Золотодобыча попала под санкции
Добыча золота испокон веков является одной из важнейших отраслей экономики Амурской области, и долгое время была основной. Сейчас экономический расклад меняется в пользу новых отраслей, но добыча полезных ископаемых занимает треть в структуре промышленного производства региона.
В этом году на торги планируется выставить Иканское месторождение в Зейском округе. Балансовые запасы составляют 459 тысяч тонн меди, 57 тонн золота, 259,5 тонны серебра и 9,8 тысячи тонн молибдена.
— Как и все отрасли, золотодобыча последние годы испытывает санкционное давление: оборудование — импортного производства, были большие сложности в приобретении запчастей. Кроме того, России закрыли мировые биржи, реализовать металл не могли. Сейчас всё более-менее стабилизировалось, наши недропользователи научились работать в новых условиях, и в 2024 году добыто почти 19 тысяч тонн золота. Первый квартал 2025-го показал почти на 200 килограммов больше, чем в этом же периоде прошлого года. Всего за три первых месяца добыто 2,8 тонны. Ожидается, что в этом году объем добычи составит около 20 тонн, — рассказал министр природных ресурсов Дмитрий Лужнов.
Цена на золото формируется под влиянием множества факторов, и с прошлого года она растет. И по прогнозу рост стоимости драгоценного металла продолжится.
— Цена составляет порядка 8500 рублей за грамм, доходила и до 9 тысяч с лишним. Влияет на нее сложная обстановка в мире. Этот металл используется в самых разных отраслях, в том числе в высокоточной электронике и в вооружении, а также это государственный запас. Для самих организаций, которые занимаются добычей, высокая цена — это хорошо, однако есть обратная сторона — вместе с ценой растет интерес со стороны незаконных золотодобытчиков, — констатирует Дмитрий Валерьевич.
На смену россыпи приходит руда
15
юридическим лицам выписаны штрафы на сумму 1,5 миллиона рублей, 10 должностным лицам — на сумму 500 тысяч рублей за загрязнение водных объектов в 2024 году. Загрязнили водные объекты и 6 золотодобытчиков, оформивших поисковые лицензии
В прошлом году амурские предприятия добыли 11,4 тонны рудного и 7,5 тонны россыпного золота. В тройку лидеров по производству входит Маломырский рудник, где добыто 4,6 тонны, Покровский рудник дал 3,7 тонны, а прииск Соловьевский — 3,4 тонны, из них больше двух тонн россыпного золота и 1,3 тонны рудного. Как отмечают специалисты, перспектива в золотодобыче – это руда, так как запасы россыпей постепенно истощаются. Так, Березитовый рудник завершил свою работу в Тындинском округе и сейчас проводит рекультивацию.
— ГК «Атлас Майнинг» планирует запустить обновленную фабрику по новой технологии на Эльгинском месторождении, мощность предприятия вырастет до 3,6 миллиона тонн переработки руды в год. Несколько лет назад компания запустила в работу автоклав и начала разрабатывать упорные руды — таких предприятий даже в мире не так много. Раньше руда просто лежала в отвалах, современные технологии позволяют извлекать золото, серебро, платину и другие металлы, — рассказал министр. — У «Атлас Майнинг» есть еще одно перспективное месторождение рудного золота — Бамовское, компания перекупила его у ПАО «Полюс». Балансовый запас там составляет порядка 100 тонн. Сейчас там добывается россыпь, после чего начнется разработка руды. Этот проект позволит на протяжении не менее 10 лет поддерживать уровень рудной добычи в области. Еще один наш передовик — прииск Соловьевский — также занимается извлечением руды наряду с россыпью.
Титан, каменный уголь и никель – инвестпроекты набирают силу
Фото министерства природных ресурсов Амурской области
В Амурской области сейчас реализуется несколько крупных проектов по добыче полезных ископаемых. Региону они дают рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Так, уже началось освоение крупнейшего месторождения угля на Дальнем Востоке. Суммарные запасы Сугодинско-Огоджинского месторождения составляют 2,5 миллиарда тонн.
— Уже в первом квартале этого года ООО «Огоджинская угольная компания» добыла более 500 тысяч тонн каменного угля. Планы у инвестора большие – это строительство первой обогатительной фабрики. Обогащенный каменный уголь планируется поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Инвестор уже сделал автомобильную дорогу, строит железную дорогу с выходом на БАМ, проложено уже порядка 70 километров. Построен вахтовый поселок, его планируется расширять, так как в проекте предполагается задействовать порядка 14 тысяч человек. Причем губернатор Василий Орлов поставил задачу — чтобы на работу привлекали амурчан. Этот проект даст развитие Селемджинскому району – сейчас это депрессивная территория, здесь большая проблема с транспортной доступностью.
Еще один проект реализует на Куранахском титаномагнетитовом месторождении в Тындинском округе Байкало-Амурская горнорудная корпорация (АО «БАГК»).
— Ту инфраструктуру, которая там была, инвестор восстановил, можно сказать отстроил заново. В этом году в планах переработать 2,6 миллиона тонн руды. Также компания планирует расшириться за счет соседнего участка. Работают в суровых климатических условиях зоны БАМа, построили вахтовый поселок, в планах — расширение и модернизация фабрики. Титаномагнетитовый концентрат востребован во многих отраслях, вплоть до космонавтики. В планах инвестора — запуск фабрики, на которой планируется делать титановую губку, — поделился глава минприроды.
«Цена на золото составляет порядка 8500 рублей за грамм, доходила и до 9 тысяч с лишним. Влияет на нее сложная обстановка в мире. Этот металл используется в самых разных отраслях, в том числе в высокоточной электронике и в вооружении, а также это государственный запас», — отмечает Дмитрий Лужнов.
Серьезно занят разработкой никелево-медного месторождения Кун-Манье в Зейском округе еще один инвестор. Здесь появится горно-обогатительный комбинат.
— Инфраструктуры там нет никакой, компания сейчас решает вопрос с дорогой, энергетикой. Здесь завершается доразведка, уже порядка 450 миллионов рублей инвестор вложил в эти работы. Компания работает серьезная – они открыли свое подразделение на территории Амурской области. Это очень важное стратегическое направление, так как никель и медь крайне необходимы нашей стране, живущей в условиях санкций. Как заявляет инвестор, запуск проекта запланирован уже на 2026 год, — говорит Дмитрий Лужнов.
Также в регионе добывают бурый уголь. Компания «Амурский уголь» работает на разрезах «Северо-Восточный» в Райчихинске и «Ерковецкий» в Октябрьском районе. При этом запасы первого истощаются, а на втором есть проблема с обводненностью. Главный потребитель угля – Благовещенская ТЭЦ. Амурская область зашла в программу газификации, которая в том числе предполагает постепенный перевод станции на этот вид топлива.
Богата земля амурская и другими ископаемыми. Несколько месторождений уже изучены и ждут инвесторов. Но пока они не осваиваются по нескольким причинам. Первая — невостребованность этих видов полезных ископаемых на востоке России. Также роль играют неразвитость логистики в направлении стран АТР и высокие тарифы на железнодорожные перевозки. При этом региональное правительство постоянно занимается поиском потенциальных инвесторов.
Как регион борется с «черными копателями»
Амурское минприроды направило на федеральный уровень целый пакет предложений по изменениям в законодательстве, которые помогут бороться с нелегальными золотодобытчиками
Рекордная цена на желтый металл манит нелегальных добытчиков. Россыпи в тайге на севере Приамурья идут искать не только «черные копатели», но и старатели, у которых есть лицензия на геологоразведку. Они вполне легально завозят в амурскую тайгу технику, но вот только занимаются не оценкой месторождений, а варварской добычей золота. Добраться до отдаленных мест правоохранителям нелегко, еще сложнее – поймать нарушителей за руку. Еще несколько лет назад власти Амурской области забили тревогу и вышли на федеральный уровень с предложением законодательно перекрыть лазейки таким предприимчивым фирмам. И добились этого: на территории региона введен мораторий на выдачу поисковых лицензий, также действует запрет на привлечение недропользователями иностранной рабочей силы.
Иностранцев ловят и депортируют
Источник фото: rg.ru
— В целом мы видим, что наша работа приносит результаты и ситуация выравнивается, снижается число жалоб и обращений от жителей. Очень важно, что работаем совместно с правоохранительными органами, — говорит Дмитрий Лужнов. — Тем не менее регулярно появляются «черные копатели», в том числе иностранные граждане. При этом незаконно добытое золото разными путями вывозится, в том числе сопредельную страну. Были случаи, когда его переплавляли и пытались вывезти под видом украшения: открыто и не стесняясь. Сейчас таможенные органы и ФСБ по поручению губернатора плотно работают по таким фактам.
20
тонн золота планируется добыть в Амурской области 2025 году
Как поясняет Дмитрий Валерьевич, при проверке важно поймать нарушителей в процессе добычи — за управлением техникой. Иначе таежные «гости» просто заявляют, что гуляли на свежем воздухе.
— Если иностранец управлял техникой, это уже означает, что осуществляется незаконная трудовая деятельность — в Амурской области действуют нулевая квота на иностранную рабочую силу в этой отрасли и полный запрет работы по патенту. При этом сейчас недобросовестные золотодобывающие организации оформляют на работу в другие регионы иностранцев как высококвалифицированных специалистов — инженеров или наладчиков оборудования, а вместо этого такие работники незаконно добывают россыпь в амурской тайге. Существовал такой пробел в законодательстве – например, Забайкальский край мог выдать разрешение на работу в двух субъектах, в том числе в Амурской области. И такие факты были. Мы два года бились, писали письма на федеральный уровень, и добились — теперь субъект может выдавать разрешение на работу только у себя в регионе, — поясняет Дмитрий Лужнов.
Ущерб взыскать очень сложно
Фото: Минприроды Амурской области
Сейчас амурское минприроды направило на федеральный уровень целый пакет предложений по изменениям в законодательстве, которые помогут бороться с нелегальными золотодобытчиками. Эта проблема актуальна для всех дальневосточных регионов.
— С мая прошлого года в правительстве сменился вице-премьер, который курирует отрасль, — им стал Дмитрий Патрушев. Мы нашли поддержку, и сейчас разрабатывается большой комплекс мер с учетом наших предложений. Например, мы отмечаем негативную тенденцию: подается много заявок на получение разрешений на добычу коренного золота и металлов – меди, сурьмы и так далее. Понимаем, что это делается, чтобы обойти запрет на получение лицензии на россыпное золото. И мы этот вопрос поднимаем. Скорее всего, Амурская область будет под запретом на добычу любых металлов. Мы предлагаем ввести запрет на нахождение в лесах с техникой, которая предназначена для геологоразведки и добычи, без соответствующих лицензий. Также за нарушение миграционного законодательства предлагаем аннулировать лицензию, — отмечает министр.
11,4
тонны рудного и 7,5 тонны россыпного золота добыто в 2024 году в Амурской области
После упорных переговоров и официальных обращений продолжается активная работа с так называемыми «спящими» лицензиями. Роснедра проводят процесс актуализации выданных разрешений и постепенно аннулируют такие лицензии. Зачастую за ними и скрываются незаконные золотодобытчики.
— Они получают поисковые лицензии, берут 500 квадратных километров площадей, добывают золото — и просто бросают участок, заявляя, что вели поиски, но ничего не нашли. В результате вырубаются леса, уничтожаются естественные места обитания животных, загрязняются водоемы, и ответственность за это никто не несет, — констатирует Дмитрий Валерьевич.
Специалисты минприроды принимают участие в выездных проверках, и в 2024 году выявили 22 факта загрязнения недропользователями ручьев и рек на севере области, а также два факта незаконной добычи россыпного золота по поисковым лицензиям. В 11 случаях водные объекты использовались для промывания — без разрешительных документов. Кроме штрафов, организации должны оплатить нанесенный ущерб природе. В 2024 году рассчитанная минприроды сумма превысила 485 миллионов рублей. Однако на сегодня взыскано всего более 54 миллионов рублей.
— К сожалению, взыскать всё не удается. Работаем в том числе со службой судебных приставов. Этот вопрос на личном контроле у губернатора Василия Орлова. Претензионно-исковая работа — это сложный и долгий процесс, судебные разбирательства идут годами, нередко за это время юридические лица успевают скрыть свое имущество, переоформить имеющиеся лицензии на другие организации, и в результате причиненный ущерб остается не взыскан. Сейчас мы плотно работаем по вопросу ответственности учредителей, предлагаем ввести для них уголовную ответственность и надеемся, что на федеральном уровне это будет решено, — отмечает министр природных ресурсов Амурской области.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии