• Фото: Екатерина Гвоздовская
  • Фото: amurobl.ru

Нечеловеческая нагрузка

Семь-восемь тысяч дел за год — объем работы одного мирового благовещенского судьи. В его подчинении (или аппарате) четверо специалистов. При этом по одному делу человек может обращаться в суд несколько раз: сначала ему нужно подать заявление, затем он хочет ознакомиться с ходом дела, узнать решение и так далее.

Фото: Екатерина Гвоздовская

— Две трети амурчан, которые сталкиваются с судебной системой, решают свои вопросы именно в мировом суде. При этом на столицу Приамурья приходится больше трети исков мирового суда региона. Более того, средний показатель нагрузки на благовещенских мировых судей выше, чем в среднем по России, — говорит зампредседателя Благовещенского городского суда Амурской области Игорь Емшанов. — Алименты, разводы, домашнее насилие, коммунальные и банковские долги — нагрузка на нашу систему колоссальная.

10

 участков мирового суда действуют в Благовещенске. Все они находятся в одном здании. Это, по словам авторов идеи фронт-офиса мировых судей, такое положение создало идеальные условия для того, реализовать новый формат работы именно в столице Приамурья.

До последнего времени обращение благовещенцев в мировой суд выглядело так: человек приходил в здание мировых судей и начинал заглядывать в кабинеты, выясняя, к какому участку он относится. Затем дожидался приема, нередко пытался уточнить, каким образом ему заполнять заявление. Каждая попытка попасть на прием — это очереди, маленькие кабинеты, заваленные с головой делами сотрудники аппарата юстиции. И все это — зачастую на фоне стресса у человека, который пришел в суд решить свою проблему и не всегда понимает, что ему делать.

Полностью поменять систему и превратить обращение в мировой суд в комфортную и быструю услугу кажется почти нереальным. Однако юстиции это удалось — сообщество обратилось к Василию Орлову за финансовой поддержкой, и губернатор, вникнув в проблему, поручил финансово поддержать идею. Так в Благовещенске открылся фронт-офис мировых судей. По сути, это МФЦ, который существенно облегчает благовещенцам обращение в суд. Специалисты познакомили с новым форматом работы региональные власти и СМИ.

Новое лицо суда

Фото: Екатерина Гвоздовская

Теперь на входе посетителя мирового суда Благовещенска будет встречать специалист на ресепшен. Она уточнит адрес человека и объяснит, в какой участок ему необходимо обратиться (большинство людей этого не знают).

Затем делегацию гостей во главе с губернатором Приамурья проводят в «велком»-зону. Здесь работают специальные консультанты. Это не аппарат мировых судей, а дополнительно задействованные специалисты именно фронт-офиса. Они могут проконсультировать по процедурным вопросам (не путать с юридическими услугами, здесь их оказывать не будут. — Прим. ред.). Например, не всегда человек понимает, в какой суд ему нужно обратиться (в определенных случаях подавать заявление на развод нужно в городском суде). Здесь же помогут подобрать образец заявления, который подходит именно его ситуации. Расскажут, нужно ли ему оплатить пошлину, ее размер, и объяснят, как это сделать. В общем, превратят намерение человека обратиться в суд в конкретный документ, с которым судья уже может работать.

Эдуард Штейнбреннер, мировой судья Благовещенска:

 

— Мировую юстицию можно сравнить с правовой клиникой по многим семейным вопросам. К нам приходят с побоями, домашним насилием, взысканием алиментов, взысканием зарплаты. И важно в этот момент не усугубить и без того сложное положение, в котором находится человек, сработать быстро и профессионально. При этом мировые судьи оказывают большую помощь и государству. Мы взыскиваем долги по всем видам налогов, привлекаем к разным видам ответственности. Боремся с пьяными водителями. По данным службы приставов, за прошлый год от мировой юстиции области на взыскание поступило более семи миллиардов рублей. И это без статистики банков и без добровольных оплат. И треть от этой суммы взыскивают мировые судьи Благовещенска.

Выполнять такую работу специалисты аппарата судьи не могут. Во-первых, у них другой функционал, во-вторых, такая разъяснительная работа будет затормаживать процесс ведения дел. А затягивание сроков — это нарушение прав тех, чьи дела уже рассматриваются.

— Видно, что работа проведена серьезная, — отмечает Василий Орлов.

Цифровые помощники и класс для учебы

Фото: amurobl.ru

Фронт-офис — не просто отремонтированное здание мирового суда, это новый подход к системе работы. Так, теперь у этой юстиции появилось отдельное помещение для знакомства граждан с материалами судебных дел. Есть в обновленном учреждении и call-центр, причем здесь будут работать и цифровые помощники.

4

помощника — аппарат одного мирового судьи. При этом на команду приходится по 7—8 тысяч дело в год

— Мы понимаем, что более 60—70 обращений носят типовой характер: где мое дело, где его искать, кто судья и так далее, — объясняет Игорь Емшанов. — Здесь нагрузку на людей снижают цифровые помощники. Они могут фильтровать основной поток обращений, а самые сложные случаи будут обрабатывать специалисты call-центра.

Рядом — отдельное помещение для обучения.

— В основном наши специалисты работают в ведомственных программах. Более того, мы используем уникальные программные продукты, которыми пользуются в других регионах. Поэтому нам нужна собственная площадка для обучения, — добавляет мировой судья Благовещенска Эдуард Штейнбреннер.

Здесь же, в коридоре, установлен современный терминал Сбера, чтобы обратившиеся в суд благовещенцы могли здесь же оплатить госпошлину или штраф.

Бумажная рутина

Фото: amurobl.ru

— Работу мирового судьи можно разделить на две части. Первая — это суть его работы: разобраться в деле, принять решение, — объясняет зампредседателя Благовещенского городского суда области. — Вторая часть — это связанные с правосудием вопросы по обращению в суд, ознакомление с материалами дела, получение консультации. По сути, это госуслуги. И именно этот функционал мы передаём во фронт-офис, чтобы судьи могли сосредоточиться на своей работе, а жители города — быстро, качественно и с комфортом получить услугу.

«Магис» — система машиночитаемых документов, которая существенно разгрузила амурских мировых судей. Создали ее в Приамурье, и теперь используют более чем в 30 регионах России.

Помимо работы с людьми, много времени отнимает и работа с бумагами.

— Двенадцать лет назад я пришел работать в городской суд. На четвертый день у меня на столе лежало больше ста заявлений. И первые полгода не покидала мысль об увольнении. Работа с девяти утра до шести вечера — норма, — вспоминает Игорь Емшанов. Именно он был автором идеи фронт-офиса. — Изучая систему, я понял, что мы, судьи, много работы делаем вручную, причем работы однотипной на разных участках. Позже наша команда начала заниматься автоматизацией. Мы стали вводить стандарты, шаблоны, применять цифровые решения. Начало получаться, стало легче, и что самое важное — не только нам, но и нашим гражданам.

Фото: Екатерина Гвоздовская

30

процентов дел мировых судей в Приамурье приходится на Благовещенск

— Согласно статистике, на территории Благовещенска каждый третий житель хотя бы раз в год так или иначе сталкивается с работой мирового суда. Большинство людей не обладает специализированными навыками, чтобы ощущать себя уверенно в этой ситуации. Поэтому так важно, чтобы людей здесь встречали не замученные огромным ворохом бумажных дел люди, а специалисты, работа которых специально нацелена на помощь обратившихся в юстицию граждан, — в трех предложениях министр юстиции области Елена Акименко описывает актуальность нового офиса. Правильная организация работы — это очень важно, однако без цифровых решений оперативно отрабатывать по семь тысяч дел в год одному судье тоже нереально. Однако помогают таким специалистам не только живые помощники, но и цифровые. А теперь — еще и нейросеть.

Первый «Магис»

Фото: amurobl.ru

Несколько лет назад команда программистов амурского судейского сообщества под руководством Игоря Емшанова создала систему автоматизации приказного производства «Магис».

— Самый популярный документ, который чаще всего нужно создать судье — судебный приказ. Причем в 70 процентах случаев речь идет о типовых приказах от крупных компаний, которых мы называем корпоративными клиентами. Это АКС, ДЭК, банки и так далее, — объясняет зампредседателя Благовещенского городского суда Амурской области. — «Магис» — это не нейросеть, она работает с машиночитаемыми документами, но принцип ее работы схож.

Василий Орлов, губернатор Приамурья:

 

«Уникальные технологии, которые здесь разработаны, будут актуальны и для других регионов».

Крупные компании подают документы в электронном виде, а система сама формирует из них приказы. Причем не важно, сколько именно заявлений на судебный приказ будет подано — сто или тысяча. Программа выдаст судебные приказы в любом случае с нечеловеческой скоростью.

«Магис» существенно разгрузил мировую юстицию в регионе. Теперь судьям с помощниками не нужно вбивать данные на каждого человека, который задолжал деньги кредитной или ресурсоснабжающей организации. Программу оценили по всей России: сегодня ее используют мировые суды в более чем в 30 регионах.

Следующий шаг

Однако на достигнутом команда разработчиков решила не останавливаться.

Второй по популярности документ, который приходится оформлять судьям — это протокол административного нарушения. И здесь для оптимизации работы юстиция решила использовать нейросеть. Саму модель предоставил Сбер. А программисты суда ее обучили и представили результат главе региона.

Олег Васильев, председатель Амурского областного суда:

 

— Проект фронт-офиса для нас — самый большой прорыв. Он позволит увеличить доступность правосудия – люди будут тратить меньше времени для решения своих вопросов, а также получать консультативные услуги в комфортной обстановке».

Теперь, когда заявитель приносит обращение, специалист фронт-офиса запускает документ в сканер. Нейросеть считывает данные и самостоятельно разносит их по полям. Полей более двадцати: это Ф. И. О., пол, возраст, гражданство и так далее. Раньше сотрудники аппарата судьи все это делали вручную. Нейросеть не болеет и не обедает, а еще она может работать ночью. Специалист сканирует документы и уходит домой в конце рабочего дня, к утру заполненные протоколы будут готовы.

— У вас замечательная команда, глаза горят — и это очень важно. Нагрузка на мировую юстицию растет — без современных технологий не обойтись, — прокомментировал Василий Орлов. — Предложения, с которыми руководство амурского областного суда обратилось к региону, было актуальным и востребованным. Мы поработали со Сбербанком — они предложили несколько своих цифровых продуктов. Считаю, что Сбербанк сегодня — одна из самых высокотехнологичных компаний на современном рынке. Думаю, люди по достоинству оценят итоговый результат.

Комментарии

Елена Акименко, министр юстиции Амурской области:

Фото: Екатерина Гвоздовская

— Амурская область — единственный регион, который сегодня работает с искусственным интеллектом на площадке мировой юстиции. Это стало возможным благодаря партнерству между правительством региона и Сбером, который поделился с нами своей моделью, а обучаем ее мы самостоятельно. Использование нейросети существенно увеличивает скорость работы всех сотрудников-делопроизводителей на участках. Это первый этап внедрения искусственного интеллекта.

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— Люди регулярно пользуются услугами мировой юстиции. Качество сервисов для людей, несомненно, должно повышаться. Мы стремимся облегчить все процессы контактов граждан с государством. Поддержали все предложения, которые были высказаны руководством Амурского областного суда, работали со Сбербанком — нашим партнером по цифровой трансформации. Получился совместный продукт. Уверен, что люди это по достоинству оценят. Надеюсь, площадка станет эталонной для того, чтобы сюда приезжали коллеги из других регионов, перенимали наш опыт и тиражировали на своих территориях.

Возрастная категория материалов: 18+