Почему Муравьевский парк мог исчезнуть с карты Приамурья: кто спас журавлиный заповедник
ОбществоО Муравьевском парке, где живут краснокнижные японские и даурские журавли, знают практически все, ведь он существует почти 30 лет. Этот уникальный журавлиный заповедник в 60 километрах от Благовещенска — место притяжения туристов. И тут всегда людно: гости хотят вблизи увидеть редких птиц и пройти по экотропам. Однако мало кому известно, что год назад первый в России негосударственный природный парк мог навсегда исчезнуть с карты области. Кто возрождает этот удивительный уголок амурской природы, как он сегодня живет и чем манит туристов — узнала «Амурская правда».
Фото: Алексей Сухушин
От расцвета до заката
Расцвет парка пришелся на 2000-е годы. Чтобы изучать даурских и японских журавлей, дальневосточных аистов, в Тамбовский район ежегодно приезжали орнитологи из зарубежных стран, на территории паркам проводились летние смены для школьников и студентов, множество массовых мероприятий, активно работало общество «Друзья Муравьевского парка».
Но постепенно деятельность парка стала затухать. Основатель негосударственного природного парка Сергей Смиренский жил в США, часто менялось руководство парка, а главное — учредитель организации, который находился в Москве, был ликвидирован как юридическое лицо.
Огненный год
Самым тяжелым казался 2010-й год, когда в мае огонь уничтожил более 80 % территории парка. Пострадали не только водно-болотные угодья, но и сама усадьба парка. Пожар был настолько сильным, что по прошествии почти 15 лет на некоторых деревьях и строениях еще можно найти черные шрамы. А самое страшное — огонь уничтожил все кладки яиц журавлей и аистов, которые гнездились в пойме Амура. По сути, было уничтожено не только будущее пернатых, но и десятилетия труда людей, которые создавали в парке благоприятные условия для гнездования птиц, занесенных в Красную книгу.
Земли под парк устойчивого природопользования передал в аренду на 49 лет Тамбовский округ. Его территория входит в список водно-болотных угодий международного значения.
Пожары — самый большой бич природного парка. Остановить огонь на огромной территории довольно сложно, так как противопожарная техника не может пройти по болотистой местности. Причем в большинстве случаев источник пожара — это люди: браконьеры и местные жители, занимающиеся выпасом скота.
Никто не понимал, как спасти парк
Идет ремонт зимних помещений для птиц. Фото: Алексей Сухушин
Пандемия коронавируса и непростая международная обстановка только усугубили положение Муравьевского парка, который напрямую не получал ни копейки из госбюджета.
— Ситуация была сложная. Управление министерства юстиции по Амурской области начало подготовку к ликвидации юридического лица парка. Тучи сгустились настолько, что управляющий покинул свой пост, — говорит сегодняшний директор парка Евгений Лисицын. — В начале 2023 года мало кто питал светлые надежды по поводу будущего, никто не понимал, как спасти парк. Юристы отказывались помогать, ссылаясь на то, что спасение парка — это безнадежное мероприятие. Никто не понимал механизма, как это сделать.
Сам Евгений Лисицын не сразу согласился возглавить Муравьевский парк. Но, поговорив с командой, которой была небезразлична дальнейшая судьба этого уникального места природы, согласился.
Команда неравнодушных
28
сентября Муравьевский парк проводит День открытых дверей, посвященный закрытию сезона. «Проводы журавлей» — традиционный фестиваль, на котором собираются сотни детей и взрослых. Приглашаются все желающие. Так как это пограничная зона, не забудьте взять паспорт и свидетельство о рождении
Кто эти люди, взвалившие на себя все тяготы по возрождению организации, главной целью которой было сохранение и приумножение дальневосточных аистов, даурских и японских журавлей? Это известный в области орнитолог Антон Сасин, экологи, члены областной общественной организации «АмурСоЭС» Мария Силохина и Екатерина Суняйкина.
— Это было не так просто — создать новое юридическое лицо, передать все имущество, земли, технику. Была проведена огромная работа специалистов, были бесконечные походы по кабинетам, согласования, — вспоминает Евгений Лисицын.
