• Фото: УМВД России по Амурской области
  • Фото: «Амурская правда»

Небезопасный счет

Наиболее распространенной схемой у телефонных мошенников по-прежнему остается звонок от  якобы сотрудников банка, службы безопасности, Центробанка или правоохранительных органов с требованием перевести деньги на «безопасный счет». Никуда не делась и схема «Родственник попал в ДТП», где от жертв требуют перевести деньги за закрытие уголовного дела или на медпомощь пострадавшему члену семьи.

Как пояснил начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий амурского УМВД России Виктор Голдов, обман с аварией обычно нацелен на граждан пенсионного возраста. Основная же масса пострадавших от мошенничеств — работающие люди от 25 до 50 лет.

Продолжают обманывать амурчан и таким способом, в котором им звонит по телефону или пишет в мессенджере их руководитель. Злоумышленники выдают себя за глав предприятий, главврачей больниц, ректоров университетов, чтобы убедить их поверить следующему звонящему — обычно якобы сотруднику полиции, прокуратуры или Банка России. За счет доверия к своему руководителю, жертвы этого обмана безоговорочно следуют инструкциям мошенников и по их просьбе не рассказывают о звонке даже своим близким. На фоне этого мошенники продолжают подделывать официальные аккаунты руководителей, ответственных лиц и чиновников, чтобы добираться до доверчивых граждан через мессенджеры и соцсети.

Главный фейк-тренд Амурской области — ложные аккаунты чиновников

 

Выгода и ностальгия

Фишинг — вид интернет-мошенничества, в котором злоумышленники пытаются получить логины и пароли пользователей — также становится все более изощренным. Амурчане все еще попадаются на обман на маркетплейсах, когда после покупки товара клиентам приходят сообщения об отмене заказа из-за отсутствия товара на складе. Мошенники извиняются и предлагают жертвам возврат или компенсацию — ту же вещь, но со скидкой. Покупка переоформляется на другом, поддельном сайте, а покупатель дает данные своей банковской карты при попытках оплатить товар, отметил Виктор Голдов.

Амурчан предупредили об обманной схеме со слишком выгодными товарами на маркетплейсах

 

Другой способ заманить неосторожных граждан опирается на любопытство и ностальгию. На телефон человеку приходит смс-сообщение: «Смотрю на фото, вспоминаю нас». Под текстом указана ссылка якобы на само фото, при переходе по которой есть риск лишится денег с карты, к которой привязан номер телефона.

Что касается фишинга в целом, то адрес фейкового сайта может отличаться от подлинного всего на одну букву или символ. Такие ссылки могут попасться в массовых рассылках электронных писем, постов в социальных сетях или в личных сообщениях. Так можно отдать на вооружение злоумышленникам свои логин и пароль, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты и платежную информацию (номер банковской карты, ее срок действия, код на обратной стороны карты, код подтверждения операции).

Продление полиса и старые симки

В качестве наживки телефонные мошенники также стали активно использовать более безобидные поводы. Гражданам предлагают продлить якобы истекающий договор на номер телефона, полис медицинского страхования или решить вопросы с Федеральной налоговой службой. Во время разговора потенциальную жертву пытаются отвлечь техническими деталями, чтобы заболтать и сбить с толку, пока гражданин не скажет цифры и код из смс-сообщения. Таким образом, амурчане отдают доступ к своем личному кабинету в Госуслугах.

— По поводу продления договора на сим-карту — сразу скажу, что сим-карта любого оператора сотовой связи не имеет сроков давности. Поэтому, если вам звонят с предложением ее продлить, это скорее всего мошенники, — отметил глава начальник отдела по борьбе с противоправным использованием ИТТ УМВД России по Амурской области.

Фото: Архив АП

Также мошенники стали получать доступ к аккаунтам на «Госуслугах», покупая бывшие в использовании сим-карты. По словам Виктора Голдова, сейчас эта схема набирает обороты. Злоумышленники пользуются небрежностью граждан, которые при смене номера телефона не отвязывают его от банковских приложений, маркетплейсов или электронной почты.

— После того, как граждане перестают старым номером пользоваться, сотовый оператор не контролирует, к каким сервисам этот номер был привязан. Спустя примерно шесть месяцев номера отвязываются от вашего имени, и их с может приобрести любой гражданин. В этом случае злоумышленники скачивают все банковские приложения и пытаться зайти в ваши личные кабинеты. Если им это удается, то мошенники начинают пользоваться вашими счетами, от вашего имени делать заказы и так далее, — рассказал полковник полиции.

Опасный доступ

Отдельно в амурском МВД рассказали об опасностях, которые грозят неосторожному пользователю Госуслуг. Получив доступ в личный кабинет гражданина, перед злоумышленниками представляется целый набор личной информации о нем — ФИО, номер телефона, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, адрес регистрации и так далее. Этих данных достаточно для целого ряда мошеннических действий.

С этими данными злоумышленники смогут зарегистрировать электронные кошельки, оформить микрозайм, кредит или заявление на перевод средств человека в негосударственный пенсионный фонд, чтобы получить возмещение. Также с таким доступом удастся оформить электронную сим-карту (eSIM) или манипулировать личной информацией о человеке в других мошеннических схемах.

Петербуржец получил доступ к личным кабинетам амурчан на «Госуслугах» для получения онлайн-займов

 

Помимо этого, через портал Госуслуг можно запросить кредитную историю человека. Размер счета в банке или долга, а также другая финансовая информация может помочь мошенникам в дальнейших махинациях.

— Возникают случаи, когда потерпевшие утверждают, что ему позвонили, назвали по имени-отчеству, полные паспортные данные, остаток на счете в банке. В итоге граждане верят злоумышленникам. Все эти данные злоумышленники берут на портале Госуслуг, — пояснил глава отдела по борьбе с IT-преступлениями амурского УМВД России Виктор Голдов.

Фото: Алексей Сухушин

Если преступники получат доступ к электронной подписи гражданина, все может обернуться куда хуже. Они смогут переоформить или продать недвижимость жертвы, сдать поддельную отчетность в налоговую, чтобы получить возмещение, зарегистрировать юрлицо или провести сомнительную сделку. Пострадавший от такого взлома может даже оказаться невольным «соседом» по жилплощади с совершенно незнакомыми ему людьми.

— Такие преступления у нас регистрируются в незначительном количестве, но факты такие выявляются на территории России. В результате граждане могут обнаружить сами или после звонка с миграционной службы, что в их квартире зарегистрирован иностранец, хотя сами они в этом не принимали участия, — отметил Виктор Голдов.

Амурчан предупредили об опасности «подселить» к себе иностранцев после взлома их аккаунта «Госуслуг»

 

«Подожги тот дом — вернем деньги»

С началом специальной военной операции правоохранители отметили резкое снижение зарегистрированных случаев мошенничества по всей стране. Как отметили в амурской полиции, это связано с тем, что большая часть телефонных мошенников находятся не в России, а за ее пределами — на территории Украины, Польши и других стран.

— С началом СВО с февраля по апрель 2022 года в России не было зарегистрировано практически ни одного мошеннического преступления такого рода. Никто не звонил, полтора месяца вся страна сидела спокойно. Как только они переехали туда, на запад, все вернулось с удвоенной силой, — подчеркнул Виктор Голдов.

Отдельно амурчан успокоили насчет возможных угроз от мошенников — в Приамурье случаев насилия или порчи имущества такого рода выявлено не было. В полиции вспомнили об истории в европейской части России, где злоумышленники, которые не добились ничего от пожилого мужчины, воспользовались его подменой его номера для звонка о ложном минировании. Пенсионер пояснил ситуацию прибывшим правоохранителям, после чего его отпустили.

— Пугаться тут не надо, приезжать у вам и поджигать что-то никто не будет. Бывали случаи, когда жертв мошенников заставляют поджигать что-то. Сначала обманули на деньги, потом издеваются и предлагают поджечь военкомат или машину полиции, чтобы вернуть деньги. Был инцидент, когда девушка подожгла свою комнату в общежитии. Ее до такой степени обработали, что она ничего не поняла даже. Плакала, но поджигала. Пришла в отдел полиции в одних носках, на нее сейчас заведено дело об уничтожении имущества, — рассказал руководитель отдела по борьбе с IT-мошенниками областного УМВД России.

Вешать трубку или спокойно слушать

Подробно рассказав о возможных способах, которыми злоумышленники могут воспользоваться для доступа к деньгам или информации, в амурском УМВД России также поделились советами для защиты от них.

Первый касается самих телефонных звонков — лучше не брать или сразу класть трубку при любом подозрительном звонке. Лучшее, что в этом случаем можно сделать — перезвонить на официальный номер  организации. То же самое касается, если человеку позвонили сотрудники «служб безопасности» и «правоохранительных органов». Если звонящий заводит разговор про деньги, лицевой счет, привязку карты к телефону и прочее, то лучше прекратить общение.

Фото: Владимир Воропаев

— Даже если вы по телефону откажетесь говорить с сотрудником полиции или нагрубите, думая, что это мошенники, то ничего страшного. Настоящим полицейским можно позвонить в отдел полиции, или он может к вам лично приехать и разъяснить ситуацию, что это был не мошеннический звонок. У нас недавно похожая ситуация была — приходила женщина, писала заявление в полицию. Перезваниваем ей на следующий день, она сказала: «Я не буду с вами говорить, вы мошенники». К сожалению, только после обмана мошенников она научилась не верить на слово незнакомцам по телефону, — добавил Виктор Голдов.

Если человек все-таки решил ответить на звонок, то в амурской полиции посоветовали не говорить «да», отвечая на вопросы — этот совет касается возможности кражи голоса человека для использования его биометрических данных. Также стоит тщательно отслеживать речь и поведение собеседника, чтобы уловить подозрительные моменты. Прежде чем совершать любые действия, следует не паниковать и все проверить.

— Поводы позвонить, различные схемы у мошенников могут быть разными, но все этим разговоры сводятся к одному — вам нужно взять и куда-то перевести деньги. Когда они звонят потерпевшим, то зачастую все вместе сваливают в кучу в попытках запутать и запугать. Сначала начинают представлять специалистами ПФР по поводу неучтенного стажа, потом звонит «специалист Центробанка», потом якобы с Госуслуг и так далее. Преступники могут завести разговор по поводу сбора денег на СВО или якобы финансирования гражданином ВСУ и так далее. Мошенники просто пользуются этой темой вперемешку со всеми остальными, — добавил представитель амурского УМВД России.

Жителей Приамурья предупредили о собирающих «налог на СВО» кибермошенниках

 

Небезопасные приложения

Предостерегли амурчан и от легкомысленного отношения к безопасности своего телефона. Чтобы не оказаться с вирусами в телефоне, следует крайне внимательно выбирать программы, места их скачивания и разрешения для этих программ.

— Когда скачиваете приложения для телефона или планшета, нужно внимательно смотреть, какие разрешения вы даете программе — доступ к контактам, геолокации, персональным данным. В некоторых приложениях могут шифроваться вирусные программы, которые могут нанести ущерб телефону, заниматься сбором всех ваших переписок и данных, — подчеркнул Виктор Голдов.

Перед оплатой покупок или услуг в интернете следует внимательно проверить доменное имя сайта в строке браузера, чтобы не стать жертвой фишинга. Преступники, создающие фишинговые ресурсы, похищают личную информацию, получают ответы на контрольные вопросы, «заражают» устройства шпионскими программами.

Фото: Архив АП

Также никогда не спешить при переходе по ссылкам, где понадобятся персональные данные. После перехода нужно еще раз убедиться, что сайт настоящий. То же самое касается открытия файлов, даже если их переслали знакомые или друзья. Скачивание и запуск неизвестных файлов — один из самых частных способов «заражения» компьютера или смартфона вирусами.

Отдельно амурчанам посоветовали не размещать адрес своей электронной почты на публичных ресурсах. Если это всё же необходимо, то можно завести два почтовых адреса: первый — личная почта для полезных сервисов, а второй — для публичных ресурсов.

— Самое главное, что нужно запомнить если вам звонят из правоохранительных органов, откуда угодно, — остановитесь и выслушайте. Начинаются вопросы про деньги, про блокировку счетов и так далее — остановились, положили трубку и идите дальше по своим делам. Без вашего личного участия никто в личные кабинеты на Госуслугах и других сервисах не проникнет, если вы сами не продиктуете мошенникам коды для входа, — добавил напоследок Виктор Голдов.

***

Дважды поверившая мошенникам пенсионерка из Благовещенска едва навсегда не лишилась 800 тысяч рублей

 

Мошенники вновь пишут благовещенцам от имени Олега Имамеева

 

Не заблокировавшего звонок от мошенника оператора связи оштрафовали в Белогорске на 300 тысяч рублей

Возрастная категория материалов: 18+