Чем патент отличается от визы
Чтобы понять, что значит «запрет на работу по патентам», необходимо понимать, чем патент отличается от визы. Граждане стран, с которыми у России визовый режим, для работы должны получить визу. Оформляет ее для своих сотрудников работодатель, и этот процесс весьма непростой.
37,6
тысячи иностранцев работают сегодня в Амурской области. Основные сферы — сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, торговля и транспорт
Если организация хочет привлечь гастарбайтеров из визовых стран, сначала она должна использовать все варианты привлечения соотечественников: обратиться в центр занятости, отработать вопрос привлечения молодежи через образовательные учреждения, поднять зарплату не ниже средней по отрасли. Затем доказать потребность региональной межведомственной комиссии, а позже — обосновать запрос квоты на федеральном уровне.
Таким образом по визам в области в первую очередь работают специалисты (нередко — узкопрофильные), которых действительно сложно найти в нашем регионе среди соотечественников.
Чаще всего в Приамурье визовые гастарбайтеры — это китайцы, а на втором месте — турки. Последние трудятся на крупных газовых проектах.
При этом власти региона планомерно снижают численность визовых гастарбайтеров в Приамурье: чтобы работодатели не шли по легкому пути и переориентировались на внутренний рынок труда. Так, еще в 2018 году губернатор Василий Орлов ввел нулевые квоты для визовых иностранцев в сельском хозяйстве. Позже их распространили и на золотодобычу и другие сферы.
Каким гражданам не нужны визы для работы
А вот гражданам стран, у которых с Россией безвизовый режим (это ближнее зарубежье, страны бывшего СНГ — Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Молдова и с октября этого года — Грузия), оформлять визу не нужно. Они могут просто купить билет в наш регион, приехать и устроиться на работу. В этом случае им нужен патент.
Впервые запрет на мигрантов был установлен в сельском хозяйстве в 2021‑м. основной причиной для принятия такого решения стало безобразное отношение иностранцев к сельхозземлям.
И если предельное количество виз региональное правительство может устанавливать, то с патентами таких ограничений нет.
Но проблема с нежеланием работодателей ориентироваться на внутренний рынок, привлекать мигрантов по патентам и экономить на зарплате (мигранты согласны на более низкий заработок, часто умалчивают о нарушениях трудового законодательства и так далее) никуда не исчезла. Контролировать этот процесс и заставлять компании работать прежде всего с местными кадрами можно только запретом на работу по патентам.
Сельское хозяйство и золотодобыча — первые запретные отрасли
Фото: Архив АП
Впервые запрет на работу мигрантов по патентам ввели в 2021 году. Тогда постановлением губернатора иностранцам запретили работать в сельском хозяйстве.
— Вопрос целесообразности установления запретов на привлечение иностранцев по патентам правительство области рассматривает ежегодно, начиная с 2021 года, — рассказала Елена Дуленова. — Впервые такой запрет был установлен в сфере сельского хозяйства.
Тогда, в 2021‑м, основной причиной для принятия такого решения стало безобразное отношение иностранцев к сельхозземлям Приамурья. Мигрантов неоднократно уличали в том, они загрязняли земельные участки запрещенными в России химикатами и пленкой. И всячески нарушали технологические процессы сельхозпроизводства.
Елена Дуленова, начальник управления занятости населения Амурской области:
— В этом году работодатели заявили в органы службы занятости более 89 тысяч вакансий, из них около 75 тысяч — по рабочим профессиям. А безработных в Амурской области — 1,9 тысячи человек. Полностью без иностранных работников в настоящее время, конечно, не обойтись.
Была и другая мотивация — безработица среди сельского населения в Приамурье.
— Зачастую ущерб, который наносили мигранты своей работой природным богатствам, был невосполним, — отмечает начальник управления занятости населения Амурской области. — Поэтому позднее запрет был установлен и в сфере золотодобычи.
А в 2024 году запрет на работу по патентам расширили на торговлю (частично), производство продуктов питания, пассажирские перевозки, работу в домохозяйствах. Дело в том, что именно в этих сферах мигранты чаще всего нарушают российское законодательство. Власти региона провели анализ социально-экономической и криминогенной обстановки, сделали выводы и приняли соответствующие меры.
Почему нельзя запретить иностранцам работать по патентам в Приамурье
Три четверти гастарбайтеров в Приамурье работает в строительстве, на втором по популярности месте — домашние хозяйства, на третьем — торговля и ремонт автотранспортных средств. Фото: Архив АП
— В этом году работодатели заявили в органы службы занятости более 89 тысяч вакансий, из них около 75 тысяч — по рабочим профессиям. А безработных в Амурской области — 1,9 тысячи человек, — объясняет Елена Дуленова. — Полностью без иностранных работников в настоящее время, конечно, не обойтись.
74
процента мигрантов в Амурской области работают в сфере строительства
При этом большинство «патентных» мигрантов приезжают в Приамурье в надежде найти работу на строительстве крупных объектов. В итоге именно на стройплощадках и работает три четверти гастарбайтеров. На втором по популярности месте — домашние хозяйства, на третьем — торговля и ремонт автотранспортных средств.
С учетом того, что население Приамурья, как и всего Дальнего Востока, не растет, количество привлеченных для работы иностранцев не снижается. Сегодня в области по патентам трудится больше 37,5 тысячи гастарбайтеров. Из визовых стран с разрешением на работу — 7,6 тысячи мигрантов. Из стран СНГ, работающих по патенту, — 15,6 тысячи.
Есть и третья категория — граждане Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Согласно международным договоренностям, на жителей Армении, Казахстана, Киргизии и Беларуси запреты для мигрантов не распространяются. И для работы в России им не нужно оформлять разрешительные документы: они устраиваются на работу по той же схеме, что и россияне. Поэтому интерес к работникам из этих стран у амурских работодателей растет. Сегодня по трудовым договорам из стран ЕАЭС в Приамурье трудятся 14,2 тысячи человек.
Где золотая середина
Своими решениями власти региона устанавливают баланс для решения проблем, которые, надо сказать, стоят не только перед Приамурьем. С одной стороны — острая нехватка кадров, с другой — потенциальные проблемы от трудоустройства мигрантов.
При этом нужно учитывать, что свою миграционную политику ведут и другие регионы.
— Все субъекты России имеют право на своей территории запрещать работать мигрантам по патентам в отдельных видах экономической деятельности, — отмечет Елена Дуленова. — В последние годы регионы начинают активно использовать такое право и тем самым регулировать миграционные потоки. Как результат — на территории с наименьшим количеством запретов устремляется большее количество мигрантов.
На сегодняшний день иностранцам запрещено работать по патентам в 27 видах экономической деятельности Приамурья. Со следующего года перечень вырастет до 30 видов — губернатор Василий Орлов подписал соответствующее постановление.
В итоге правительство Приамурья выстраивает миграционную политику с учетом охраны правопорядка, защиты национального рынка труда и развития стратегически важных для региона отраслей без опоры на иностранную рабочую силу. Простыми словами — не допустить мигрантов туда, где в долгосрочной перспективе это может навредить экономике региона или обществу, и при этом не провалиться в острый кадровый дефицит.
На сегодняшний день иностранцам по патентам запрещено работать не только в сельском хозяйстве, но и добывать золото, строительный камень, участвовать в разработке карьеров, производстве детского питания и напитков, заниматься пассажироперевозками и работать в такси.
15,6
тысячи иностранцев из стран СНГ работают в Амурской области по патентам
Также «патентные» гастарбайтеры не могут сегодня торговать фруктами, овощами, мясом, рыбой, молочными продуктами и алкогольными напитками. Не имеют право заниматься розничной торговлей вне магазинов, палаток и рынков. А еще не могут быть кадровиками и вообще работать в агентствах по подбору персонала. Незаконно привлекать таких мигрантов и для работы в домашних хозяйствах у физлиц. Всего запрет установлен на 27 видов экономической деятельности.
Со следующего года список становится шире: запрещено будет работать уже по 30 видам экономической деятельности.
— Как и в текущем году, основные недоступные для иностранцев сферы — сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, торговля и транспорт, — говорит спикер. — При этом расширилась «запретная зона» в сфере торговли — нельзя работать в сфере оптовой торговли, теперь уже по всем видам деятельности, также запрещено привлекать иностранцев в продажу и ремонт автотранспортных средств, в розничную торговлю в неспециализированных магазинах — то есть в супермаркетах.
А в сфере транспорта, помимо пассажирских перевозок, теперь гастарбайтерам запрещено работать и на грузоперевозках, причем как на специализированном, так и неспециализированном транспорте.
Таким образом, регион перенаправляет миграционные потоки из сфер, куда проще всего устроиться и легче зарабатывать (эти места более привлекательны, соответственно, на них в первую очередь должны иметь право наши соотечественники), в те сферы, где острее всего не хватает рабочих рук.
В основном мигранты смогут работать на стройплощадках, на обрабатывающих производствах — в первую очередь это лесопереработка, в ЖКХ, в сфере обслуживания, в гостиницах и общепите.
Во фруктовых киосках стало меньше иностранных торговцев
Фото: Архив АП
Конечно, такие запреты отражаются на перераспределении иностранной рабочей силы в разных отраслях.
— Сегодня уже нет граждан КНР, Узбекистана и Таджикистана, Азербайджана в таких стратегически важных для региона отраслях, как золотодобыча и сельское хозяйство, — говорит Елена Дуленова. — Значительно сократилось количество мигрантов, работающих по патентам в торговле фруктами и овощами, по патентам не привлекают водителей-иностранцев на общественный транспорт и такси. Постепенно снижается количество физических лиц, работающих по патентам в домашних хозяйствах у работодателей.
Теперь мигранты в основном смогут работать на стройплощадках, на лесопереработке. А также в ЖКХ, в сфере обслуживания, в гостиницах и общепите.
Несмотря на то что запреты не всегда нравятся предприятиям, в комплексе они дают существенный экономический эффект.
— Запрет на привлечение иностранных работников способствует трудоустройству российских граждан и снижению уровня безработицы. А также заставляет работодателей участвовать в процессе подготовки специалистов: заключать «целевые» договоры со студентами, предоставлять места для прохождения практики, участвовать в образовательном процессе, — констатирует Елена Дуленова. — Кроме того, эти меры позволяют бороться с теневой занятостью и в целом способствуют развитию экономики области, вне зависимости от иностранной рабочей силы.
Власти региона планомерно снижают численность визовых гастарбайтеров: чтобы работодатели не шли по легкому пути и переориентировались на внутренний рынок труда.
Фото: Архив АП
Почему в Приамурье вводят запрет на работу мигрантам
— Защита стратегически важных сфер экономики
— Защита природных богатств
— Борьба с безработицей (особенно актуальна для жителей сел).
Что это дает
— Трудоустройство амурчан и снижение уровня безработицы
— Активное вовлечению работодателей в процесс подготовки молодых специалистов
— Борьба с теневой занятостью
— Развитие экономики области вне зависимости от иностранной рабочей силы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии