Сюрприз на летней кухне
В то июньское утро Татьяна Чуй сидела на летней кухне, размышляя, за какое из домашних дел взяться в первую очередь. Рядом с хозяйкой примостилась кошка Дуся. Она тоже была полна кошачьих дум, ведь выбор, на каком боку полежать в первую очередь — левом или правом, согласитесь, непрост. Вдруг раздался странный звук, похожий на шлепанье.
Фото: Любовь Соколовская
— Слышу: «чап-чап». Что ж такое? Дома, кроме нас с Дусей, никого. Даже забеспокоилась — не померещилось ли из-за жары, — вспоминает Татьяна Филипповна.
Не померещилось: кухню по диагонали чинно пересекал крохотный утенок. Разумеется, происходящее не ускользнуло и от Дусиного внимания. Узрев невиданное доселе существо, мурлыка вознесла хвалу кошачьему богу, решив, что паштет из гусиной печени, наконец, ожил. Вспомнив все заложенные природой инстинкты, усатая охотница совершила молниеносный прыжок...
«Делать нечего – оставили у себя, хотя знакомые знатоки дикой природы сказали: в неволе не выживет».
Утенок не успел бы и крякнуть, но, к счастью, хозяйка оказалась проворнее. Опередив домашнюю хищницу на долю секунды, она схватила птицу. Дуся обиженно махнула хвостом и утешила себя тем, что оживший паштет когда-нибудь все равно достанется ей. А Татьяна Филлиповна изумленно, прижимая к груди пушистый комочек, принялась строить догадки — как утенок оказался в их жилище, как долго он сидел притаившись и что с ним теперь делать.
Вернувшийся домой супруг предположил, что незваный гость пришлепал с небольшого водоема, расположенного на окраине села. Правда, как такой кроха смог преодолеть расстояние в 300–400 метров, осталось загадкой.
Фото: Любовь Соколовская
— Хотели отнести утенка к водоему, но вспомнили, что он побывал в руках человека, а значит, мать его не примет, — вступает в разговор Василий Петрович. — Делать нечего – оставили у себя, хотя знакомые знатоки дикой природы сказали: в неволе не выживет.
Однако утенок не просто выжил, но и довольно скоро освоился на новом месте.
«Раз ты сам к нам причапал, быть тебе Чапой», — постановили супруги. Обустроили приемышу жилье в загончике для цыплят и принялись искать информацию, чем его кормить.
Начали с творожка и мелко порубленного яйца. Меню утенку было явно не по душе. И Василий Петрович вспомнил про комбикорм, оставшийся после бройлеров. Куриный паек Чапа оценил и начал прибавлять в весе. Лакомством для него оказалась свекольная ботва. Кабачок и огурцы тоже уплетал за обе щеки, но вскоре насытился и стал отворачивать клюв от «салатика». А вот привезенную специально для него с болота кочку щипал с удовольствием.
На прогулку по огороду Чапу выводят на веревочке: чтобы не сбежал и не стал добычей соседских собак, коршуна или совы.
Довольно быстро серый пушок сменил перья, голубые «рукавчики» дали основание предполагать, что Чапа уже не Чапа, а Чаплин — неунывающий, любопытный и… с «фирменной» походкой известного актера. Дуся селезню больше была не страшна: после того как он дал ей отпор, ущипнув за бок, кошка потеряла к нему всякий интерес.
Прогулки по тропинкам
Фото: Любовь Соколовская
Чтобы молодой селезень мог проводить водные процедуры, хозяева устроили бассейн в емкости для полива. А выгуливать по огороду его выводят на веревочке: чтобы не сбежал и не стал добычей соседских собак, коршуна или совы.
За два месяца селезень стал ручным. Правда, завидев чужака, начинает махать крыльями, может ущипнуть, а успокаивается, только когда в руки берут его приемные родители.
Фото: Любовь Соколовская
— Так и живет у нас это чудо в перьях. А что с ним дальше делать, ума не приложим. Я в молодости охотился, ходил с ружьем не только на уток, но и кого покрупнее. Но чтобы Чапу отправить на сковороду – такого и в мыслях нет! – разводит руками Василий Петрович. — В природе привыкший к дому птенец вряд ли выживет, поэтому зимовать будет у нас. А как дальше – время покажет.
Комментарий орнитолога
Антон Сасин, доцент Дальневосточного ГАУ, кандидат биологических наук:
Фото: Архив «Амурской правды»
— Судя по фотографии, это молодой самец кряквы. Это фоновый вид для Амурской области, и сам факт встречи с человеком удивления не вызывает. Популяция крякв, как и мандаринок, в Приамурье в последние годы значительно выросла. Этому способствует влажный цикл: в сельской местности и даже городах увеличивается число водно-болотных угодий, что обеспечивает благоприятные условия обитания и кормовую базу для уток. Отсутствие опасностей (разве что со стороны собак) вблизи населенных пунктов приводит к тому, что определенные виды животных и птиц приспосабливаются и начинают соседствовать с человеком, оставаясь дикими. Этот процесс называется синантропизацией.
Что касается данного случая, можно попробовать отыскать водоем, где обитают кряквы и отнести туда молодого селезня. Сейчас корма достаточно, голодная смерть ему не грозит. А к тому моменту, когда наступят холода и он приспособится к условиям в дикой природе, освоится в среде соплеменников и сможет улететь вместе со всеми.
***
Большой брат аистов: зачем эколог Антон Сасин следит за птицами по GPS-передатчикам и онлайн-камерам
Доверился человеку: спасенный в Усть-Ивановке аист добровольно отказался от перелета на юг
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии