В тени цветущей сакуры
Гостей принимали в доме самых младших членов семьи — супруги Евгений и Мария недолго пожили в Благовещенске и вернулись в родной Соловьевск, опровергая устойчивое мнение, что вся молодежь рвется остаться в городе.
— Здесь как‑то спокойнее, и все близкие — рядом, — говорит Маша, разливая чай по кружкам.
Купить жилье молодым помогло руководство АО «Прииск Соловьевский». По двору гоняют их малыши — Артем и Милана, в теплице созревает редис, а в уютной беседке рядом с цветущей сакурой накрыт стол.
Во главе стола — глава большой семьи Таисия Георгиевна. Ее папа прошел Великую Отечественную войну, в 1957 году с женой приехал из Тамбовского района в Соловьевск добывать золото. С них и началась «золотая ветка» Власенко. В семье было пятеро детей, Таисия — одна из них. Она вышла замуж, после учебы вернулась в родной поселок уже с мужем. Сначала им дали комнату в деревянном бараке, а потом квартиру в двухэтажном доме «на Юбилейке».
— Тогда это был современный молодежный микрорайон — жили там как раз дражники, — рассказывает старшая дочь Надежда Дюльдина. — И жили так дружно! Я шкодливая была. Помню, однажды папа решил меня ремнем попугать, так я от него бегом и кричать: «Люди добрые, помогите!» Так соседи на мою защиту встали!
«Поселок у нас необычный — в нем есть что‑то такое, что задерживает людей. Многие приезжают к нам в командировку и говорят, что хотели бы здесь жить», — говорит Надежда Дюльдина.
В семье Власенко выросло трое детей — дочь и два сына. Все до сих пор здесь, рядом с мамой, уже со своими семьями.
Фото: Алексей Сухушин
— Я счастливая! Семья у меня хорошая, муж — золотой был, — говорит Таисия Георгиевна. — И невестки попались нормальные. А я дежурю на кухне, очень это люблю!
Таисия Георгиевна тоже всю жизнь проработала в Соловьевске — заведующей на производстве продуктов питания. Раньше здесь выпускали свою газированную воду и мороженое. Была своя коптильня и даже хлебозавод — такого вкусного хлеба, говорят жители поселка, больше в жизни не ели.
Большой профессионал и отзывчивый человек
Главы семьи Власенко не стало десять лет назад — очень быстро забрала болезнь. Владимир Яковлевич проработал на прииске Соловьевский всю жизнь — его до сих пор вспоминают как хорошего электрика и прекрасного человека.
Фото: Алексей Сухушин
— Папу очень уважали и ценили. Последние годы работал в нашем ФОКе. Часто вспоминают, как он мог ловко забраться на любую высоту, чтобы поменять лампочки, — говорит Надежда.
В семье ее зовут заводилой. Сейчас бывший учитель заведует местным музеем и легко может рассказать о том, как золото добывали 100 лет назад — когда‑то руду доставали из шахт, и трудились жители Поднебесной.
Супруг Надежды Аркадий всю жизнь проработал на драге. Он тоже представитель династии золотодобытчиков. Его отец Арнольд Савватеев был главным геологом прииска и заслуженным геологом России. С переданной им уникальной коллекции минералов в 2001 году началось создание в Соловьевском музея золотодобычи. Позже под музей на средства прииска построили отдельное здание, и сейчас это один из самых интересных музеев в нашей области.
Родная 230‑я драга
В этой семье каждый знает, как добывается золото, каким трудом дается каждая крупица драгоценного металла. В прииске трудятся оба брата Надежды — Евгений и Алексей. Евгений пошел на драгу сразу после армии. И эта 230‑я драга стала родной: сначала супругу на нее переманил, ну а сейчас вместе с ними работает сын.
— Я все ступени прошел: от верхнего машиниста до драгера, — рассказывает Евгений. — В те времена карьера как‑то быстро шла.
— И меня заманил! — машет рукой его супруга Елена. — Работаем вместе 11 лет уже. Раньше много женщин работало на драгах, сполоск — это женское дело было. Я была пробоотборщиком: пробы беру, а потом драгеру говорю, куда нам идти, чтобы все золото достать. Надо еще не упустить это золотишко. Чего только не находили: и монеты старинные, и патроны. Работа золотодобытчика трудная, процесс очень трудоёмкий. Поначалу страшно было, первый год проревела, а потом втянулась. Сейчас я в столовой работаю — пришлось уйти из‑за травмы руки. Скучаю по работе на драге.
Фото: Алексей Сухушин
Золотодобычей первый представитель семьи Власенко начал заниматься в середине прошлого века. Об этом Надежда Дюльдина теперь рассказывает в местном музее.
Работники драги — одна большая семья, рассказывают о своей работе Власенко. Сейчас к родителям присоединился сын Женя.
— Вся семья у нас на одной драге. Сын пришел — и начал, как все начинают, с верхнего машиниста. Обслуживает все узлы и агрегаты. Верхний машинист делает всё, но получает меньше всех, — шутит Евгений-старший.
Младший сын перенял дело отца
Младший сын в семье Таисии и Владимира Власенко, Алексей, пошел по стопам отца — стал электриком. «С детства был любителем схем и проводов, всё время сидел с ними возился», — рассказывают про него близкие.
От простого электрика Алексей дошел до должности заместителя главного энергетика по автоматизации. И супруга Ольга тоже работает на прииске — кладовщиком. В семье два сына, младший Данил окончил девятый класс. Но пока с дальнейшей судьбой не определился — пойдет учиться дальше, в 10‑й класс.
Самому младшему в семье — четырехлетнему Артему — в шутку прочат карьеру драгера. Фото: Алексей Сухушин
В семье в шутку прочат продолжение династии самому маленькому — четырехлетнему Артему, сыну Жени и Маши. Боевой парнишка знает, где работает папа и дед: приходя в музей к Надежде, тут же садится за «руль» макета рубки драги и вызывает по рации дедушку.
— У нас семья очень простая. Стараемся на все праздники собираться, но не всегда получается: то один на смене, то — другой. Мы к вашему приезду хотели сами напечь вкусного, да что‑то замотались. Но сейчас же всё в магазинах есть! А раньше всей большой семьей вареники лепили, пельмени, — вспоминает Надежда. — Мы свой поселок любим, вросли сюда корнями. Соловьевск у нас необычный — в нем есть что‑то такое, что задерживает людей. Многие приезжают к нам в командировку и говорят, что хотели бы здесь жить.
Большая семья любит собраться вместе,и на столе — обязательно домашняя выпечка. Фото: Алексей Сухушин
Воспоминания о детстве — как осколки стекла, переливаются на летнем солнце.
— Помнишь, мы раньше собирались, и дед самовар вытаскивал? Настоящий, с сапогом. У нас очередь была, кто на сапоге будет «работать», — вспоминает ее брат Евгений.
Как и все жители Соловьевска, они пережили тяжелые времена — в 90‑е прииск оказался под угрозой закрытия, но руководство сумело сохранить предприятие и костяк коллектива — самые преданные соловьевцы остались продолжать дело своих дедов.
— Вы к нам еще приезжайте, обязательно подготовимся. У Нади торт фирменный — «Птичье молоко». Очень вкусный, — прощаются с нами гостеприимные хозяева, подтверждая историческую репутацию: говорят, в Соловьевске испокон веков были самые приветливые жители, которые еще во времена царской России всегда угощали путников рюмочкой бодрящего напитка.






















Ушел из жизни экс‑директор Амурской областной филармонии Виталий Кабалкин
Добавить комментарий
Комментарии