«До сих пор живу в двух измерениях: днем в Израиле, ночью — в Благовещенске, — пишет поэт из земли обетованной. — Недавно у меня вышла книга «Из века в век», которую постараюсь выслать в редакцию. Начинается она с раздела «На земле обетованной». Половина стихов из него уже была опубликована в «Амурской правде». Написал литературные мемуары о Саше Красном, Николае Задорнове, Всеволоде Сычеве».
* * *
Вот такие в жизни перемены:
Отсчитав полсотни трудовых,
Я отныне здравствую в две смены
Без отгулов и без выходных.
Каждый день влечет к себе с рассвета
Заграничной жизни новизна —
Краски субтропического лета,
Средиземноморская волна,
Пальмы, эвкалипты, кипарисы,
Зелень трав, голубизна небес...
Будто наподобие Алисы
Я и впрямь попал в страну чудес.
Вся страна — объехать суток хватит,
Но контрасты — оторопь берет:
На Хермоне снежно,
а в Эйлате
Африканским жаром обдает.
Люди — все сограждане,
и все же
Наяву при ясном свете дня
Обликом и нравом так несхожи,
Хоть по генам — кровная родня.
Знать, не зря на два тысячелетья
Бог ли, Рок — теперь уж не узнать —
Разметал народ по белу свету,
А потом собрал его опять.
Но едва заката луч прощальный
Смену сдаст владычице ночей,
Как с Востока Ближнего на Дальний
Возвращает вновь меня Морфей.
И опять — в который раз,
не знаю —
На крутом амурском берегу
Я на жизнь в Израиль уезжаю
И никак уехать не могу.
Ведь давно оформлены бумаги,
Решено, где быть и где не быть —
Тяги не хватает ли, отваги
Рейс тот судьбоносный совершить.
Всякий раз находятся причины
Вновь отсрочить на день свой отлет:
Но гудят и греются турбины,
И на старт выводят самолет.
И отрадно, поутру вставая,
Вспомнить вновь, очнувшись ото сна,
Что своя — от края и до края, —
Велика Земля моя родная,
Всем опора и на всех одна.
* * *
Уходит век неудержимо,
И знаю, смертный человек,
Что он и есть неповторимый
И разъединственный мой век.
* * *
Непросто жизнь по новой начинать,
Но не сбылись фатальные пророчества:
Все внове, и зовут меня опять,
Как в юности — по имени, без отчества.
Я даже не Олег пока - оле*,
Лишь новосел, дающий обещание
На этой, Богом меченой земле,
Вновь подтвердить и стать свою, и звание.
Запоминаю новые слова,
Войти в иврит — забота неустанная.
Кому — стара, а для меня — нова
И молода Земля обетованная.
И сам бы рад в порыве молодом
Постичь страну, да плохо получается —
Вся голова заполнена старьем,
И новое с трудом в нее вселяется.
Хочу, как прежде, быть в одном строю
На марше созидателей Грядущего,
Но быстро устаю и отстаю
И становлюсь обузою ведущего.
Ну что ж, пора и впрямь со стороны
Увидеть и себя, и все окрестное,
И не стремиться впредь, «задрав штаны,
Бежать за комсомолом» в неизвестное.
Не лучше ли, тревогам дав отбой,
Расслабиться душой в уединении,
И календарь всей жизни прожитой
Перелистать в обратном направлении.
За годом год, по чести, по уму
Осмыслить все былые проиcшествия,
И пусть не мне, но внуку моему
Пойдет на пользу это путешествие.
А дальше — жить и гнать все бредни прочь,
Как ни суди — не вижу лучшей доли я.
Уже и вечер, но еще не ночь.
Вот только бы, еще бы и поболее...
_______________________
* Оле — иммигрант в Израиле.
* * *
Певцы Дальнего Востока (из воспоминаний)
Лето 1988 года мы провели всей семьей на Рижском взморье в Юрмале, в доме творчества писателей Дуболты. Народ там собрался солидный. В главном холле часто прогуливался с большой сигарой Александр Чаковский, автор «Блокады» и главный редактор «Литературной газеты». Под руку с крепкой женщиной средних лет ежедневно гулял Вениамин Каверин, он постоянно ей что-то говорил, а она внимательно слушала. Временами появлялись на людях Евгений Долматовский, Петр Проскурин. Через неделю после нашего приезда раздался телефонный звонок:
— Это Олег Маслов? С вами говорит известный вам секретарь Воронежской писательской организации. Есть идея — устроить встречу провинциальных поэтов с читателями, и я предлагаю вам принять в ней участие в качестве выступающего.
— Да вы что! Вы представляете, кто будут эти читатели, перед кем придется выступать?
— Классиков будет мало, а остальным мы покажем, что литература делается не только в столице. Группа уже собирается приличная, я вас включаю. Я мучительно пытался вспомнить, как и откуда могу его знать, а когда через несколько дней встретились перед выступлением, все прояснилось. Он по телефону разговаривал не со мной, а с моим двойным тезкой Олегом Масловым из Самары, с которым был лично знаком (кстати, и я познакомился с Олегом год назад в Пицунде). Но менять что-либо было уже поздно, и выступление мое состоялось. Я напомнил присутствующим, где находится Дальний Восток, назвал имена любимых земляков-литераторов, прочитал несколько стихотворений, получил сдержанное одобрение председателя и зала и спокойно удалился. А через день ко мне подошел человек — седой, в летней рубашке, джинсовых брюках, с очень знакомым лицом и, улыбаясь, сказал:
— Давайте знакомиться, Задорнов. В первое мгновение мне захотелось крикнуть: «Не может быть!» И в самом деле, когда я в детстве читал «Амур-батюшку», разве мог себе представить, что когда-нибудь вот так запросто встречусь с автором и пожму руку, написавшую этот знаменитый роман. Да к тому же в моем сознании автор книги невольно ассоциировался с ее персонажами, которые жили сто лет тому назад. Фантастика какая-то!
Так состоялось наше знакомство. Первое, о чем спросил Николай Павлович, знаю ли я деревню Заган Свободненского района. Я о таковой не слышал. Тогда он рассказал, что это была единственная в Приамурье деревня, где никто не пил и не ругался матом, там жили староверы (позже я узнал, что сейчас там все не так). Потом он рассказал о себе. Родился в 1908 году в Чите, в 1927-м был актером театра Благовещенска, а затем переехал в Комсомольск-на-Амуре, где стал заведующим литературной частью местного театра. Там и начались его исторические изыскания. В Риге он жил многие годы, потому что там после Ленинграда самые лучшие в стране архивы, что для исторического писателя представляет наиважнейшую ценность.
Когда дошла очередь до меня, он подробно расспросил, кто я, чем занимаюсь, что написал и издал, поговорили о литературной жизни Дальнего Востока, где он обнаружил совершенное знание того, что там происходит. Но главным оселком моего признания явилось творчество Петра Комарова. После того как Задорнов убедился, что я по-настоящему знаю и люблю стихи Комарова, что мы с 1986 года ежегодно проводим Комаровские чтения в родных местах поэта, он впустил меня в мир своих знаний. А знал он очень много — большего знатока истории Дальнего Востока я не встречал и, наверное, не встречу.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии