Ректор АмГУ Андрей Плутенко: «Важно, что работодатели ходят с нами в школы»
Амурскому государственному университету в этом году было выделено 783 места, из них 625 — на бакалавриат и специалитет. Всего абитуриенты подали 5966 заявлений на различные направления подготовки, уникальных среди них — 2459.
— Университет доволен ходом приемной кампании. Мы знали, сколько у нас в этом году выпускников школ. После результатов ЕГЭ стало понятно, как они будут поступать, — констатирует ректор АмГУ Андрей Плутенко и справедливо добавляет: — Не радует, что у нас количество выпускников школ не растет. Сегодня создается впечатление, что кроме вузов, никто не заинтересован в том, чтобы дети получали высшее образование — мне кажется, это не совсем правильно. Допускаю, что человек после колледжа немного поработает и всё-таки получит высшее образование. Но все же не могут работать сварщиками, каменщиками и так далее — потому что настало время искусственного интеллекта, блокчейна, робототехники. Молодым людям всё-таки нужны более фундаментальные знания.
Более
3000
одиннадцатиклассников выпустили в 2024 году школы Амурской области
И топ самых популярных специальностей у абитуриентов АмГУ подтверждает: молодежь выбирает профессии настоящего и будущего.
— Последние годы у нас традиционно в пятерке три IT-направления: компьютерная безопасность, программная инженерия и информационные технологии, — перечисляет Андрей Плутенко. — Так складывается все последние годы. На четвертом месте юриспруденция — традиционно бюджетных мест мало, а стремление у детей есть. На пятом — социология. Это стало для нас новостью, но у нас каждый год какая-то специальность неожиданно попадает в топ.
По словам Андрея Долиевича, последние годы в регионе идет битва за энергетиков и химиков. Вот только для поступления на эти специальности нужны результаты ЕГЭ по физике или химии. Но эти предметы у амурских школьников — далеко не в приоритете.
«В прошлом году к нам поступили дети из 24 регионов России; думаю, в этом году география тоже будет солидная», — отмечает ректор АмГУ.
— Есть ребята, которые очень хотят поступить на эти направления, но многим не позволяет уровень школьной подготовки. С химией плохо, поэтому при поступлении на направление подготовки «Химическая технология» мы разрешили абитуриентам сдавать на выбор химию или физику. Мы поговорили с нашим партнером — Амурским газоперерабатывающим заводом, которому нужны такие специалисты. И нас заверили, что для работы в их подразделениях физику нужно знать не меньше, чем химию — они равноценны, — объясняет ректор АмГУ. — На направление подготовки «Физика» тоже идут не активно. Физика — очень широкое понятие. Но выпускнику школы непонятно, где он с образованием физика будет работать и чем заниматься. Сейчас обсуждаем направление «Современные средства цифровой связи»: это мобильная связь, цифровое телевидение, связь на космодроме, на малых аэродромах. Сегодня от Новосибирска до Камчатки инженеров связи нигде не готовят — нонсенс в современной жизни. Потому что всё, что касается цифровой связи, очень востребовано.
2459
абитуриентов подали заявления на поступление в Амурский госуниверситет в этом году
Самый молодой и инновационный вуз Амурской области готовит себе студентов в прямом смысле слова со школьной скамьи: при АмГУ работают лицей и колледж. Но в условиях высокой конкуренции за абитуриентов вуз начал вести активную работу в школах Приамурья. На помощь приходят главы муниципалитетов и крупные работодатели региона.
— Мы в этом году очень здорово отработали по крупным городам. Получили поддержку от мэров Благовещенска и Свободного — Олега Имамеева и Владимира Константинова, главы Белогорска Станислава Мелюкова. Наши преподаватели выезжали на встречи со школьниками, общались с родителями. Это здорово! Особенно это касается инженерных и естественно-научных специальностей. Мы видим, что в области инженерных наук интерес у детей немного сдвинулся, — рассказывает Андрей Плутенко. — В профориентационную работу включаются многие серьезные работодатели: в газопереработке, газохимии, энергетике. Они ходят с нами в школы, общаются с детьми. Это очень важно, потому что, когда детям при выборе специальности на этапе поступления в вуз рассказывают, кем они будут работать и какие у них перспективы, это сильно влияет на выбор ребят. Это важная особенность этой приемной кампании!
Фото: Алексей Сухушин
По словам ректора, спрос на выпускников вуза огромный. Причем это касается не только Амурской области.
— Раньше мы получали заказы в основном от наших предприятий плюс энергетиков со всего Дальнего Востока. В этот раз очень много писем со всей России, нужны кадры, особенно в области космоса, геологии, химических технологий, — удивляет Андрей Долиевич. — В прошлом году к нам поступили дети из 24 регионов России; думаю, в этом году география тоже будет солидная. Благодаря цифровой платформе «Поступи в вуз онлайн» у нас есть заявления от ребят из московских школ и школ центральной России. Плюс много семей из западных регионов едут на работу в Свободный, поэтому дети выбирают наш вуз.
«Когда детям при выборе специальности на этапе поступления в вуз работодатель рассказывает, кем они будут работать и какие у них перспективы, это сильно влияет на выбор ребят».
А крупнейшие инвесторы и небольшие компании Амурской области выбирают выпускников АмГУ.
— У нас каждый год стабильный целевой набор, специалистов нам заказывают такие крупные компании, как ЦЭНКИ, Газпром, СИБУР. Потому что наш приоритет — специальности, которые нужны сегодня экономике Амурской области, — резюмирует Андрей Плутенко.
Ректор Дальневосточного ГАУ Павел Тихончук: «Подготовка кадров — это игра вдолгую»
В аграрный вуз Приамурья в этом году на 619 бюджетных мест было подано 3500 заявлений.
— В Амурской области очень мало выпускников 11-х классов. Но интерес к АПК у ребят есть — и он растет! — констатирует ректор Дальневосточного государственного аграрного университета Павел Тихончук. — У нас нет такого, чтобы мы не закрывали контрольные цифры набора. В этом году будет на порядок больше целевиков. Работаем с абитуриентами по другим регионам. Непросто, но результат есть.
Традиционно самая востребованная у абитуриентов специальность — строительство.
— И это объяснимо: мы видим, что в Амурской области строятся масштабные федеральные проекты, жилье, дороги. Строители — остродефицитная специальность! Многие ребята начинают работать еще студентами, у них достойная заработная плата, — гордится Павел Тихончук. — И курс руководства региона по ограничению использования иностранной рабочей силы в строительстве повышает востребованность наших кадров — это правильно, я целиком это решение поддерживаю. Аналогичная ситуация была в сельском хозяйстве, когда запретили привлекать иностранцев. Но в итоге в АПК значительно выросла заработная плата работника — и это правильно. Потому что сегодня это серьезный бизнес с нормальной рентабельностью.
«После 90-х выпускники сельхозинститута уходили в никуда, на практику некуда было отправить. Был тяжелейший период, престиж сельского хозяйства рухнул! Это была серьезная ошибка. Мы понимаем, что АПК — это продовольственная безопасность, в которой сила нашего государства».
Помимо строительства, самые популярные направления у молодежи — электроэнергетика и электротехника, агроинженерия, ветеринария, агрономия.
— Кардинальное новшество этой приемной кампании — изменен порядок целевого набора. Сегодня практически во всех отраслях экономики дефицит кадров: и в масштабах страны, и в масштабах региона и отдельного предприятия, — отмечает ректор дальневосточного аграрного вуза. — Многие говорили: «Давайте вернемся к советской системе распределения!» Но мы понимаем, что уже не та Конституция, не те абитуриенты, не те реалии жизни. А целевой набор позволяет решить эту проблему!
В чем кардинальные изменения целевого набора: теперь каждый работодатель должен завести свой личный кабинет на цифровой платформе «Работа России» и выставить заявку.
3500
заявлений на 619 бюджетных мест было подано в аграрный вуз Приамурья в этом году
— Например, специальность — «агрономия», вуз — Дальневосточный ГАУ; и указать меры социальной поддержки студента. И уже абитуриент выбирает вуз и выбирает будущего работодателя. Когда предприятие заявляется и указывает учебное заведение, это, на мой взгляд, главный критерий деятельности вуза, — уверен ректор. — Что порадовало в этом году: перелом в сознании работодателя. Наши предприятия поняли, что кадры — это игра вдолгую, быстро эта проблема не решается. И вот результат: в этом году у нас квота на целевиков — 115 мест. Обычно она заполнялась процентов на 15–20. В этом году на портале «Работа России» подано больше 387 заявок от 280 работодателей на обучение специалистов в нашем вузе, — отмечает Павел Тихончук. — И 115 человек уже заявились на целевое обучение. По количеству заявок от работодателей и выполнению целевой квоты мы — одни из лидеров среди аграрных вузов Российской Федерации.
Крупные предприятия агропромышленного комплекса Приамурья активно подключились к подготовке будущих специалистов.
— Амурагрокомплекс, «Красная звезда», Иркутский МЖК — они дают рекламу для абитуриентов, приглашают на целевое обучение, ведь это — уверенность в завтрашнем дне! Это стипендия от предприятия, гарантированное место практики с оплачиваемой должностью, гарантированное место работы, достойная зарплата, жилье и многое другое, — перечисляет Павел Викторович. — У нас в главном корпусе висит стенд с указом о создании Благовещенского сельскохозяйственного института, подписанный Иосифом Виссарионовичем Сталиным. И он называется: «О мерах помощи сельскому хозяйству». То есть главная мера поддержки — обеспеченность кадрами. Кадры решают всё!
«Конечная цель работы любого вуза — подготовка квалифицированных, востребованных экономикой региона специалистов», — уверен ректор Дальневосточного ГАУ.
Для повышения качества подготовки специалистов вуз активно развивает научную деятельность и цифровые компетенции. В 2024 году запускаются новые образовательные программы: бакалавриат — «Агробизнес и цифровое земледелие», магистратура — «Цифровые технологии в отрасли», «Роботизированные технологии и технические средства в отрасли».
— Конечная цель работы любого вуза — подготовка квалифицированных, востребованных экономикой региона специалистов. Это самое главное! Нас радует и вдохновляет то, что спрос на наших выпускников не просто растет — он рекордный! — резюмирует Павел Тихончук.
Ректор БГПУ Вера Щекина: «Подготовка кадров для реальной экономики невозможна без учителя»
Благовещенский государственный педагогический университет в этом году принял почти 3000 заявлений на 477 бюджетных мест очного бакалавриата (цифры набора по сравнению с прошлым годом практически не изменились).
— На сегодняшнюю дату это на 60 процентов больше, чем в прошлом году, и рекорд за последние пять лет, — отмечает ректор БГПУ Вера Щекина. — И на сегодня у нас 70 процентов оригиналов аттестатов. Не могу пока проанализировать, почему так: возможно, это связано с тем, что у нас в этом году немного понижен балл ЕГЭ по обществознанию — 42 против прошлогодних 44. Но при этом по русскому языку у нас рост на 3 балла. Может, потому что мы заключили договор с Дальневосточным ГАУ на 33 бюджетных места в военном центре. А может, это результат активной рекламной кампании этого года.
«Я уверена, что реальная экономика невозможна без учителя! Откуда взять инженера или физика, который пойдет работать в газохимию, энергетику, космос?»
Традиционно в топе у абитуриентов «история и обществознание», «английский и китайский». Снова популярны «русский язык и литература», вполне объясним интерес у парней к профилю «физкультура». Всегда востребована «психология».
— В этом году мы открыли несколько новых специальностей. Сегодня в свете того, что дефицит кадров ощущается везде, появились нормативные акты, которые позволяют совмещать несколько квалификаций. В нашем случае — совмещение нескольких направлений подготовки. Условно: мы всегда готовили учителей физики и информатики — в рамках педобразования. Но сегодня мы сделали совмещение двух квалификаций: например, «детская практическая психология» и «дошкольная педагогика». Дефектолог плюс психолог — это то, что нужно сегодняшней школе, — объясняет Вера Щекина. — Появилось потребность в учителях русского языка как иностранного, поэтому мы открыли профиль «русский язык как иностранный, английский язык». В первую очередь в преподавателях русского нуждаются учебные заведения, в которых обучаются иностранные граждане, это очень востребовано в бывших союзных республиках и за границей.
Фото: Алексей Сухушин
В этом году БГПУ впервые запустил сетевую программу «География, дополнительное образование «Туризм».
— Я понимаю, что сегодня — это самая востребованная специальность, особенно с учетом активного развития внутреннего туризма. Она будет реализована в сетевом формате: мы привлечем к обучению преподавателей пяти вузов Дальнего Востока. Надеемся задействовать турфирмы. У ребят будут практики в Приморье, Хабаровском крае.
В БГПУ также отмечают плюсы нового подхода к целевому набору.
— Цифровой портал хорош, потому что соединил всех, как сейчас модно говорить, стейкхолдеров. Теперь работодателю легче найти потенциального работника, — уверена ректор педагогического вуза. — На этой государственной платформе зарегистрированы все школы как наши потенциальные работодатели. Мы видим, что учителя сегодня нужны всем. Очень большой запрос из Калининградской области, Подмосковья, Смоленской области, буквально недавно пришел запрос из Сочи. Я уже не говорю про Сибирь и Урал. Многие школы предлагают более выгодные условия, чем у нас в области, — они ведут очень агрессивную борьбу за специалиста. Это и подъемные, и доплаты, и аренда жилья или просто жилье. Например, учителю физики в Артеме дают миллион рублей подъемных. У нас этим может похвастаться только Свободный, город президентского внимания, — там предоставляют 600 тысяч рублей. В итоге наши выпускники уезжают за пределы региона — меня эта тенденция настораживает. Единственный механизм удержать — целевое обучение.
«Задача школы и региона — создать все условия, чтобы удержать молодого педагога в профессии», — уверена ректор БГПУ.
Сегодня почти четверть из 107 целевых мест — заявки из Свободного. «По факту 23 целевика именно оттуда», — констатирует ректор.
Вуз успешно готовит специалистов и по непедагогическим специальностям: например, аналитической химии.
— Мы тесно работаем с золотодобывающей промышленностью, с компанией «Атлас Майнинг» — они заказчики наших химиков. Студенты изначально проходят практику на предприятиях компании, в учебном процессе участвуют преподаватели от работодателей. Потому наши выпускники выходят уже подготовленными специалистами, — отмечает Вера Щекина.
— Мы сегодня готовы заходить в другие химические производства и перестраивать программы: я имею в виду тот же СИБУР, Газпром. Готовим IT-специалистов — программистов и инженеров. То есть мы тоже работаем на развитие экономики. Я уверена, что реальная экономика невозможна без учителя! Откуда взять инженера или физика, который пойдет работать в газохимию, энергетику, космос? Пока мы не дадим ему качественного учителя, который даст вузу качественного абитуриента со знаниями, всё это бесполезно.
Фото: Алексей Сухушин
Ректор признается: команда вуза поставила четкий курс на развитие.
— Программа «Приоритет 2030» как раз и требует от нас того, чтобы мы занимались чем-то другим и это стало драйвером для развития университета. Классический пример: знаменитый Тюменский государственный университет возник из пединститута. Они 60 процентов учителей до сих пор готовят, зато у них другая надстройка, которая за этим всё тянет (вуз выпускает специалистов по 175 направлениям подготовки. — Прим. ред.). Не знаю: название «педагогический» мешает нам жить или наоборот помогает? — не скрывает Вера Щекина. — Это такой философский вопрос. Я никогда об этом не задумывалась, я — фанат своего университета, меня 40 лет с ним связывают. Но в этом году в Пхеньяне мы заключали договор с пединститутом на создание Центра открытого образования на русском языке. И я первый раз услышала: «Поскольку вы вуз педагогический, значит мы можем работать только в области педагогики». Но это же неправда: учитель — это не только педагогика и психология, а еще и хорошее знание предметной подготовки. Нельзя быть хорошим учителем, не зная предмета: а это и химия, и литература — как говорится, и физики, и лирики.
В этом году БГПУ впервые выпустил специалистов-непедагогов с педагогической квалификацией: химики, айтишники, программисты два года параллельно учились на дополнительном профессиональном образовании и получили два диплома.
По словам ректора, вуз ведет раннюю профориентацию в школах, и эта работа дает свои результаты.
— Мы, к сожалению, одно время потеряли престиж профессии — когда решили, что учить может каждый. Но что было — то было. И сегодня мы пытаемся возродить интерес, понимая, что без учителя невозможно развитие экономики. Хоть это и игра вдолгую, — говорит Вера Щекина. — Но школьники, выбирая педагогическое образование, больше идут не в профессию учителя. Львиная доля выбирает изучение предмета, который им нравился в школе. Я сама так же пришла: очень любила химию, потом еще появилась биология. Да, такие люди остаются в профессии, но их не так много. Мы воспитываем студентов, они проходят практику в педотрядах, делаем всё, чтобы они полюбили профессию. Но это игра не в одиночку: задача школы и региона — создать все условия, чтобы удержать. Труд учителя должен соответственно оплачиваться, и условия должны быть достойными.
Фото: Алексей Сухушин
АГМА приняла больше заявлений от абитуриентов
В Амурской государственной медицинской академии в этом году выделено 263 бюджетных места на специальность «лечебное дело» и 47 мест — на педиатрию. На них подано 2498 заявлений — это больше, чем в прошлом году.
— Цифры по сравнению с прошлым годом не изменились, — констатирует заместитель председателя приемной комиссии Ирина Бердяева. — В этом году заявления подали не только выпускники Амурской области и Дальневосточного федерального округа, но и ребята из центральных регионов России. Но, конечно, в основном это амурские абитуриенты.
«В одной из групп первокурсников прошлого года было только два школьника — это говорит о том, что медвуз выбирают не по остаточному принципу, а по призванию».
В вузе отмечают стабильно высокий интерес к профессии врача и хороший конкурс. Это и понятно: без врачей современное общество просто не может жить.
— К нам на первый курс стабильно много поступает ребят после окончания медучилища и даже уже с небольшим стажем в медицине. Например, в одной из групп первокурсников прошлого года было только два школьника — это говорит о том, что медицинский вуз выбирают не по остаточному принципу, когда никуда больше не поступили, а по призванию и большому осознанному желанию, — подчеркивают в АГМА. — У нас сложно учиться: шесть лет специалитета и потом еще, при желании специализации в определенной области медицины, — два года ординатуры. Поэтому идут те, кто действительно хочет стать врачом. Много выпускников профильных медицинских классов. И это очень радует.
С первого курса студенты занимаются в профильных кружках и клубах. В этом году в академии начнет работу хирургический клуб «Ланцет». Он вырос из хирургического кружка на кафедре, потому что вырос интерес к хирургии. И здравоохранение нуждается в этих врачах. Нынешние студенты как раз придут на смену ведущим специалистам отрасли.
Фото: Алексей Сухушин
Особенность этой приемной кампании — большинство заявлений поданы дистанционно: только 15 процентов абитуриентов пришли в вуз очно.
— Мы в этом году активно работаем по целевому набору. Единый цифровой сервис — очень хорошая идея, очень удобно! Абитуриент видит все условия договора, поэтому может выбрать любого заказчика без привязки к территории, — говорит Ирина Бердяева. — У нас основной заказчик — минздрав региона. Количество мест, выделенных для приема на целевое обучение Амурской области, больше, чем у других заказчиков. Специалисты подключаются очень оперативно, проверяют заявки от абитуриентов, мы активно взаимодействуем.
«Особенность этой приемной кампании — большинство заявлений поданы дистанционно», — отмечает Ирина Бердяева.
В числе прочих заказчиков — министерства здравоохранения Магаданской, Сахалинской областей, Камчатского, Хабаровского краев, Республики Бурятия, Якутии, Республики Тыва, департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, ФМБА и медицинские организации РЖД. Квота приема на целевое обучение на лечебный факультет составила 201 место, по педиатрии — 36.
— Конкурс на предложения работодателей разный, поэтому все 75 целевых мест могут не заполняться. Это зависит от заказчика, как они распределят предложения, — объясняют в АГМА. — По Амурской области у нас 20 работодателей с разным количеством договоров. В этом году у абитуриентов традиционно востребованы городские больницы: причем на первом месте — станция скорой помощи Благовещенска. Всегда популярна Амурская областная клиническая больница, детская областная больница, поликлиника № 4. Конечно, абитуриенты всегда смотрят на место трудоустройства.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии