Амурская закалка

Иван Маюров родился 26 октября 1918 года в крестьянской семье в деревне Убиенное Курганской губернии. После окончания семилетней школы и техникума он успел немного поработать мастером дороги, прежде чем осенью 1939 года был призван в армию. В Благовещенске он служил в артиллерийском полку, там же окончил полковую школу и командовал отделением вычислителей.

Когда началась война, сержант Маюров, как и многие, рвался на фронт. Но командование решило иначе: дальневосточные войска должны были быть готовы отразить японскую угрозу. Иван был направлен учиться в Хабаровское артиллерийское училище, которое окончил в 1942 году. Вскоре он стал начальником разведки дивизиона 65-го артиллерийского полка 3-й Крымской Краснознамённой стрелковой дивизии.

Разведчик и командир

В августе 1945 года, во время Советско-японской войны, лейтенант Маюров участвовал в боях с японцами за город Суньу. Его небольшая группа — сам Маюров, разведчик Кустов и радист Абашин — оказалась в засаде на территории Китая, в районе сегодняшнего Хэйхэ. В перестрелке Иван уложил трех японских солдат, одного захватили живым. Благодаря их разведке удалось выявить систему обороны противника: первую линию траншей, расположение огневых точек и до десяти вражеских позиций.

Задача стояла предельно ясная: закрепиться и корректировать огонь. «Зарывайтесь глубже!» — коротко приказал Маюров своим бойцам.

«В строках его последней радиограммы слышится голос целого поколения: Окружен… Вызываю огонь на себя».

Последний бой

Утро 15 августа стало для него решающим. С туманной долины японские колонны двинулись к сопке. Маюров поднял стереотрубу и увидел приближение врага. Радист Абашин установил связь с батареей. Первые пушечные залпы разметали ряды противника.

Но враг быстро догадался, откуда корректируется огонь наших батарей. Смельчакам помогло то, что наши артиллеристы лучше стреляли. Отбита одна атака... третья... пятая. Но снизу надвигались все новые вражеские цепи. А патроны таяли.

Замолчал Кустов, тяжело ранен Абашин. Кольцо смыкалось.

В этот момент лейтенант принял решение, которое позже назовут подвигом. Его последняя радиограмма гласила:

— Окружен японцами. Вызываю огонь на себя.

Он швырнул свою последнюю гранату в наступающих самураев. В тот же миг по высоте ударили все орудия дивизиона. Взрывами смело не только врага, но и саму позицию разведчиков.

Когда огонь утих, Иван очнулся. Неподалеку стоял японский офицер. Завязалась битва. Советский разведчик заколол противника штыком. Это была его последняя схватка на войне.

Путь нашим войскам был открыт. 

Золотая Звезда Героя

За проявленный героизм Иван Маюров был удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина. «Золотую Звезду» к гимнастерке лейтенанту прикрепил командир дивизии.

Позднее Иван Иванович продолжил службу: командовал батареей, был начальником штаба артиллерийского дивизиона, окончил Академию артиллерии им. Дзержинского. В отставку вышел в звании подполковника, позже ему присвоили звание полковника запаса. После армии жил и работал во Владикавказе и Москве, преподавал, занимался воспитанием молодежи. Скончался 30 мая 2000 года, похоронен на Лианозовском кладбище в столице России.

Его судьба и подвиг — напоминание о том, какой ценой досталась победа. И в строках его последней радиограммы слышится голос целого поколения:

— Окружен… Вызываю огонь на себя.

Возрастная категория материалов: 18+