Анна Воробьева с календарем «Эвенки и растения». Фото: Никита ПеченикАнна Воробьева с календарем «Эвенки и растения». Фото: Никита Печеник

Как индейцы довели до эвенков

Эта история началась 6 лет назад, когда заведующая станцией интродукции Амурского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН Анна Воробьева в рамках обмена опытом поехала в США.

 — В дендрарии университета Вашингтон есть отдельный пласт работы, посвященный тесному взаимодействию с этносом — индейцами, коренным народом этой местности, — рассказывает кандидат биологических наук Анна Воробьева.  — Тогда я подумала: почему в нашем Ботаническом саду никто не рассказывает про этническую связь, не развивает этноботанику?

Вернувшись в Благовещенск, Анна, как любой ученый, начала работу со сбора информации. Она пересмотрела фонды огромного количества библиотек, как нашей областной, так и электронных разных регионов, в поисках литературы об использовании растений коренными народами.

В первую очередь ей надо было разобраться с составом коренных народов на территории современной Амурской области. Выяснилось, что сегодня остались только эвенки, которых также называют тунгусами. Поэтому заведующая станцией стала изучать всё, что касается этого коренного народа, живущего в наши дни от Енисея до Сахалина.

Как тебя назвать?

— Но оказалось, что специализированной литературы по этноботанике Приамурья нет вообще, — говорит Анна. — Это были или историко-этнографические, или археологические очерки, в которых по крупицам, порой между строк, приходилось выискивать растения, которые эвенки использовали в своей жизни.

Поиск информации длился три года. Одновременно решалась другая большая проблема: необходимо было идентифицировать эвенкийские названия с русскими или научными, латинскими, названиями. Например, в тексте встречалось слово «чалбан», но, чтобы понять, что это «береза», пришлось обращаться за помощью к историкам и филологам. Анне Воробьевой помогали специалисты центра по сохранению историко-культурного наследия области, известный ученый Андрей Забияко из АмГУ, историки БГПУ.

 — Кроме того, пришлось подключать носителей языка.  В результате сегодня у меня есть достоверная информация о 33 видах растений, которые коренные народы использовали в своей жизни. Но я понимаю, что это небольшая цифра, так как эвенки занимают большую территорию России, — уточняет автор проекта.

Кормление огня

В Ботаническом саду Анна Воробьева занимается эколого-просветительской работой. Поэтому, имея на руках интересную информацию по этноботанике, к ней пришла идея создать маршрут, в ходе которого гости знакомились с 20 растениями, которые использовали в своей жизни эвенки. Это лиственница, береза, курильский чай, пижма, осока, тополь, багульник, брусника, сосна, ива и другие.  По сути, обычный состав растений, который должен быть в любом Ботаническом саду. Но теперь эти знакомые всем деревья и кустарники предстали в совершенно другом свете: как неотъемлемая часть жизни оленьих людей.

— Мы пригласили к нам эвенков, в том числе Ангелину Сафронову, которая родом из Бомнака, — рассказывает Анна Воробьева. — В первый раз она приехала к нам со своей мамой, которая во время экскурсии провела обряд имты — кормление огня.

Это была семейная ночная экскурсия, в которой вместе со взрослыми участвовали дети от 8 до 13 лет. Они были настолько впечатлены, что после окончания мероприятия подошли к Анне Николаевне и спросили, как можно больше узнать об эвенках.

Так родилась новая идея: провести занятия по этноботанике для детей в рамках летней образовательной программы по ботанике «Умные каникулы».

В Амурском филиале Ботанического сада-института ДВО РАН развивают этноботанику — науку, которая исследует  взаимодействие людей с растениями. Первым шагом стала  работа «Эвенки и растения», которая воплотилась в уникальном  календаре, оформленным с использованием ритуальных  лент.

Илья и лепешка из черемухи

Над исследовательской и экскурсионной работой Анна Воробьева трудилась вместе с супругом Олегом Жилиным — директором Ботанического сада. Поэтому не удивительно, что их сын Илья, которому тогда было 8 лет, стал одним из участников летней программы: он и учился, и был под присмотром родителей.

Ребенок знал, что существуют такие растения, как курильский чай, лиственница, береза, но новая информация об использовании их в обыденной жизни эвенков так его увлекла, что он решил написать научный проект. «Это так интересно, но об этом никто не знает», — аргументировал свою идею второклассник Илья.

— Научную основу сыну дали, конечно, мы. Но у детей совсем другое мышление. Я предлагала написать плакат или брошюру, однако Илья сказал, что нужно снять ролик, — говорит Анна. — Мы попросили оператора Илью Тяна помочь и сняли ролик про то, как эвенки делают лепешки из плодов черемухи.

Анна попросила в областном музее детский эвенкийский костюм, в котором Илья, сидя на одном из камней в Ботаническом саду, растирал в муку плоды черемухи и лепил из нее лепешки. Этот мини-фильм семья отправила на областной конкурс видеороликов «Культурное наследие Земли Амурской», и он в номинации «Объекты природы» завоевал первое место.

Семейный проект

Илью это вдохновило, и он решил исполнить просьбу родителей: сделать особый календарь. Олегу Жилину и Анне Воробьевой хотелось облечь имеющуюся информацию по этноботанике в необычную форму, которая была бы красочной, интересной и доходчивой. И ребенок под чутким руководством папы сделал шесть рисунков для календаря в технике ботанической живописи.

Школьник рисовал растения, у которых имелись крупные листья и ягоды, например бруснику и черемуху. А более мелкие — хвойные или осоки — Олег Викторович изображал сам: он хоть не имеет художественного образования, но очень хорошо рисует. Когда все рисунки были готовы, Анна сделала краткое описание этих растений, как и для чего они использовались эвенками. Графическое исполнение взяла на себя сотрудник сада Кристина Бессмертная.

Но самой кропотливой работой стал поиск названий всех месяцев года и растений на эвенкийском языке, поэтому пришлось снова подключить филологов. Причем оказалось, что у эвенков, живущих на разных территориях, одни и те же растения называются по-разному.

Выпустили на собственные деньги

Когда макет календаря был готов, Анна Воробьева в поисках спонсора, способного оплатить выпуск издания, представляла проект в благовещенских школах, в управлениях образования и культуры. Но никто не заинтересовался результатом исследовательской работы биологов.  И тогда, посовещавшись на семейном совете, в который входил сын Илья, Анна и Олег решили отпечатать 500 экземпляров на собственные деньги.

 — Почему мы хотели, чтобы этот календарь увидел свет именно сейчас? В этом году наш Ботанический сад был принимающей стороной для II международной научно-практической конференции «Этносы и флора», — поясняет Анна Воробьева. —  Поэтому мы решили, что календарь должен «родиться» к конференции.

Работу амурчан оценили не только участники научно-практической конференции, на которую съехались представители 15 российских городов и Казахстана. В сентябре на  XIY международной выставке-ярмарке «Амурские книжные берега» в номинации «Моя Родина»: фотоальбомы» научно-популярный перекидной календарь «Эвенки и растения» получил диплом III степени.

Лиственница у эвенков — и стройматериал, и пища, и лекарство

Первой по своей значимости   в жизни коренных народов считается лиственница. Эвенки делят мир на верхний, средний и нижний. В нижнем обитают злые духи, в среднем живут люди, а в верхнем — добрые духи. Один из них — Сэвэки, помогает людям, создавая для них всё полезное, в том числе лиственницу. Это и стройматериал, и пища, и лекарство.

Витамин С в чистом виде

Молодую хвою жуют, поскольку это витамин С в чистом виде. Из заболони — внутреннего молодого слоя коры — варят суп: ее разваривают до состояния киселя и в голодные зимы едят такие похлебки. Смолу прикладывают к ранам, как антисептик.

Эвенкам, чтобы общаться с Сэвэки, нужно было дерево-проводник, которым считалась лиственница. Поэтому она еще и обрядовое, культовое дерево, на которое повязывают ритуальные ленточки — мысли и желания, передаваемые духам.

Багульник лечит и отгоняет злых духов

Вторым значимым, после лиственницы, считается береза. А третьим — багульник. Но не тот кустарник, что весной расцветает розовым на амурских сопках. Багульник болотный растет на болотах и цветет белыми цветками в июне. Он имеет сильный запах из-за большого количества эфирных масел. С багульника начинаются все обряды эвенков: его поджигают, чтобы дымом отгонять злых духов и очищать помыслы.

Шаманы, чтобы пойти в транс, пили настой багульника болотного. А отваром из этого растения лечили простудные, легочные, нервные и желудочные заболевания.

В прошлом году Ботанический сад разработал и запустил  экскурсию «Растения в жизни эвенков» и  проводит ее на постоянной основе с мая по октябрь. По итогам двух сезонов  специалисты сада сделали вывод, что эта тема вызывает большой интерес у гостей.

Можжевельник вместо холодильника

Хвойный кустарник можжевельник имеет мощное бактерицидное свойство, поэтому его использовали для хранения пищи. В него заворачивали мясо, рыбу, на нем разделывали сырые продукты. Кроме того, им застилали пол, клали под ноги, чтобы не заболеть, а при болезнях замачивали ветки, плоды и пили отвар.

Черемуховые памперсы

Черемуха употреблялась не только в пищу. Тонкая стружка молодой коры дерева при высыхании получалась воздушной и напоминала вату со специфическим запахом. Она играла роль сорбента, впитывая воду, грязь, поэтому такую вату использовали как подстилку в люльку, как памперсы для детей, ей вытирали кровь с разделочных поверхностей, обрабатывали раны. Плоды черемухи использовали для лечения пищевого расстройства.

Из свежих толченых ягод готовили традиционное лакомство — черемуховые лепешки. А сушеные ягоды перетирали в муку и добавляли в супы.

Стельки из осоки

Использование осоки в быту было характерно не только для эвенков, но и для всех коренных народов Дальнего Востока. Женщины заготавливали листья осоки, высушивали, потом деревянной колотушкой долбили до мягкости. Обычно такой жгут из осоки   использовали для обуви, скручивая на ступне от носка к пятке, чтобы нога не скользила. Растительная стелька защищала ступни от пота и бактерий, ее можно было использовать до двух недель.

Мука из сосны

Сосна низкая, или кедровый стланик, употреблялась в пищу. Свежие орехи ели вместе с мягкой скорлупой, а также пекли в золе и перетирали в муку, из которой делала приправу для мясных и рыбных блюд. Еще из плодов стланика варили кашицу и готовили из нее лепешки для охотников, уходящих на промысел.

Брусника для каныги

Брусника до сих пор считается самой распространенной ягодой в меню эвенков. Ее добавляют во взбитое жирное оленье молоко, получая десерт. Или делают каныгу: в полупереваренное содержимое желудка оленя добавляют бруснику. Считается, что каныга способствует лучшему усвоению мясной пищи и богата полезными элементами и витаминами.  Известна и целебность отвара листьев брусники как противовоспалительное и антисептическое средство.

Самый древний напиток

 — Курильский чай — традиционный напиток, который употребляли эвенки Дальнего Востока, — рассказывает Анна Воробьева. —  Этот кустарник растет на всей территории страны, но впервые описан на Курилах, отсюда его название.

За мощные антибактериальные и иммуностимулирующие свойства курильский чай в народе называли могучкой. Он богат витаминами, особенно аскорбиновой кислотой, а также минералами и микроэлементами.

Главной ценностью этого растения считается его способность излечивать заболевания желудочно-кишечного тракта: любые сбои в пищеварении, изжогу, метеоризм, даже отравление алкоголем. Курильский чай помогает восстанавливать микрофлору кишечника и устранять симптомы дисбактериоза.

По содержанию витамина С курильский чай может соперничать с шиповником, лимоном, черной смородиной. Особенно он полезен во время эпидемии сезонных простуд, так как повышает сопротивляемость организма к различных инфекциям.

 — О китайском чае, или камелии китайской, эвенки узнали, когда стали взаимодействовать с маньчжурами и китайцами. А культуру пития этого чая в Приамурье привнесли казаки, как и употребления в качестве напитка другого растения — иван-чая, — констатирует кандидат биологических наук. — Правда, сам иван-чай эвенки не пили.

Как заваривать курильский чай

Любой травяной чай не следует заливать кипятком. Температура воды должна быть не выше 60–70 градусов. Объем — ложка смеси на стакан воды. Напитку необходимо дать настояться до 10 минут. Кстати, заваривать курильский чай можно до семи раз, однако при этом его полезные свойства будут уменьшаться.

Возрастная категория материалов: 18+