мулявко. — А если водитель работает на себя, то должен быть зарегистрирован как самозанятый и иметь трудовой договор с перевозчиком или агрегатором.

«Дорожный патруль» против нелегалов

Фото: Минтранс Амурской области

Чтобы снизить  аварийность на потенциально опасных участках дорог и повысить контроль за нелегальными перевозчиками, «Дорожный патруль» расширил маршрут патрулирования. Одно из направлений, на которое обращено пристальное внимание, — Благовещенск — Гомелевка. На этом участке часто происходят ДТП с тяжелыми последствиями из-за нарушений  водителями правил дорожного движения.

С конца апреля экипажи патруля, курсирующие по этому направлению, заходят в поселок Новобурейский для обеспечения порядка на дорогах Бурейского округа.

 — Это необходимая мера, способствующая устранению причин автоаварий и, как следствие, по профилактике ДТП. Примеров летальных ДТП, где водитель-нелегал вез людей и не довез, у нас много, — говорит министр транспорта и дорожного хозяйства  Амурской области Александр Зеленин.  — Выходит, это рулетка для пассажиров, на эти условия люди идут сами. Техсостояние  транспорта «теневиков» никто не контролирует, водители  не проходят медосвидетельствование, в пути нарушают ПДД.

Метод легализации

Фото: Минтранс Амурской области

 — Есть, конечно, методы борьбы с нелегальными перевозчиками, но мы склоняемся  к легализации и призываем неофициальных перевозчиков оформить разрешение на работу, —  говорит  начальник отдела автомобильного транспорта минтранса Ярослав Мулявко. — Услугу предоставляет министерство транспорта и дорожного хозяйства на безвозмездной основе в течение пяти рабочих дней. Для этого от самозанятых необходимы: стаж не менее 3 лет, справка об отсутствии судимости, договор со службой заказа такси, которая включена в региональный реестр.  Заявления принимают специалисты нашего ведомства, в МФЦ, также через портал «Госуслуг».

Возрастная категория материалов: 18+