Роль первого царя всея Руси Александр Михайлов играет в Малом театре. Известно, что еще в 1945 году во МХАТе прямо на сцене Хмелев, будучи в гриме и костюме царя, упал замертво. Затем было еще несколько трагических случаев, связанных с исполнением этой роли, в том числе и с Евгением Евстигнеевым.

— Когда Соломин и Коршунов предложили мне сыграть Ивана Грозного, я поставил условие: убрать из спектакля слово «смерть». Но они не сделали этого, а меня все-таки уговорили дать согласие, — рассказывает актер. — И, думаю, не случайно со мной чуть не произошла трагедия. Это было на подмосковной дороге. У меня внезапно пошла горлом кровь. Благо рядом оказался мой товарищ по театру Александр Потапов. Он оказал первую помощь и отвез в «Склиф», где меня спасли. За время болезни я потерял 20 килограммов веса. А мой земляк Юрий Соломин оказался чутким человеком, и означенное слово из спектакля «ушло». Теперь перед каждым спектаклем трижды читаю «Отче наш» и прошу у Господа благословения. Если в суете не делаю этого, то у меня отнимается левая рука, пропадает голос.

Образ царя Ивана Грозного, желание осмыслить происходящие в наши дни события заставили актера погрузиться в историю государства Российского, множество фактов из которой он привел на творческой встрече со зрителями. Немало он рассказал и о себе. Детство будущего народного артиста России прошло в Забайкалье (в Читинской области, в бурятском поселке Цугульский Дацан). В свидетельство же о его рождении внесена станция Оловянная — только там во всей округе могли поставить запись о появлении на свет нового человека. От матери, которая удивительно исполняла, подыгрывая себе на балалайке, народные песни и частушки, Александру досталась любовь к пению. Любимейшая из них «Липа вековая» первой прозвучала на встрече актера со зрителями. Но песни у него сейчас невеселые — время не то, считает актер. К тому же сильна скорбь по внезапно и трагически ушедшему другу — юмористу и губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову.

Впрочем, для русской истории это не в диковинку — Михайлов вспомнил Игоря Талькова, удивительно талантливого поэта и композитора, который предвидел свою смерть при большом стечении народа и знал, что его убийцу не найдут. Судьбе было угодно, чтобы Михайлов и Тальков встретились — однажды их гримерки оказались рядом, и Александр услышал, как Игорь пел: «Бывший подъесаул...» Не сдержался, зашел, представился и попросил разрешения исполнять эту песню, от которой плачет душа. Предки Михайлова по линии отца — донские казаки, были высланы в Забайкалье. Дед служил в Семеновском полку. Перед смертью (тогда внуку исполнилось шесть лет) он призвал мальчика к себе: «Запомни, Шурка, четыре напутствия — и ты выживешь: они помогут тебе в этой жизни. Люби Россию и, если понадобится, отдай за нее жизнь. Сердце отдай людям. Душу — Господу Богу. А честь сохрани себе и никому ее не отдавай!» Потому, видимо, в душе актера много русского, православного — им он старался делиться с поклонниками своего творчества, исполняя народные, казачьи песни, православные песнопения, романсы.

Участники фестиваля «Амурская осень» приглашены в Китай, где они посетят места, связанные с русскими людьми.

— В Харбине я очень надеюсь найти могилы своих родных — казаков, ушедших от советской власти за кордон, — признался Александр Яковлевич.

После седьмого класса уговорил Александр маму переехать во Владивосток, чтобы потом в мореходку поступить. Он выбрал то училище, где выдавали тельняшки и которое находилось на горе бухты Диомид. А это — ворота в открытое Японское море. Два года плавания по трем морям — Охотскому, Берингову и Японскому — и Тихому океану укрепили характер. Но после трагедии, когда во время бури столкнулось несколько кораблей и многие моряки погибли, а Михайлов чудом остался жив, ему пришлось дать матери обещание навсегда сойти на берег. В тот же год друг пригласил его на дипломный спектакль выпускников театрального института (кстати, среди них был и наш земляк Валерий Приемыхов).

Александр Михайлов вспоминал, что ему пришлось выбирать между рестораном, в который его позвали друзья отметить их возвращение с путины, и театром. Приятель уговорил зайти туда хотя бы на час. Без пяти минут актеры играли «Иванова». — Я не заметил, как пролетело время. А когда все закончилось, пошел на берег Амурского залива и просидел там всю ночь — прощался с морем, понимая, что отныне принадлежу театру, — нарисовал живую картину актер. После окончания театрального факультета Дальневосточного института искусств Михайлов несколько лет работал во Владивостоке. И сейчас довольно часто приезжает в город своей юности. Не забывает и о Забайкалье. Кстати, его земляки присутствовали на вечере и очень активно поддерживали Александра. Впрочем, весь зал старался не отставать от них: подпевал, посылал записки любимому актеру.

«Вам не стыдно за своего героя в фильме «Любовь и голуби», — спросили сразу в нескольких из них.

— Нисколько, — ответил Михайлов. — Очень люблю своего Васю Кузякина. За его душевную чистоту люблю. На таких русских мужиках, с виду даже дебиловатых, вся Россия держится. И ведь это он — этот самый русский доверчивый Иван, которого всю жизнь только и делают, что обманывают все кому не лень, — войну выиграл! Он и сегодня страну на своих плечах вытащит. Я в этом не сомневаюсь.

Поклонники таланта Михайлова интересовались, почему он так давно не снимался и когда его снова можно будет увидеть на экране.

— Мне не нравится трупный запах и море крови, которых много в современном кино, потому и отказывался от многих предложений, — признался Александр. — И вот недавно мы закончили работу над сериалом «Сергей Есенин». Поэта блестяще играет Сергей Безруков. Я занят в роли подполковника Хлыстова. Его реальный прототип занялся расследованием гибели русского поэта через 60 лет после трагического происшествия в гостинице «Англетер». Мы предлагаем свое видение случившегося. При этом я лично убежден, что это убийство. Фильм должен был выйти на телеэкраны ко дню рождения Есенина, то есть к третьему октября. Но сейчас об этом уже и речи не идет. Хорошо, если зрители его увидят до конца года.

А закончился замечательный вечер стихами Пушкина о любви. «Я вас люблю, хоть я бешусь...» Александр Михайлов часто читает своей трехлетней дочери Алине, которая теперь стала главной в его жизни представительницей слабого пола.

Возрастная категория материалов: 18+