Калараш у своего самолета. Фото: soviet-aces-1936-53.ru

Как воспитанник детдома стал испытателем самолетов

Дмитрий родился 12 декабря 1911 года в Киеве в семье рабочего. В 1913-м его родители переехали на Дальний Восток и поселились в деревне Святоруссовка Амурской области. Рано остался сиротой — мать умерла в 1916 году, а отец-партизан погиб в 1919-м под Благовещенском во время Гражданской войны. Дмитрий воспитывался в Суражевском детском доме в Свободном.

Окончив три курса Хабаровского педагогического техникума, он работал бригадиром-бетонщиком. А после службы в армии связал свою жизнь с авиацией. В 1932 году  окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Затем служил в Научно-испытательном институте ВВС, где осваивал новейшие модели самолетов.

13 декабря 1942 года подполковнику Дмитрию Каларашу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Свободном его имя носит интернат № 17 и одна из городских улиц.

Первый подвиг: вывез раненого командира с вражеской территории

Когда началась война, поступил на службу в 402-й истребительный авиаполк, сформированный из летчиков-испытателей. Был заместителем командира и штурманом полка. Летал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и других типах самолетов.

Воевал в Крыму и на Северном Кавказе. Одним из ярких эпизодов его боевой биографии стал подвиг 19 июля 1942 года, когда он посадил свой истребитель на вражеской территории, чтобы спасти сбитого командира дивизии полковника Климова, и вывез его на своем самолете.

За время войны Калараш совершил около 250 боевых вылетов. «Летал на всех типах скоростных отечественных истребителей и на иностранных, типа «Кертис-Томагаук» и «Харрикейн», — писала «Амурская правда».

Последний бой: самолет подбил немецкий асс Баркхорн

29 октября 1942 года  Калараш — штурман 236-й авиационной дивизии — возглавил группу истребителей, прикрывавших штурмовики Ил-2 над населенным пунктом Гойтха в Туапсинском районе Краснодарского края. Калараш, пилотировавший новый Як-7 с бортовым номером 820201, занял место в верхнем эшелоне – тактически важная позиция, позволявшая контролировать воздушное пространство. Внизу шли «илы», а вокруг – шесть ЛаГГ-3 и пять других Яков.

Самолеты пересекли линию фронта. Внезапно из облаков вынырнули немецкие «мессершмитты» Bf-109G из элитной эскадры JG52.

Завязался ожесточенный бой. Враг имел численное превосходство, но Калараш, маневрируя на пределе возможностей машины, прикрывал своих и успел сбить 11 самолетов противника. Еще 6 — уничтожил в составе группы.

А затем его Як-7 был подбит немецким асом Герхардом Баркхорном — вторым по результативности пилотом Люфтваффе после Хартмана, на счету которого к концу войны будет более 300 побед.

Но вместо того, чтобы катапультироваться над вражеской территорией, сделал почти невозможное – на горящей машине перетянул через хребет Семашхо, отделявший линию фронта, и выпрыгнул с парашютом. Но при спуске получил смертельную травму грудной клетки от удара стабилизатором своего же самолета. Подобранный пехотинцами, он умер в госпитале Туапсе, так и не узнав, что через полтора месяца ему присвоят звание Героя Советского Союза.

«Он мог выйти из любого боя. В тот день просто выбрал не себя, а своих ведомых», – писал в воспоминаниях его однополчанин.

Возрастная категория материалов: 18+