
Вперед в прошлое: в Благовещенске семья поклонников советской эпохи создала уникальный музей
ОбществоВпечатленные увиденным, посетители чаще всего задают один и тот же вопрос: «Сколько это всё стоит?» Но ответа никогда не получают. Потому что никакими деньгами невозможно оценивать всю уникальность единственного на Дальнем Востоке — по своим масштабам и количеству экспонатов — частного музея, посвященного СССР. «Амурская правда» тоже побывала в прошлом нашей страны.
Фото: Алексей Сухушин
Идея уйти в капсулу
В Амурской области Дмитрий и Аста Ряписовы оказались почти 25 лет назад — главу семьи перевели в Приамурье по службе. Но и в Благовещенске свое давнее увлечение — реставрацию и сборку старых мотоциклов — Дмитрий не оставил. Техники набралось так много, что ставить ее было некуда. Поэтому несколько лет у супругов витала мысль открыть музей ретромотоциклов. Однако всё оказалось намного сложнее и интересней.
Параллельно с техникой Ряписовы покупали вещи советской эпохи, многое из времен СССР осталось у Дмитрия от прабабушки, дедушки и бабушек в Саратовской области. Супруги всё это сохранили, еще не понимая, зачем им это нужно. Как говорит глава семьи, это было на подсознательном уровне. Но постепенно мысли о специализированной выставке техники трансформировалась в идею создания музея о жизни в Советском Союзе.
Музеи, посвященные советскому периоду нашей страны, есть во многих российских городах. Но благовещенская «Капсула времени» отличается многообразием бытовых экспонатов, подлинностью каждого предмета, особой непередаваемой аурой 1930–1980-х годов.
Помещением для столь крупного проекта стало бомбоубежище. Но оно было в ужасном состоянии! 700 квадратных метров два года стояли затопленные водой со всеми вытекающими отсюда последствиями. В помещении не было ни отопления, ни освещения. Городское управление по делам ГО и ЧС помогло просушить бомбоубежище, но в его восстановление семья Ряписовых вложила собственные средства и немало труда. Будущий музей они решили назвать «Капсула времени», в которой будто законсервировалось наше советское прошлое.
«Меня не сломаешь!»
Фото: Алексей Сухушин
— В январе 2020 года мы начали ремонт, а в конце мая открылись. Но практически сразу же закрылись: началась пандемия ковида, — рассказывает директор музея Аста Ряписова. — Принимать посетителей нам разрешили только через полтора месяца с соблюдением всех мер безопасности для гостей: в масках и с дезинфекцией рук.
Но поток экскурсантов был настолько скудным, что за первый месяц частный музей заработал всего 5 тысяч рублей. Последующие два года были очень сложными: посетителей мало, дохода нет, а налоги и аренду платить надо. Еще было необходимо пополнять экспозиции: покупать, привозить из разных уголков страны и реставрировать экспонаты. Доходило до того, что налоговая инспекция предлагала закрыть убыточное предприятие.
— В первый год я иногда плакала: приходят посетители, а у нас со стены вода хлещет и я с тряпкой бегаю, — вспоминает Аста. — Конечно, были мысли закрыть музей, но я никогда не оглядываюсь назад: если пошла вперед, то до конца. Я стойкий человек, меня не сломаешь!
Дмитрий постоянно был занят на службе, и Аста взяла на себя всю работу по музею. Она как директор решает все организационные вопросы, проводит экскурсии, помогает мужу в реставрации предметов, много занимается самообучением, чтобы знать историю того времени, к которому принадлежат экспонаты.
Подлинные экспонаты
Фото: Алексей Сухушин
Сегодня в музее несколько тысяч экспонатов и 8 экспозиций: рабочий кабинет 50-х годов, кафетерий, жилые комнаты 40–50-х и 70–80-х годов, мотоулица, кабинет комиссара, выставка игрушек и телерадиоаппаратуры. И самая внушительная — диорама Сталинградской битвы. Все экспонаты — аутентичные, будь то крышки из фольги на бутылках молочной продукции или двери, когда-то стоявшие в штабе Благовещенского танкового училища. Причем, 80 % вещей — в рабочем состоянии.
Фото: Алексей Сухушин
Часть экспозиций — интерактивные. Можно, например, сесть за массивный стол 30-х годов и что-то написать чернилами и перьевой ручкой. Или, надев белую наколку, встать за стойку советского кафетерия. Можно примерить милицейскую форму или поиграть в настольный хоккей 60-х годов прошлого века, сесть за руль военного мотоцикла М-72 или взять в руки настоящий автомат.
Рассказать о всех экспонатах «Капсулы времени» невозможно. Это надо видеть и чувствовать, погрузившись в тот мир.
Фото: Алексей Сухушин
Конечно, диорама Сталинградской битвы несколько выбивается из общего контекста музея своей сверхнатуральностью и эмоциональной наполненностью. Подлинность каждого предмета — от пробитой пулями каски красноармейца до осколков немецкой посуды со свастикой — буквально завораживает. И только потом приходит мысль, что воспроизведение такой реальности — это титанический труд, который создавался годами и в который вложено немало средств.
— Практически все экспонаты музея мы купили в западных регионах страны, — говорит директор музея. — Но большая часть затрат идет на транспортировку, иногда даже в несколько раз превышающую стоимость самого предмета.
Экскурсии в музеи «Капсула времени» проводятся только по предварительной записи по телефону 8-914-555-92-50. Продолжительность экскурсии — 1,5 часа. Адрес: Благовещенск ул. Мухина, 100б (бывшее бомбоубежище).
Интерес иностранных туристов
В мае частный музей «Капсула времени» отмечает свой первый небольшой юбилей — 5 лет с момента открытия. Основными его посетителями стали школьники, группы из организаций, китайские и российские туристы. Парадоксально, но амурчан среди гостей мало. Многие наслышаны про этот необычный музей, но почему-то ни разу за пять лет не бывали в нём.
— Несколько лет назад у нас в гостях вместе с переводчиком побывал немец. Я, не зная, как ему переведут, чувствовала себя некомфортно, когда рассказывала о Сталинградской битве, — говорит Аста.
Но он был в восторге, когда увидел германский мотоцикл АWO, выпускавшийся в начале 50-х годов прошлого столетия. Оказалось, что отец немецкого гостя до сих пор ездит на таком.
Фото: Алексей Сухушин
А вот китайских туристов всегда интересует одно и то же: Ленинская комната с бюстом вождя, возле которого они фотографируются, а также оружие диорамы Сталинградской битвы. Они с ребячьей радостью садятся на мотоцикл и делают снимки с автоматом в руках.
— Иногда удивляют дети, — улыбается Аста Ряписова. — Когда я рассказывала, как выглядел самый первый калькулятор, и показывала на арифмометр, третьеклассник сказал, что на нем нельзя умножить ноль на ноль, иначе он сломается. «Откуда ты это знаешь?» — спрашиваю. Ответил, что в интернете смотрел.
«Практически все экспонаты мы купили в западных регионах страны. Большая часть затрат идет на транспортировку», — говорит директор музея Аста Ряписова.
Тайна актера и кукольная кухня «Анютка»
Какими экспонатами музей удивляет гостей
Экспонаты в частный музей попадали разными путями. Большую часть из них супруги Ряписовы покупали на интернет-сервисах, в том числе на сайтах коллекционеров. Другие попадали в «Капсулу времени» в качестве подарков. В основном это обезличенные вещи, не имеющие конкретного владельца. Но есть в музее несколько экспонатов, за которыми стоит человек. А какие-то ценны сложной и кропотливой реставрацией.
Чемодан актера Александра Орловского
Фото: Алексей Сухушин
Небольшой чемоданчик из фибры (плотно спрессованного картона) особо ничем не выделяется из тысячи других музейных экспонатов. Но на внутренней стороне крышки есть истертая надпись «Орловский Саша» с указанием его адреса. Этот чемодан в детстве принадлежал актеру Александру Орловскому, который снялся в 39 фильмах и сериалах, среди которых «Улицы разбитых фонарей-5», «Пером и шпагой», «Морские дьяволы-1», «Агент национальной безопасности», «Азазель».
Александр родился Пермском крае, но школу окончил в Благовещенске, а в Санкт-Петербурге — академию театрального искусства им. Черкасова. Работал в московских и санкт-петербургских театрах, снимался в кино. В Благовещенске жила его старенькая мама, и Александр вернулся в город детства, чтобы ухаживать за ней.
Платье для невесты производства ГДР попросила в аренду одна из горожанок на собственную свадьбу. «Я бы сегодня надела такое», — сказала она.
Удивительно, что актер прожил в амурской столице почти девять лет, не афишируя себя. Почему Орловский ушел из кинематографа — так и осталось тайной. Он умер в июле 2023 года в возрасте 61 года, через два месяца после кончины матери. Его тело обнаружили только через неделю после смерти и похоронили за счет муниципалитета.
— Когда родственники готовили квартиру Орловских на продажу, знакомая пригласила меня, чтобы я взяла что-нибудь в наш музей, — рассказывает Аста Ряписова. — Я взяла пальто матери и чемоданчик, с которым Александр, очевидно, ездил в детстве в пионерский лагерь.
Позвони мне, позвони
Фото: Алексей Сухушин
Одними из последних приобретений музея стали аппарат для газированной воды и телефонная будка. Первый, весом 100 килограммов, пришел из Краснодара, будка — из Подмосковья. Она была не просто в плохом, а в ужасном состоянии, проще сказать — металлолом. Но золотые руки и терпение Дмитрия Ряписова воссоздали аппарат, который уже более полувека не выпускают в нашей стране.

— Будку надо было сначала отпескоструить, чтобы снять ржавчину, загрязнения, устранить коррозию, выровнять металл, — говорит директор музея. — Но за эту работу никто не брался, даже на судостроительном заводе. Пришлось отправлять будку в Белогорск. Потом муж ее полностью переварил, листы железа вставил на пол, затем застеклили.
Надо отметить, что процесс этот был довольно долгим, поскольку Дмитрий постоянно находился в служебных командировках. И реставрацией мог заниматься только в короткое время между поездками.
Аста как может помогает мужу в реставрации. Но она, в прошлом швея по профессии, больше занимается мелким ремонтом — например, куклами. А всё, что касается восстановления железа и техники, — заслуга Дмитрия. Сейчас, например, дома у Ряписовых на реставрации находится легкомоторный мотоцикл 30-х годов. На него долго не могли найти двигатель, и только недавно купили в Москве.
Свадебное платье из ГДР
Фото: Алексей Сухушин
Среди экспонатов музея есть одежда, которую носили в советское время. Например, кримпленовое платье конца 60-х годов попало в музей из гардероба прабабушки Дмитрия. А в фате и белых свадебных перчатках выходила замуж его мама Людмила Владимировна. Кстати, лыжи, лыжный костюм и спортивные кубки — тоже ее. Людмила Ряписова всю жизнь занималась спортом, и даже сегодня, в свои 70 лет, преподает физкультуру студентам медицинского колледжа в Саратовской области.
Кстати, а свадебное платье 1985 года производства ГДР, подаренное музею одной из амурчанок, и сегодня имеет успех. Однажды молодая благовещенка попросила наряд в аренду: она выходила замуж и хотела бы на свою свадьбу надеть платье невесты 40-летней давности — настолько оно ей понравилось. Но девушке, конечно, отказали.
Родом из детства

Среди тысяч экспонатов частного музея есть два предмета, которые связаны непосредственно с самой Астой Ряписовой: это кукольная кухня «Анютка» и коляска для куклы.
Аста родилась в Литве, выросла в Калининградской области. Семья жила скромно и не могла позволить дорогие игрушки. Поэтому, когда маленькая Аста попросила купить ей кукольный набор кухни «Анютка», мама отказала. А в младших классах девочка мечтала о кукольной коляске, которая тогда стоила 5 рублей. Но мама посчитала, что дочь уже взрослая, чтобы играть с такой игрушкой.
В 2023 году частный музей «Капсула времени» стал лауреатом II степени в региональном этапе конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги для населения». На этот конкурс со всей области поступило больше 20 заявок.
О своих детских мечтаниях Аста помнила всю жизнь и, конечно, в свое время рассказала об этом Дмитрию. Однажды супругам пришла посылка. Когда Аста распаковала ее, то увидела ту самую, из детства, бело-голубую «Анютку»: на кукольной кухне так же открывались дверцы шкафчиков, а в умывальник можно было налить воды, которая текла из крохотных кранов. Это был сюрприз-подарок мужа на день рождения жене. Позже таким же образом в коллекции игрушек музея появилась кукольная коляска.
Дочери и сыновья Асты и Дмитрия — а у Ряписовых четверо детей, трое из которых уже совершеннолетние — конечно, уже давно в игрушки не играют.
— 13-летний Егор вырос среди мотоциклов и других экспонатов, он уже в два года знал, кто такой Ленин, и вместо меня сегодня может провести экскурсию, — говорит директор музея.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 14.05.2025
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Порядок слов Александра Ярошенко

Общество
Ледовый городок с новогодней елкой в Тынде откроют в середине декабря












































































Добавить комментарий
Комментарии