Однако вопреки всему в июне прошлого года была зарегистрирована новая автономная некоммерческая организация «Парк устойчивого природопользования и экопросвещения Муравьевский». А к началу декабря ей было передано все имущество парка. Сегодня в его штате всего три человека: директор, научный сотрудник и техник, он же механик. А в разгар сезона в парке работают временные сотрудники: 3 гида и 4 разнорабочих.
Сухона из Великого Устюга
Даурский журавль Белла. Фото: Алексей Сухушин
Первое, с чего начала свою работу новая организация — противопожарные мероприятия. А по весне, когда почва еще не оттаяла, в пойму завели технику, чтобы установить 12-метровые столбы для гнездования птиц. Выиграли небольшой, на 150 тысяч рублей, грант общественной общероссийской организации «Союз охраны птиц России». На эти средства из Великого Устюга, филиала Московского зоопарка при резиденции Деда Мороза, привезли Сухону — самочку японского журавля. (Сухона — река, на которой стоит Великий Устюг). Сейчас ведутся переговоры, чтобы из Якутского зоопарка привезти к ней самца.
— Идет поиск средств, работа со спонсорами, поскольку постоянно нужны пиломатериалы, ГСМ и многое другое, — делится проблемами Евгений Лисицын.
«У нас в этом году историческое событие: парк планируется подключить к высокоскоростному интернету. Теперь у нас будет современная сеть!» — говорит директор парка Евгений Лисицын.
С видом на пойму Амура
Фото: Алексей Сухушин
Муравьевский парк занимает площадь в 6,5 тысячи гектаров, большая часть которых — водно-болотные угодья в пойме Амура, где гнездятся более 250 видов птиц, в том числе дальневосточные белые аисты, а также краснокнижные японские и даурские журавли. На территории произрастают свыше 500 видов растений, включая эндемик «эвриала устрашающая», также занесенная в Красную книгу России как исчезающий вид.
6,5
тысячи гектаров — площадь Муравьевского парка, часть территории — это где гнездятся более
250 видов птиц, в том числе дальневосточные белые аисты, а также краснокнижные японские и даурские журавли, гнездятся в водно-болотных угодья в пойме Амура на территории парка
Кроме того, в территорию парка входит около тысячи гектаров пахотных земель, на которых на условиях партнерства землепользователи выращивают зерновые и сою. Из полученных от этой деятельности средств формируется бюджет организации, те деньги, на которые парк существует. Партнеры-землепользователи оказывают помощь в виде техники и подкормки для птиц.
— На эти деньги мы можем выплачивать небольшую зарплату, налоги, покрывать текущие расходы, оплачивать электроэнергию, — рассказывает директор парка Евгений Лисицын. — Но на развитие этих средств не остается, мы развиваемся только за счет спонсорской помощи.
Кроме земель, на территории Муравьевского парка расположены административное здание с небольшим хостелом для гостей со всеми коммунальными услугами. Есть баня, летний душ, беседки, смотровые площадки, на которых устанавливаются оптические приборы для наблюдениями за птицами в пойме Амура.
Также в некотором отдалении от базового дома расположен летний лагерь, в котором раньше жили приезжающие специалисты, школьники, студенты. Эта площадка работает, но требует ремонта. Трехэтажный учебный центр парка, который когда-то использовался в том числе как станция кольцевания птиц, тоже задействован не полностью: сейчас там на втором этаже оборудован кинолекторий, где юным экскурсантам показывают фильмы.
«Понравилось спасать планету»
Фото: Алексей Сухушин
Евгений Лисицын по специальности инженер и юрист. Занимался волонтерством, с 2013 года — общественный инспектор рыбоохраны. Создал общественную организацию «Стоп#сеть», которая получила известность не только в Амурской области, но и в стране. «Понравилось тогда спасать планету», — сегодня с улыбкой говорит Евгений. В свое время руководил областной общественной экологической организацией АмурСоЭС, сейчас возглавляет Амурское отделение Всероссийского общества охраны природы.
В Муравьевском парке начал работать с июня 2023 года в должности заместителя директора. С декабря прошлого года возглавил новую организацию.
— У нас в этом году историческое событие: парк планируется подключить к высокоскоростному интернету. Теперь у нас будет современная сеть! Для нас такие работы затратны, но в МТС, за что им большая благодарность, пошли нам на уступки и сделали большую скидку. Оптика даст нам безлимитный интернет, устойчивую связь, мы сможем поставить камеры на пойму и мониторить огромную территорию на случай пожара, — делится перспективами Евгений Лисицын. — Кроме того, мы будем получать телеметрию из вольеров, контролировать освещение. У нас появилась возможность проводить семинары, конференции в режиме онлайн, подключаться к различным сервисам и библиотекам.
Усадьба парка с административным зданием, хостелом, кухней, гаражом. Фото: Алексей Сухушин
Увидеть журавлей близко и поймать сазана
Несмотря на трудности, в Муравьевском парке принимают туристов, волонтеров, заботятся о птицах и строят планы на будущее
Хотя сезон в журавлином заказнике подходит к завершению, в парке по-прежнему многолюдно. Туда ежедневно приезжают десятки взрослых и детей, чтобы в живой природе увидеть диких птиц, услышать их неподражаемый клёкот, прогуляться по экотропам, узнать много интересного, насладиться невероятно красивым видом заливных пойменных лугов.
В поход по экотропам
Ольга Овчинникова, один из гидов Муравьевского парка. Фото: Алексей Сухушин
В природном парке для туристов предлагают несколько видов экскурсий и отдыха.
Классический — на 1,5—2 часа. Семью, группу детей или взрослых знакомит с парком гид. Маршрут пролегает по смотровой площадке, откуда через оптическое оборудование можно наблюдать за дикими птицами; к станции реинтродукции, где в вольерах содержатся краснокнижные журавли и утки; по мосткам экотропы, идущей через пойму. Кстати, самая длинная экотропа имеет протяженность 12 километров. Это настоящий поход по интересным местам, во время которого можно увидеть остатки старой почтовой дороги, более ста лет назад связывающей местные поселения.
Муравьевский парк — самая близкая от Благовещенска природная зона (в 60 километрах от города), где в естественной среде обитания можно увидеть самое большое скопление даурских, японских журавлей и дальневосточных аистов.
Любой желающий также может остаться в парке на ночь, чтобы получше познакомиться с окрестностями и с высокой террасы над поймой Амура увидеть чудесный закат. Для проживания есть всё необходимое, правда готовить гостям придется самим из своих продуктов.
Фото: Алексей Сухушин
Еще один вид отдыха подойдет тем, кто хочет побыть в уединении. В парке возможно проживание в летних домиках недалеко от базового здания. Это «полудикий» вариант, поскольку душ и туалет в лагере находятся на улице.
— В пойме есть несколько озер: Капустиха, Кривое, Лебединое, Хомутино, Песчаное, Круглое, в которых водятся караси, вьюны, ротаны, гольяны, где-то — сазаны и змееголовы, — рассказывает Евгений Лисицын. — Тем, кто захочет остаться в парке на ночь и порыбачить, мы дадим удочку и покажем, где можно накопать червей.
В парке бывают не только амурчане, в этом году полюбоваться на диких птиц приезжали туристы с Сахалина, Камчатки, из Москвы, а хабаровчане останавливались на несколько дней. Ожидается приезд группы телеканала «Муз-ТВ» для съемок тревел-шоу «Приехали!»
Каникулы с грантом
Приезжающим в парк детям интересно все. Фото: Алексей Сухушин
Экопросвещение — одно из приоритетных направлений в деятельности Муравьевского парка, поэтому на его площадке регулярно проводятся занятия с детьми. Например, в этом году организация с проектом «Каникулы в Муравьевском парке» выиграла губернаторский грант в 500 тысяч рублей. Проект был рассчитан на учеников Тамбовского округа и проходил в формате выездных интерактивных экскурсий.
Ребята увидели птиц в естественной среде обитания, познакомились с вольерным хозяйством парка, посетили дендрарий, прогулялись по экологическим тропам. Для школьников проводили чаепитие на свежем воздухе и мастер-классы по росписи шоперов — их дети забрали с собой.
Благодаря гранту на «Каникулах в Муравьевском парке» за летние месяцы побывали около 300 тамбовских детей разного возраста.
— Я считаю, что у нас лучшие специалисты эколого-просветительской деятельности, которые грамотно подают информацию, — уверен директор Муравьевского парка. — Люди уезжают от нас с совершенно другим мировоззрением в отношении птиц.
Даурский журавль Белла и чёрные журавли Жура и Гриша. Фото: Алексей Сухушин
Волонтеры из Москвы и Томска
Свыше
500
видов растений произрастают в парке, включая эндемик «эвриала устрашающая», занесенная в Красную книгу России как исчезающий вид
В природном парке всегда работали волонтеры, люди, которым не безразлична судьба редких птиц, и те, кто хочет внести свой вклад в развитие экологии. Однако в последние годы в силу разных причин волонтерский «ручеёк» в журавлином заказнике высох. И только нынешним летом появились первые добровольцы, бесплатно помогавшие парку.
Специалисты Муравьевского парка через волонтерские интернет-площадки обратились к тем, кто за свой счет готов прилететь в Амурскую область. Откликнулись несколько человек, но смогли приехать две девушки: одна из Москвы, другая — из Томска. Они обустраивали экотропы, наводили порядок на территории, готовили к зиме вольеры, занимаясь простой, но очень необходимой работой.
Возобновляются и контакты с зарубежными специалистами по мониторингу и учету птиц. По словам директора парка, в конце этого месяца должны приехать сотрудники научно-исследовательского центра экологических наук Китайской академии наук.
Снеговик, Нико и другие
Кроме экологического просвещения вторым основным направлением в работе парка устойчивого природопользования является реинтродукция (размножение редких видов птиц для их возвращения в природу. — Прим. авт.).
Научный сотрудник парка Антон Сасин. Фото: Алексей Сухушин
— Сегодня на нашей станции содержатся три японских журавля, один — даурский, два — чёрных журавля, два краснокнижных гуся-сухоноса, а также редкий вид — чёрный аист, — рассказывает кандидат биологических наук, научный сотрудник парка, доцент кафедры биологии и охотоведения Дальневосточного ГАУ Антон Сасин. — Аист к нам попал из Поздеевки, по которой бродил крайне истощенный. Он — слеток, был только что из гнезда, поэтому не научился летать и добывать пищу. Мы его подкормили, он окреп, прибавил в весе и уже готов вернуться в свою среду обитания.
В парке бывают не только амурчане, в этом году полюбоваться на диких птиц приезжали туристы с Сахалина, Камчатки, из Москвы, а хабаровчане останавливались на несколько дней. Ожидается приезд группы телеканала «Муз-ТВ» для съемок тревел-шоу «Приехали!»
С 2011 года в вольерах парка родились и выросли 14 птенцов японских журавлей. Восемь из них были выпущены в дикую природу, шесть — по обмену распределены по питомникам и зоопаркам в разных регионах России. А вот эксперимент с потомством исчезающего вида гуся-сухоноса оказался не слишком удачным. Со станции в природу птенцы выпускались трижды, но все они постепенно погибли от рук охотников.
Японские журавли Снеговик и Нико. Фото: Алексей Сухушин
На месте Муравьевского парка когда-то было село и линия обороны
Совмещать научную, эколого-просветительскую и туристическую деятельность парку совсем не просто — на всё нужны средства. Директор организации не скрывает, что ждет помощи от любых структур. Чтобы не только сохранить то, что уже имеется, но хотя бы делать вперед еще какие-то шаги. А планов у сотрудников парка много. Например, Евгений Лисицын хочет обогатить экопросвещение историческими фактами.
— Тамбовский округ богат на историю. На месте парка раньше стояло село Бугровое, которое просуществовало до 1976 года. Здесь жили люди, была ферма. А на террасе, на которой располагается наша база, проходила линия обороны Карбышева, от которой осталось четыре дота. Об этом надо рассказывать, так как все это находится на землях парка, — уверен директор Муравьевского парка.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 25.09.2024
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии